Пути повышения эффективности урока


Пути повышения эффективности урока
Задачи школы, СПО – дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать навыки и умения, применять их на практике, обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, в том числе и предмета русский язык. Повысить качество образования и воспитания невозможно без совершенствования основной формы учебно- воспитательного процесса – урока. Какие бы не совершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. Здесь уместны слова С. Л. Соловейчика: «Урок есть искусство, его и надо доводить до уровня искусства». Конечно, я думаю, бывают уроки и более интересные, чем любой спектакль. В педагогике же не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст. Это, конечно, требует повышения педагогического мастерства преподавателя, овладения им наиболее эффективными формами и приёмами обучения, обеспечивающими не только реализацию программных требований, но и качественно новые результаты. Помимо задач, стоящих перед учебными заведениями, обозначенными мною выше, одной из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования, является задача формирования творческой личности. Поэтому неотъемлемой частью эффективного обучения русскому языку является развитие творческих способностей обучающихся :* написание творческих работ;
* написание сочинений;
* участие в олимпиадах;
* участие в конкурсах чтецов и так далее.
Анализ практики последних лет свидетельствует о том, что в целом по содержанию программа по русскому языку выполняется. Однако высоких результатов обучения добиваются немногие. В своей работе преподавателя русского языка я, прежде всего, вижу чёткую направленность обучения на конечный результат – формирование определённых умений и навыков, конкретных для данного занятия, данной темы, данного раздела СПО; усиление внимания тем видам и приёмам работы, которые не дают возможности обучающимся овладевать не только отдельными правилами, но и разделами грамматики, видеть и устанавливать взаимосвязи языковых явлений, направленных на осознание грамматического строя языка, его структуры, внутренней логики. На моих занятиях применяется гибкая, неформальная система контроля знаний, которая органически вплетается в каждый этап урока и даёт преподавателю «сиюминутные» результаты обучения (своеобразные листы контроля, мини тесты по узкому разделу программы, выставление баллов в группе, в паре)
В своей практике я широко использую уроки обобщения и систематизации изученного вместо традиционных уроков повторения, в результате проведения которых знания, умения и навыки студентов, школьников, остаются, на мой взгляд, разобщёнными, фрагментарными, не связанными в строгую и чёткую систему. Систематизация же и обобщение изученного строятся на новой, более высокой ступени трудностей. Также эффективность урока, в конечном счёте, определяется такой организацией учебной деятельности, в процессе которой у обучающихся формируется собственная познавательная цель, и для её достижения они включаются в учебный процесс.
Таким образом, на уроке существует деятельность учителя и деятельность обучающегося, каждая из которых преследует свою цель, то есть на занятии присутствуют две цели. Эти две цели тесно взаимосвязаны, потому что, как отмечает Лернер И.Я, «нельзя учить и научить, если у обучающихся не возникли цели, соответствующие целям обучающего. Также важно и сотрудничество обучающихся не только с преподавателем в процессе обучения на уроке, но и между собой. А как часто мы, педагоги, бываем строги и запрещаем учащимся в процессе работы над учебным материалом посоветоваться с товарищем по парте, попросить у него помощи или оказать помощь ему. Не менее значимым в повышении эффективности урока является выработка у себя привычки смотреть на учебный материал глазами ученика. Каким образом? Мысленно поставить себя на его место и увидеть всевозможные психологические барьеры, которые ожидают обучающегося. И ещё, в чём я глубоко убеждена, , если учитель не учится сам, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, об эффективности урока говорить не приходится. Тем более, что главное в оценке урока – его результативность. А без эффективности нет результативности.
А ещё, конечно, для повышения эффективности урока практика диктует необходимость поиска и внедрения новых методов, которые могли бы помочь активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Так, например, использование программирования помогает учителю обеспечить на уроках русского языка активную самостоятельную деятельность студентов, своевременно оказывать необходимую помощь, а также, используя элементы программирования, экономить время урока.
Такой вид деятельности, как заполнение перфокарт, выполнение цифровых и буквенных заданий, включение элементов поисковой деятельности , конкурс на лучший вопрос учителю способствуют развитию произвольного внимания, памяти у обучающихся. Немаловажна и благоприятная атмосфера урока, обеспечивающая сотрудничество преподавателя и обучающихся Так будем же готовиться к своему хорошему уроку всю жизнь. И пусть наше профессионально-педагогическое самосовершенствование поможет нам найти новые источники в повышении эффективности урока!