«Моделирование системы деятельности педагога, направленной на ознакомление детей дошкольного возраста с книжной культурой»


«Моделирование системы деятельности педагога, направленной на ознакомление детей дошкольного возраста с книжной культурой»
Автор: Новокрещенова Татьяна Петровна - воспитатель СП ГБОУ ООШ с.Коноваловка Борского района Самарской области
Тема ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой» является актуальной. Потому, что в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» сформулирован заказ общества и государства – «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России».
Свою работу по данной теме я начала с определения понятия «книжной культуры». По В.И. Гульчинскому «Книжная культура – это часть культуры общества, как исторически обусловленная общественная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранения книги».
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности детей в различных видах деятельности. Одно из них речевое развитие.
Оно включает:
- владение речью, как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной -диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
При проведении диагностики воспитанников подготовительной группы по данной теме было установлено, что:
-у детей плохо развита речь (дети не могут правильно выразить свою мысль при пересказе произведения, не используют эпитеты, сравнения);
-отсутствует интерес и потребность в чтении (не проявляют интерес к рассматриванию книг, чтению (восприятию) книг)
Книга является прежде всего феноменом культуры, собрание культурных способов восприятия мира привычек и потребности в чтении. Однако на современном этапе много интересной для детей информации поступает из мультфильмов, компьютерных игр, телевизионных передач. И герои давно не похожи на своих литературных прототипов. При беседе с родителями установлено, что в семьях утеряна традиция чтения. В результате чего дети не интересуются книгой.
На основе данных требований в образовательной программе дошкольного учреждения намечена цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста интереса и любви к чтению (восприятию) книг.
В результате дети седьмого года жизни могут:
- проявлять способность к сопереживанию и сочувствию литературным героям;
- знать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки;
- называть жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение);
- драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворение;
- называть любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
Однако, дети данного возраста демонстрируют следующие недостатки в результатах:
- не способны определить жанр произведения:
- затрудняются назвать любимого детского писателя;
- отсутствует интерес к чтению:
- проявляется небрежное отношение к книгам
Недостатки в основном процессе:
- отсутствие новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников;
- рассогласование требований к детям со стороны педагогов и родителей;
- недостаточность внимания работе в книжном уголке;
- не формируется бережное отношение к книге.
Недостатки в условиях:
- Недостаточное количество художественной литературы,
- Отсутствие аудиозаписей и мультимедийных методических пособий,
Недостатки создают определенные противоречия:
- Формирование у ребенка интереса к книге, желание слушать сказки, рассказы предполагает использование художественной литературы, мультимедийных пособий, однако отсутствие банка пособий не позволяет реализовать деятельность в образовательном процессе.
- Воспитание бережного отношение к книге у детей, как к культурной ценности предполагает систему работы в НОД, самостоятельной деятельности в работе с родителями, однако, из-за отсутствие должного внимания к данной теме, делает этот процесс не эффективным.
Формулировка проблемы:
Усовершенствовать систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной культурой
Описание новых образовательных результатов сформированных у обучающихся.
Детская книга в отечественной педагогической науке рассматривается, как важный источник и средство развития личности растущего человека. В соответствии с требованиями ФГОС от 17 октября 2013г. утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации применительно к исследуемой мной теме, целевыми ориентирами дошкольного образования для подготовительной группы являются:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
(Ребенок старшего дошкольного возраста бережно относится к книге: не рвет, не бросает, убирает на место, участвует в подклейке)
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
(Ребенок старшего дошкольного возраста испытывает сострадание и сочувствие к героям книг)
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
(Ребенок старшего дошкольного возраста отождествляет себя с полюбившимися персонажами произведений, в театрализованной деятельности берет на себя роль героя произведения)
-ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
(Ребенок старшего дошкольного возраста самостоятельно пересказывает небольшое произведение (сказку, рассказ), грамотно выражает свои мысли.)
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
(Ребенок старшего дошкольного возраста заучивает стихи, считалки)
- Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
(Ребенок старшего дошкольного возраста использует книгу, как источник знаний. Знает много сказок, рассказов, стихов, считалок.)
4.Ознакомление с книжной культурой начинается со знакомства книгой.
Книга – средство эстетического, познавательного, социального и речевого развития.
- обогащается речь
(выразительная, точная, образная, эмоциональная);
- происходит связь речевого и эстетического развития
А.В. Запорожец отмечал, что ребенок на протяжении дошкольного возраста проходит путь в развитии отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия;
- владение языковыми изобразительными средствами;
- воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству, способом – силой художественного образа.
Восприятие художественной литературы рассматривается, как активный
волевой процесс, создающий эффект личного присутствия в событиях. Интерес к книге у детей появляется рано. Сначала ребенок листает, слушает чтение взрослого, рассматривает иллюстрации, далее воспринимается литературный текст. На 4 году ребенок проявляет интерес к судьбе героя. На 5 году выражает свое понимание и отношение к герою. В старшем возрасте осознает события, которых не было в его личном опыте.