Методическая разработка классного часа на тему:«Этика сетевого общения» 8-11 класс


Методическая разработка классного часа на тему:
«Этика сетевого общения»
(8 – 11 класс).
Цель мероприятия:
- познакомить ребят с основными нормами поведения в сети Интернет, особенностями общения в чатах, по электронной почте.
Лучше построить классный час в форме беседы, в которой учащиеся должны привести примеры непорядочного поведения в сети Интернет: нетерпимости, навязывания своих убеждений, экстремизма.
В качестве вступительного слова ребятам можно предложить ситуации, часто встречающиеся в последнее время при пользовании сетью Интернет, и выяснить мнение ребят по той или иной проблеме (ситуации).
Например:
1. В последнее время чешские школьники, как и учащиеся в других странах, частенько шантажируют одноклассников и учителей, выкладывая нелицеприятные видеоролики о них в Интернете. Для рассылки фотографий, звуковых и видеофайлов дети также пользуются электронной почтой и мобильными телефонами.
Чтобы решить эту проблему, чиновники предлагают учителям просто конфисковывать у детей сотовые аппараты или же запрещать их использование во время уроков. Кроме того, преподавателям рекомендуется приглашать родителей в школу и обсуждать с ними поведение малолетних шантажистов; есть и более радикальная мера — перевод провинившегося в другой класс. Ну, а, если школьник упорствует, продолжая выкладывать фотографии и видео, чиновники советуют педагогам обращаться в полицию.
- Как вы оцениваете такое поведение своих сверстников в других странах?
- Какие методы воздействия на Интернет-шантажистов можете предложить?
2.Онлайновое запугивание — к сожалению, довольно распространенное сегодня явление. Согласно недавнему исследованию, в США трое из четырех подростков подвергались запугиванию в Сети в течение последнего года. И только один ребенок из десяти рассказал об онлайновых угрозах родителям или другим взрослым. Многие подростки не говорят о происшедшем родителям, поскольку намерены сами решать подобные проблемы. 31% опрошенных не обсуждают инциденты, так как боятся, что родители ограничат им доступ в Интернет. Треть респондентов заявили, что не говорили со взрослыми об онлайновых угрозах, поскольку опасались, что в результате у них могут возникнуть проблемы с родителями.
- Подвергались ли вы подобному воздействию?
- Как нужно правильно вести себя в подобной ситуации, по вашему мнению?
3. В связи с развитием электронного государства, идея электронного школьного журнала становится все более популярной. Подобные журналы успеваемости востребованы в Америке (программа Pinnacle Gradebook) и набирают обороты в России. На заседании президиума Госсовета УР летом текущего года, на котором рассматривался вопрос о реализации Стратегии развития информационного общества в РФ, президент России Дмитрий Медведев одобрил ввод электронных версий школьных журналов наряду с бумажными. Многие родители с энтузиазмом восприняли эту идею.
В правительстве Калининградской области активно обсуждается вопрос о введении электронных карточек для контроля за школьниками. Об этом министр образования правительства Калининградской области Наталья Шерри сообщила на состоявшейся 22 августа пресс-конференции на тему: "Реализация в Калининградской области проекта по совершенствованию организации школьного питания".
По словам министра, данное нововведение позволит обеспечить контроль как школьной администрации, так и родителей за посещением занятий, приёмом пищи и получением материалов в библиотеке их детьми. Также разрабатываются варианты ведения электронного журнала, причём в некоторых школах такие журналы уже используются.
- Выскажите свое отношение к таким формам контроля за детьми со стороны родителей и учителей.
Хотя Интернет – специфическая среда для общения, в ней существуют определенные правила вежливости, которые получили название «сетевой этикет». Правила сетевого этикета широко обсуждаются в Интернете, но, к сожалению, культура общения остается на низком уровне. В сети нередко можно наблюдать грубость, речевую агрессию, нетерпимость к чужим мнениям. В связи с этим, необходимо рассмотреть пример крайне негативного сетевого поведения, предложить дать ему нравственную оценку и указать на недопустимость такого поведения. Например, сообщение в новостях: «Группа хакеров повредила на этой неделе несколько церковных страниц, поместив на них высказывания почитателей культа Сатаны, его изображения и другие символы Сатанизма». Предложить учащимся дать им оценку.
Работая в Интернете, учащиеся обязательно должны столкнуться с проблемой виртуального общения (чат, форум, электронная почта, телеконференции). Если мы общаемся с незнакомыми людьми, то возникает ситуация разговора с виртуальными личностями. Человек может изменять свой статус, скрывать возраст, пол, преувеличивать силу, красоту, а также почти безнаказанно проявлять агрессивные черты характера, которые он вынужден подавлять в повседневной жизни. Для того чтобы избежать отрицательных последствий общения в Интернете, следует придерживаться определенных правил:
не нужно слепо верить в то, что собеседник говорит о себе;
следите за своими словами (не употребляйте грубых выражений);
не сообщайте незнакомому лично человеку ваш домашний адрес, телефонный номер;
если вы чувствуете дискомфорт в общении, уходите.
Можно предложить учащимся составить свои принципы общения в Интернете.
Рассмотрим подробнее неформальный кодекс поведения в сети Интернет, регулирующий общение пользователей друг с другом и так называемый сетевой этикет (netiquette — от слияния англ. слов net — сеть и etiquette — этикет). Сетевой этикет — это некоторое количество базовых правил поведения в сети, однако эти правила время от времени подвергаются изменениям, что-то устаревает и теряет свою актуальность в связи с развитием технологий Интернет, а что-то добавляется новое.
Сетевой этикет регулирует:
правила обмена сообщениями по электронной почте
стилистику сетевой коммуникации при коллективных обсуждениях
общие правила написания публикуемых текстов в сети и пр.
При переписке по электронной почте каждый пользователь должен помнить о некоторых правилах.
Приветствуйте собеседника в начале письма и прощайтесь в конце.
По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
Пишите кратко, грамотно и аккуратно.
Отвечая на сообщение, необходимо цитировать его наиболее существенные места.
Удобно, когда письма пользователя заканчиваются краткой «подписью», автоматически добавляемой к каждому сообщению, отправляемому пользователем, однако эта подпись не должна быть длиннее четырех-пяти строк. Очень важно указать в подписи своё имя-отчество полностью, чтобы получателю было удобно обратиться к Вам. Если указаны только инициалы, то отвечающему придётся искать имена в других источниках, на это потребуется время. Подразумевать же, что все точно помнят наше имя-отчество, – это неверно. У всех свои особенности памяти и объёмы информации, а также круг общения.
Например:
С уважением,
Петров Иван Сергеевич
преподаватель ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Тел.8(3412)10-20-30
E-mail: petrov@mail.ruВ переписке личного характера можно придерживаться разговорного стиля.
Не следует переправлять чье-то личное сообщение другим людям или в телеконференцию без предварительного согласия его автора.
Если вы заняты и не можете быстро ответить на поступившее сообщение, отправьте пару строк с подтверждением получения и обещанием ответить при первой возможности.
Если сообщение поступило от незнакомого лица, следует понять, обосновано оно или нет. В первом случае - ответить в течение трех дней. Во втором - не отвечать.
Текст письма нужно структурировать по смыслу, абзацы отделять пустой строкой.
Если вы отправляете заархивированный файл, поинтересуйтесь заранее, сможет ли получатель письма его распаковать (то есть, имеет ли он на своем компьютере нужную программу-архиватор).
Строка текста должна ограничиваться 60-70 символами, справа без выравнивания.
Нежелательно посылать письма большого объема - около одного мегабайта, поскольку пользователь, работающий с бесплатным почтовым ящиком, может такое послание не прочитать из-за ограничений на объем входящей корреспонденции.
К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа.
Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять не следует.
При обращении к незнакомым людям следует воздерживаться от просьб, вызывающих необходимость использования других средств связи, отличных от электронной почты.
Если в письмо вложен файл, то в тексте письма обязательно должно был указано, что приложено и зачем.
И наконец, существуют общие Правила общения в Сети :Помните, что Вы говорите с человеком.
Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
Помните, где Вы находитесь в киберпространстве.
Уважайте время и возможности других.
Сохраняйте лицо.
Помогайте другим там, где Вы это можете делать.
Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.
Уважайте право на частную переписку.
Не злоупотребляйте своими возможностями.
Учитесь прощать другим их ошибки.