Презентация по обобщению опыта Метод проектов


Автор презентации: Грибанова И.Э. + Интернет Цели проектной деятельности Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.Развитие исследовательских умений. Указанные цели достигаются через особую организацию взаимодействия участников проектирования. Поэтому при проектировании могут быть учтены характерные черты моделей. Парадигмы построения пространства профессионального взаимодействия «Знаниевая» педагогика «Способностная» педагогика Авторитарный способ управления Демократический способ управления Этапы разработки проекта Подготовительный Проектировочный Практический Аналитический Контрольно-коррекционный Заключительный Этапы разработки проекта и их содержание Подготовительный Цель Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности Содержание деятельности Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели Организационные формы сотрудничества Творческие группы, характеризующиеся созданием проблемно-мотивационной среды Этап 1 Этапы разработкипроекта и их содержание Проектировочный Цель Построение ориентировочной схемы действий Содержание деятельности Обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности Организационные формы Беседа, дискуссия, «мозговой штурм» Этап 2 Планирование групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции Этапы разработкипроекта и их содержание Практический Цель Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий Содержание деятельности Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов. Организационные формы сотрудничества Проблемная группа, творческая лаборатория, служба развития Этап 3 Этапы разработки учебного проекта и их содержание Аналитический Цель Рефлексия Содержание работы ученика Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы Организационные фрагменты уроков Семинар, круглый стол, консультация Этап 4 Этапы разработки учебного проекта и их содержание Контрольно-коррекционный Цель Коррекция Содержание работы ученика Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок Организационные фрагменты уроков Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия Этап 5 Этапы разработки учебного проекта и их содержание Заключительный Цель Защита проекта Содержание работы ученика Представление содержания работы, обоснование выводов Организационные фрагменты уроков Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие Этап 6 Проектная технология (проектный метод) Проектный метод(проектная технология) Проблемно-исследовательская технология Исследовать проблемы и проблемные ситуации Имитационного моделирования технология – Рефлексивная технология Уметь осуществлять анализ уже совершенной деятельности Деятельностная технология Быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять цели деятельности, проектировать как, и с помощью чего можно их достичь Самоопределенческая технология Уметь самостоятельно и обоснованно делать выбор, самоопределяться в деятельности, способах, средствах, путях решения… Коммуникативная технология Уметь общаться, вести диалог, осуществлять конструктивную критику и поиск решения Приобретать опыт решения жизненно важных проблем Требования к использованию метода проектов Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения;Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов Требования к использованию методов проектов Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов: Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).Использование исследовательских методов, что предполагает:определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования;оформление конечных результатов;анализ полученных данных;подведение итогов;корректировка;получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.). по Полат Е.С., Чечель И.Д., Шамовой Т.И. Правила и принципы успешности проектной деятельности В команде нет лидеров. Все члены команды равны Команды не соревнуются Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров» Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание Классификация проектов По характеру результата По форме По характеру доминирующей в проекте деятельности По профилю знаний По характеру координации По уровню контактов По количеству участников По продолжительности По типу объекта проектирования видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера и т. д. Разнообразие проектов Информационный и исследовательский проект Обзорный проект Продукционный проект Проекты-инсценировки, или организационные проекты по характеру результата по форме Разнообразие проектов исследовательские творческие ролево — игровые информационные проекты практикоориентированные По Е.С.Полат, проекты подразделяются на: требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Разнообразие проектов Кроме того, по профилю знаний проекты подразделяются на: Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: "Единое речевое пространство", "Культура общения ", "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX — XX веков", "На рубеже веков", пр.). По одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроекгами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области. монопроекты межпредметные проекты Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель и др. Разнообразие проектов По характеру координации проекты могут быть: с открытой, или явной, координацией В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников. со скрытой координациейВ таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта. Разнообразие проектов Что касается уровня контактов, то проекты подразделяются на: Внутришкольные или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны Международные (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами. Долгосрочными (до года) групповые парные личностные Разнообразие проектов По количеству участников можно выделить проекты: Краткосрочнымина нескольких уроках (3-6) Средней продолжительности(один-два месяца) По продолжительности проекты могут быть: Метод проектов в МОУ СОШ №3с.Камбулат Туркменского районаСтавропольского края Создана творческая группа по внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы2. Организация проектной деятельности учащихся на уроках и в работе ШНОРабота различных секций школьного научного общества «Сигма» Общешкольный проект«С чего начинается Родина?» межпредметный общешкольный долгосрочный состоящий из проектов разных видов и форм ежегодный Исследовательские проекты на уроках русского языка и литературы Проект «Топонимы и микротопонимыс.Камбулат Туркменского района Ставропольского края» Проект «Исследование языка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Проект «Лермонтов и Кавказ» Проект «Лингвистический анализ текста» («Весна в душе, весна в природе») Проект «Диалекты села Камбулат» «Топонимы и микротопонимы села Камбулат Туркменского района Ставропольского края» Автор работы: Мигранова Диана, 10 классМесто выполнения работы:МОУ СОШ №3, с.Камбулат Туркменского района Ставропольского краяНаучный рук.: Грибанова Ирина Эдуардовна,учитель русского языка и литературыМОУ СОШ №3, с.Камбулат XIV - районная конференция членов школьных научных обществобщеобразовательных школ Туркменского района. Название работы: Цели и задачи: Цель работы: изучить этимологию топонимов и микротопонимов села Камбулат. Задачи: выявить топонимы и микротопонимы села Камбулат и его окрестностей; проследить путь словообразования топонимов и микротопонимов; показать связь топонимов и микротопонимов с историей села и географическими особенностями местности; особенностями культурно-хозяйственной деятельности жителей села Камбулат. на тему: Авторы проекта:учащиеся 9А классаМигранова Диана,Аветисян Кристина,Судавцова Анастасия,Перебейнос ОльгаКоординатор проекта:учитель литературыГрибанова И.Э. Творческие названия индивидуальных проектов 1. Путешествие по лермонтовским местам на Кавказе2. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова3. Лермонтов в живописи и воспоминаниях современников4. Графическое и живописное наследие М.Ю. Лермонтова Общешкольный проект «С чего начинается Родина…» Исследовательский проект с элементами творчестваПредмет: русский язык, культура письменной речиТема индивидуального проекта: «Моя семья в жизни моей Родины»Автор проекта: ученица 9 класса МОУ СОШ №3с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края Перебейнос ТатьянаКоординатор проекта: учитель русского языка МОУ СОШ №3 Грибанова Ирина Эдуардовна Творческие проекты на уроках русского языка 5 кл.- «Любимый уголок природы», «Моё любимое животное», «Моя любимая игрушка», «Проба пера»6 кл.- «Кулинарная книга», «Мой дом – моя крепость», «История названий улиц родного села», «Сочиним стихи о природе»7 кл.- «Лингвистический анализ стихотворного текста», «Моя любимая книга»8 кл.- «Достопримечательности нашего села», «Восславим Родину в стихах», «Прозвища в нашей школе и в селе» 9 кл.- «Лингвистический анализ стихотворного и прозаического текста», «Путешествуем по родному краю», «Моё имя», «Моя семья в жизни моей родины»10-11кл. – «Вспомним о письмах», «Портрет моего друга» «Мой четвероногий друг», «Моё любимое животное» Проект по русскому языку в 5 классепо теме:«Сочинение-описание животного» Темы сочинений: Цели проекта: научиться описанию животного;развитие устной и письменной речи учащихся;развитие умения выступать на публике;развитие навыка использования компьютерной техники в своей работе;воспитание любви к животным. «Моё любимое животное» Проект выполнила ученица 5 классаГлущенко Ангелина Информационные проекты на уроках русского языка и литературы Проекты с презентациями по биографиям и творчеству писателей и поэтовПроекты с презентациями с опережающим объяснением нового материала по русскому языку3. Групповая работа над созданием презентаций по избранным темам Выводы: Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.Проект (проектирование) — это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета « Технология ». Проектирование может быть и отдельным учебным предметом. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов. Проект — это форма организации учебного процесса. Полно­ценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока — принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.Проект— это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации. Выводы: В презентации использованы отдельные слайды презентации, взятой из Интернета. К сожалению, автор этой презентации мне не известен. Благодарю его за подобранный материал. Спасибо!