Сценарий о детстве пушкина


Сценарий «Детство Пушкина»
Звучит музыка. На сцене выключен свет. По сцене ходит дядька Никита Тимофеевич Козлов и зажигает свечи.
Дядька. – Ох, и непогода на улице. У Сашеньки с ноги жар. Лежит в незабытьи, все няню поминает: «Арина Родионовна, говорит, посиди со мной». А то вдруг глаза откроет и закричит: «Ты здесь, мой дядька Никита Тимофеевич?» Вот дитятко-то. Здесь я! Где же мне еще быть-то? Я тебе до последнего часа служить буду, родненький. (Прислушивается). Ой, как ставни-то стучат! Буря разыгралась не на шутку. Пойду господам сообщу про Сашеньку да Арину Родионовну проверю. Ой, буря разыгралась! (Уходит)
Песня – романс «Буря мглою небо кроет».
(Сначала танцует взрослая пара, потом присоединяется пара детей, потом присоединяются и поят девочки)
Исполняет папа 1 куплет,
сын – второй куплет
группа девочек – 3 куплет На сцене – бал. Голос из-за сцены .- кричат Сашу.
Выходит молодой Пушкин
Выбегает с письмом, читает вслух:
«Не знаю, матушка, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умен и охоч до книжек, а учится плохо. Редко, когда свой урок сдаст порядком. То его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что его ничем не уймешь. Из одной крайности в другую бросается, Нет у него середины. Бог знает, чем все это кончится, ежели он не переменится.
(отрываясь от письма)
Так и знал! Опять обо мне! Ну, дает старушка! Всегда меня ругает! (Дразнит)
Ведь экой ты шалун растешь, помяни моё слово, не сносить тебе своей головы!
А вот она, при мне! (Смеется, кувыркается) Зато мамушка Арина Родионовна хвалит меня, правда, говорит, что я очень болтлив. (Смеётся)
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет любви воспоминанье,
Ах, умолчу о мамушке своей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, старинном одеянье,
Она , духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня,
И с шепотом рассказывать мне станет,
О мертвецах, о подвигах Бовы,
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы
(Прислушивается)
- Ой, кто-то идет. Спрячу-ка я письмо да и сам схоронюсь. Прячется за цветок.
Выходит Арина Родионовна
Садится на скамью и прядет.
Господи, ну и погодка! Слава Богу Сашенька выздоровел. Я, говорит, тетя, мамушка, больше всех люблю. Нет у меня, говорит, никого на белом свете роднее, чем ты да дядька Козлов. Все слова какие-то рифмует, стишки придумывает. На французском языке написал да мне подарил. Да разве ж я пойму, соколик ты мой? А он мне перевод с французского:
В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвой погремушкой
(Прислушивается)
- Кто здесь?. Ах, ты мой, родненький! От кого же ты спрятался? Дай-ка чело твоё потрогаю, да на глазки посмотрю, посиди со мной. Нянька сказку сказывать будет и песенку споёт.
Обнимает ребенка и поёт р. н. песню
Пушкин. Няня, а зло какое?
Няня: Оно большое, Сашенька, до добро-то больше. Ходит оно по земле да людей выбирает. Кто больше приглянется, тому и достанется.
Пушкин. – Мамушка, а я добрый лил злой?
Няня – Добрый ты, Сашенька, добрый! И жизнь у тебя будет добрая. А уж счастливая!
Пушкин -А что для этого нужно, няня?
Няня – Да вроде бы и ничего вовсе. Жить, Сашенька, да за правдой идти: добро-то и пойдет за тобой! Слыхала я батюшка ваш, Сергей Львович, вчерашнего дни сказывал (прядет): в Лицей хотят тебя отдать, школа такая. А раньше это дворец был, красивый, вот царь и распорядился там школу для дворянских детей устроить, да такую, какой отродясь не бывало! Да ты, Сашенька, не бойся: где ученье, там и свет! Пойдем-ка, мой свет, Олюшку и Лёвушку, проверим, что-то затихли сорванцы, аль плохое задумали?
Выходят отец и мать
Отец – Что делать с Александром? Ума не приложу! Французский язык как родной, и английском , и немецкому обучаем, а воспитания ноль. Слыхал я, как он с гувернантками разговаривает. Вы, говорит, недостаточно знаете немецкий и английский фольклор, в фольклор, говорит, это народная душа. Они только руками разводят. Вот ужо ему задам!Начитался великих, балбес! Вот и ищет правдолюбия! Карамзин, Жуковский, Батюшков, Дмитриев – все его учат, да толку ноль. Чтоб завтра же Василий Львович отвез его в Лицей (с раздражением)
Мама – Душенька, не расстраивайся так, я поговорю с сыном.
(уходят)
Выходят девушки в р. н. костюмах, танцуют. В это время на сцене готовят стулья и парты.
Сценка «В Лицее»
Профессор – Ну-с, господа! вы меня рассмешили! Чтоб я, профессор Кошанский, не знал античную и древнерусскую литературу, да не бывать этому! А все почему: нужно быть внимательным к слову! А теперь будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, какой – нибудь предмет. Да вот хоть эту розу - СТИХАМИ! Ну-с, удивил я вас?
Пушкин (вскакивая) Ничуть!
- Где наша роза
Друзья мои?
Увяла роза , дитя зари,
Не говори: вот жизни младость
Не повтори: так веет радость
В душе скажи:
Прости, жалею
(говорит пафосно, подняв руку)
(Потупившись) - А больше я сказать не смею.
Лицеисты смеются
Выходит заранее подготовленный ребенок и читает современное стих-е про лицейские годы А. С. Пушкина. На экране – презентациявид Лицея, Пушкин – кличка бес, друзья Пушкина, Общество «Арзамас», В Лицее написано 120 стихов, первое мстих-е напечатано в журнале «Вестник Европы» №3 1814 год)Музыка, выходит А. С. Пушкин.
(С чувством)
- Жизнь! Россия!
Вместе мы – сила!
Я ---не знаюИ в небо улетаю….
(встаёт боком, прокашливаясь)
Великим быть желаю
Люблю России честь
Я много обещаюИсполню ли, БОГ ВЕСТЬ?
(Садится и пишет пером на бумаге)
Появляются танцующие пары и звучит песня «И вот уже мечтою странной душа наполнилась моя»
На экране появляются слова: «ПУШКИН – НАШЕ ВСЕ!»
Действующие лица
А. С. Пушкин
Дядька Никита Тимофеевич Козлов
Папа поёт песню
Сын поет 2 куплет
Девочки поют и танцуют в р. н. костюмах
Танцующие пары: 1 – взрослые, 2 – дети
Арина Родионовна
Отец Сергей Львович
Мать Надежда Осиповна
Профессор КошанскийУченик со стихотворение современного поэта