Конспект урока Научно-техническая революция

Урок по географии в 10 классе.
Тема: Научно – техническая революция.

Тип урока: урок изучения нового.
Цель: Показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части.
Учебно-воспитательные задачи:
- организовать самостоятельную деятельность учащихся по определению понятия «НТР» и черт современной НТР;
- актуализировать знания учащихся о промышленной революции;
- формировать представление о структуре НТР и её роли в современном обществе;
- развивать навыки самостоятельной работы с текстом, диаграммами (анализ, обобщение).
- показать масштабы научно-технических достижений человечества.
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактические материалы: Презентация «Научно – техническая революция», презентации учащихся, рабочий лист
Этапы урока:
В ходе урока учащиеся знакомятся с ключевыми словами-терминами:
НТР, НТП, повторяют понятия эволюционный и революционный пути развития.
Знакомство с новым материалом сопровождается работой в рабочих карточках.

Ход урока
1. Организация класса.
1 этап: Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу урока: обеспечение мотивации, принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности. Сообщение темы урока (слайд 1)
Мотивация: содержание темы позволит вам лучше ориентироваться в приоритетах современного мира, глубже понять причины различий в экономике стран.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика Р.В. Хохлова: (слайд 2)
«Если человек мечтает что-то сделать в науке, единственный путь – не сидеть сложа руки под ее древом и, уповая на свои способности, на счастливый случай, ждать, когда о твою голову стукнется «яблоко» Ньютона, а научиться самоотверженно и системно работать»
Сообщение цели урока: - показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части, показать, что НТР – это единая сложная система. (слайд 3)
План урока: (слайд 4)
1. Рассмотреть понятие Научно-технической революции.
2. Характерные черты НТР.
3. Составные части НТР.
Вам уже известно слово революция, что оно означает? (учащиеся приводят свои примеры определения слова «революция»).
Я тоже подготовила определение революции из словарей (слайд 5):
Философский словарь:
перерыв постепенности, скачкообразный переход количественных изменений в качественные изменения в процессе развития.
Словарь С.И. Ожегова:
коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.
В начале урока вам были розданы рабочие листы: (слайд 6)
По предложенной схеме сформулируйте определение понятия «НТР».

Задание № 1.

Сформулируйте определение понятия «НТР» пользуясь схемой:




НТР – это _____________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________

Что у вас получилось?
(слайд 7)
НТР - коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную силу общества.
Катализатором развития общества является преобразование производительных сил. На этом пути возникают моменты, когда производительные силы изменяются коренным образом. Таким был период промышленных переворотов в XVIII-XIX вв. в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США при производстве автомобилей.

Значение НТР: (слайд 8)
НТР дала начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека.
Мы живем в эпоху дальнейшего углубления НТР.
Из курсов истории и обществознания вам знакомо понятие НТП: (слайд 9)
это постепенное поступательное развитие производительных сил, который является эволюционным развитием общества.
Обратимся к заданию №2 в ваших рабочих листах:
Задание №2. 
Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?
Ответ запишите в таблицу:

НТП
НТР











Проверяем (слайд 10).
Научно-технические революции: (слайды 11-15)
XVIII - XIX вв. Переход от ручного труда к крупному машинному производству, использование энергии пара.
конец XIX – начало XX вв. Использование электроэнергии, появление новых отраслей хозяйства: машиностроения, самолетостроения, производство алюминия и др.
середина XX вв. Использование атомной энергии, развитием электроники, космической техники.
Сообщение о достижениях 20 века Бубнова Н.

2. Характерные черты НТР.  
1) Универсальность, всеохватность. (Слайд 16)
Задание №3. Прочитайте текст учебника на стр. 91 пункт 2 и приведите примеры универсальности и всеохватности НТР. (Работа с учебником) (слайд 17)

Заключение: НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и т.д.

Всеохватность НТР можно характеризовать географически, т.к. благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова спутник, атом, робот.
Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?

2) Ускорение научно-технических преобразований. (Слайд 16)
Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.) (слайд 20)

Задание № 4:
Найдите пример в дополнительном тексте (с.115), который бы подтверждал эту черту НТР. (работа с учебником)

Посмотрите на таблицу, какой вывод можно сделать? (слайд 21)

Научное открытие
Внедрение в производство

Солнечные батареи
2 года

Транзисторы
3 года

Атомная бомба
6 лет

Телевидение
12 лет

Рентген
18 лет

Радио
35 лет

Телефон
56 лет

Фотография
112 лет


3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. (Слайд 22)
НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственнoгo труда. В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.
4) Военно-техническая революция. (Слайд 23)
Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и  Нагасаки в августе 1945 г., после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.
Электронная физминутка (Слайд 25)
3. Составные части НТР.  (Слайд 26)
НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.
1) Наука и наукоемкость. (Слайды 27-30)
Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука – одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности. Для многих стран развитие науки – это задача №1.
Наукоемкость- измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство.(слайд 26)
В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников.(слайд 28) При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии. У вас на столах лежит доп. материал в котором указано количество Нобелевских лауреатов по странам мира, и затраты на науку в разных странах.
Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:
Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП;
В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП (слайды 28-29).
2) Техника и технология.  Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.
Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы. (Слайд 30)
Функции:
трудосберегающая;
ресурсосберегающая;
природоохранительная;
информационная (слайд 31)

По производству природоохранной техники и внедрению новейших природоохранных технологий выделяются ФРГ и США. Помимо того, что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных технологий, ФРГ еще является главной страной-поставщиком их на мировой рынок.
Два пути развития техники технологии в условиях современной НТР:
Эволюционный путь Революционный путь
a) Эволюционный путь (Дальнейшее совершенствование техники и технологии) (слайд 32-33)

Вопрос к классу: Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.
Ответ:
Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века – автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда.
Например, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал до 50 тыс. тонн нефти, в 60-е годы – 100, 200, 300 тыс. тонн, в 70-х гг. появились суда танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн. Крупнейшие из морских танкеров построены в Японии и во Франции.

b) Революционный путь (Переход к принципиально новой техники и технологии) (слайд 34-35)
Наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Если раньше говорили о» веке текстиля», «веке автомобиля», то сейчас говорят о «веке электроники».
Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70-х гг. называют микроэлектронной революцией, т.к. изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить с изобретением колеса, паровой машины или электричества. 
Какой путь развития будет характерен для нашего времени? Вывод (ученики делают самостоятельно): Революционный путь – главный путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.
Задание № 4. (слайд 36)
Приведите примеры эволюционных и революционных изменений в различных отраслях мирового хозяйства. Заполните таблицу. Проанализировать текст учебника на стр. 94-95, а также дополнительный материал на с.115-116.

Отрасль
Эволюционные изменения
Революционные изменения

Черная металлургия






Электроэнергетика






Транспорт






Сельское хозяйство









3) Производство: шесть главных направлений развития. 
Задание № 5

Распределите следующие конструкционные материалы по группам: а)кирпич, б)оптическое волокно, в)пластмасса, г)чугун, д)стекло, е)древесина, ж)металлокерамика, з)металлопластик, и)стеклопластик, к)цемент, л)медь, м) специальные сплавы с использованием редких металлов.


Степень новизны
Металлические

Неметаллические
Композиционные

Традиционные




Новые






4) Управление: на пути к высокой информационной культуре. 
Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению современным производством. Оно невероятно усложнилось и требует специальной подготовки.
Например: при осуществлении космических программ, таких как высадка лунохода на Луну, исследование и посадка спускаемых аппаратов на планеты Солнечной системы, высадка человека на Луну, бывает завязано по несколько десятков тысяч различных фирм, которые должны работать в согласованном режиме.
Сдайте, пожалуйста, рабочие листы консультативной группе. Они проверят ваши работы.
Одним из главных направлений развития было названо применение биотехнологий. Послушаем небольшое сообщение о них.
III. Итоги урока:
Д.З. § 1 тема 4. Подготовить презентацию (4-5 слайдов) по темам:
Электронизация
Комплексная автоматизация
Перестройка энергохозяйства
Производство новых материалов.
Обратная связь: сенквейн.
Оценки за урок:..









Существенные признаки

Что это?

Понятие



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315