Социально-значимый проект:Войди в лес другом.



Разработал: учитель географии
МБОУ Петровская СОШ Л.И. Тицкая
Оформление зала:
1.Выставка репродукций картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесная глушь», «Лесные дали», «Сосны, освещенные солнцем»;
2.Рисунки и фотографии на тему: Я славлю лес;
3.Фотографии на тему: «Остановись, человек!», где зафиксированы факты грубого , жестокого обращения человека к лесу.
На стене плакат:
И еще боготворю деревья,
Их доверьем детским дорожу,
В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
Как по царству по лесу брожу.
Р.Гамзатов.
Учащиеся делятся на 2 команды. Ответы оценивают юные лесоводы.
Ведущий.
Когда идешь усталый, запыленный,
Дорогой длинной в полуденный зной, —
Сверни смелее в тихий лес зеленый,
И он усталость снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес —
Родимый лес, Зеленый лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской, —
Побудь в лесу на солнечной поляне –
И все печали снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес, Зеленый лес!
Когда раздумья вещий час настанет,
Когда мечтаешь о грядущем ты, -
С зеленым другом поделись мечтами,
И окрылит он все твои мечты.
Я славлю чудо из чудес - Родимый лес, Зеленый лес!
Мы были вместе в радости и в горе.
Он в дни войны стеною стал за нас,
Застыли сосны тихо, как в дозоре,
Лес и сегодня охраняет нас.
Я славлю чудо из чудес - родимый лес, Зеленый лес!
В. Лукша. Я славлю лес.
Вопрос командам. Какую роль играет лес в нашей жизни?(Правильный, полный ответ оценивается 6 баллами.) После ответов команд «лесовод» вывешивает плакат-ответ:
Лес: источник древесины; источник кислорода; естественный фильтр воздуха; источник ягод, грибов, лекарственных растений; место обитания растений и животных; защитник почв, водоемов; место отдыха и туризма, источник здоровья.
Ведущий. Красота пейзажа, особый микроклимат, ароматы, звуки, воздушные течения - все это привлекает людей в лес, благоприятно влияет на их здоровье, вселяет бодрость и творческую энергию. Но люди, устремляющиеся в лес, не задумываются о том, что он очень раним.
Вопрос. Почему лесная среда деградирует при большом наплыве людей, даже если люди не срывают растений ?Ответ. Уплотняется и разрушается подстилка. Повреждаются корни и корневища растений, расположенные в ней. Гибнут животные, населяющие подстилку. В уплотненную почву плохо проникают влага и кислород, поэтому ухудшаются условия корневого питания растений. Изменяется видовой состав трав, увеличивается количество поврежденных и больных деревьев. Снижается ежегодный прирост. ( 3 балла)
Ведущий.
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично — больно мне.
И. Северянин.
Когда зацветает черемуха, многие хотят вернуться домой из леса с цветущим букетом. Нередко и сборщики плодов черёмухи беспощадно обламывают целые ветки, а то валят и целое дерево.
Знаете ли вы, какой вред приносите таким поведением?
Ответ. Вы губите будущие плоды, в которых содержатся лекарственные вещества - амигдалин, синильная, яблочная, лимонная кислоты и эфирное масло. ( 1 балл).
Ведущий.
Не дарите любимым черемухи стон,
боль сирени и вопли жасмина.
Будьте щедры душой, не тревожа кустов,
Подарите звезду в небе синем.
Не губите цветы на лугах и в лесу, берегите красу первозданную!
В. Динабургский
Как приятно ранней весной утолить жажду березовым соком! Но иногда, зайдя в березовый лес, встречаешь «плачущую» березу. Кто-то нанес березе глубокую рану ножом, наполнил банку соком и не подумал залечить нанесенную дереву рану.
И как поступите вы? Почему необходимо залечить дереву рану '.
Ответ. Одна раненая большая береза может потерять за сезон до 200 л сока. В раны на стволах проникают болезнетворные микробы. Поэтому рану необходимо замазать глиной. (1 балл).
Ведущий.
Береза зеленые косы развесила
с тонких ветвей.
Вся в белое платъе одета, в сережках,
Встречает горячее лето она
на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
прильнет ли болотная мгла.
Дождинки стряхнув, улыбнется береза
и вновь весела.
Наряд ее легкий чудесен,
нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен поется
в народе о ней.
И делят с ней радость и слезы,
и так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
есть что-то от русской души.
Р. Рождественский
Узнайте растения, изображенные на рисунках. Что их объединяет? (Поочередно показывает медуницу, сон-траву (прострел), ветреницу, ландыш, колокольчик, купальницу, волчье лыко, любку двулистную.)
Ответ. Эти цветы рвать нельзя. Они нуждаются в защите. Помните, что сорванный
вами цветок может оказаться последним. За каждое угаданное растение - 1 балл.
Ведущий.
Как-то раннею весной
На проталине лесной
Увидал медведь матерый
Человека под сосной.
Человек был с рюкзакам
И с походным котелком.
Он стоял и любовался
Появившимся цветкам.
Вот чудак!- сказал медведь, -
Никакого смысла ведь
Нет от этого цветка,
Вот нашел-ка что смотреть!
Лучше в ельник бы пошел,
Муравейник бы нашел.
Или в улей заглянул бы,
Нет ли меда там у пчел_
Зверя мы судить не будем,
Что ж .медведь - медведь и есть.
Плохо, если люди любят
Только то, что можно съесть.
Г. Ладонщиков
Какие лекарственные растения дарит нам лес?
Ответ. Шиповник, мать-и-мачеха, подорожник, зверобой, калина, черемуха, валериана, липа, ландыш, можжевельник, алтей, ликоподий (плаун), береза и т.д. За каждое название растения – ( 1 балл).
Ведущий. Назовите правила заготовки лекарственных трав.
Ответ. 1.
Не проводить сбор растений ежегодно на одной и той же территории.
Траву собирать без корней.
Не обрывать полностью листья с растений.
Корни и корневища заготавливать после созревания и осыпания семян, оставляя часть их для восстановления зарослей.
Почки и кору собирать растущих растений, а со срубленных деревьев и кустарников. За полный ответ -
( 5 баллов).
Ведущий. Часто лес страдает от нарушения людьми правил поведения в лесу.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптан костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался от ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
Сейчас вы увидите сценку «Два туриста». Задача участников конкурса — определить, какие правила поведения человека в лесу нарушены туристами.
На сцене - декорация (2-3 изготовленных из картона дерева). Выходят два туриста с рюкзаками:
йтурист. Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток с деревьев для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью разведу костер. (На полную мощь включает транзистор, танцует.)
йтурист (подбегает). Там, среди кустов я обнаружил гнездо птицы, а в гнезде — крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму птенцов домой и выкормлю.
йтурист. Предлагаю подкрепиться. (Туристы садятся, достают из рюкзаков продукты в полиэтиленовых пакетиках, консервы. Все это раскидывают вокруг себя.)
йтурист. Ай, ноги щиплет! Ах, да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать.
1-й турист. А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, потому как они ядовиты.
Ответ. Нарушены следующие правила поведения в лесу:
Нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников, повреждать их топорами и режущими предметами.
Нельзя разводить костры под кронами деревьев и около иней.
Нельзя в лесу' поднимать шум, включать громко транзисторы и магнитофоны. Потревоженные птицы и звери покидают свои места. Птенцы и зверята теряются и нередко гибнут.
4.Нельзя трогать птичьи яйца, вынимать птенцов из гнезда - это приводит их к гибели.
5.Нельзя загрязнять лес. Помните, что оставленная бумага до полного разложения лежит 2 года;
консервная банка более 90 лет, полиэтиленовые пакеты — более 200 лет, стекло — более 1000 лет.
6.Нельзя повреждать муравейники. Муравьи - санитары леса. Они уничтожают за день 70-100 тысяч вредителей леса.
7. Грибы, чтобы не повредить грибницу, надо срезать ножом. Нельзя сбивать несъедобные грибы, они очень нужны лесу и многим лесным животным. Мухомор - лекарство для лосей.
Ведущий.
Не разоряйте птичьего гнезда, -
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора: Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома,
К. Кулиев
Конкурс рисованных фильмов. «Оживляется» 'какой-либо объект лесного сообщества. пострадавший от жестокого обращения с ним человека. Каждая команда — киностудия по созданию рисованных фильмов - рисует 2-3 сюжета на бумажной ленте, разделенной на кадры. Фильм озвучивается.
Ведущий.
Старательно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе — у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
у рыб — сосредоточенно молчать, -
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно охранять.
П. Сергеев