Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся Валеологическая подготовка школьников


Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся



Валеологическая подготовка школьников
Автор Ершова Наталья Владимировна


учитель биологии
МБОУ« Первомайская средняя
общеобразовательная школа»






р.п.Первомайский Тамбовской области


Пояснительная записка.
Курс предназначен для учащихся 9 классов. Всего 16 часов.
Анализ материалов медицинской статистики свидетельствует о неблагоприятных тенденциях состояния здоровья школьников. Отмечается повышение уровня общей заболеваемости. Большая часть заболеваний относится к так называемой школьной патологии, способствующей нарушению умственного и физического развития детей и подростков.
На решение важной задачи обучения здоровью направлено предлагаемая программа школьного элективного курса «Валеология». Данный курс обеспечивает валеологическое образование, учитывая возрастную специфику, социальную адаптацию, интеллект ребенка, позволит раскрыть физиологические, психологические, основы здоровья и на их основе выработать у учащихся индивидуальный способ сохранения и укрепления здоровья.
Одной из особенностей данного элективного курса является включение в нее валеологического практикума. Практикум формирует умение учащихся оценивать величину собственных функциональных резервов здоровья и на их основе формировать потребность сохранения и укрепления здоровья, путем коррекции образа жизни.
Данный элективный курс обеспечивает возможность использования полученных знаний на практике и направлен на обучение детей средством и методом использования функциональных возможностей организма обеспечение психического и физического саморазвития.
Цель курса: 1.Расширение знаний по биологии. 2.Осушествление профориентационной работы с учащимися с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика .3 Формирование валеологической грамотности учащихся. 4Создание валеологической среды в школе, диагностика уровня здоровья школьников, осуществление просветительской деятельности.


Учебно-тематический план.



Тема занятия

Всего часов
Лекции

Практические занятия


1
Введение в предмет валеология



1


1


1


2
Сердце и кровеносные системы. Жизненный ток


1


1



3
Определение влияния физической нагрузки на работу сердца.


1




1


4
Строение и состояние нервной системы. Психологические типы людей.



1



1



5
Определение своего темперамента.


1




1


6

Валеология - зрения

1

1




7

Определение наименьшего расстояния зрения.

1


1



8

Гигиенические требования к освещению рабочего места.


1



1


9

Определение типа и гармоничности телосложения.


1



1


10
Валеология дыхания.

1


1


11
Изучение ротовой полости.

1


1



12

Правильное питание – залог здоровья. Заболевание органов пищеварения.


.



1



1



13

Расчет энергозатрат организма человека.

1


1



14
Психологический тренинг. ( С приглашением школьного психолога).


1


1







15
Заключительный урок: Здоровье – ценность человеческой жизни. Кодекс здоровья.


1


1




16

Итоговый урок « Все о здоровье». Творческие отчеты учащихся. Защиты рефератов.


1




Занятие № 1.
Тема: Введение в предмет – валеологию. Основная цель курса, его задачи.
Цель: Формирование валеологической грамотности учащихся.
Формулы и методы: Лекция с элементами беседы. Практическая работа № 1.
« Валеологический дневник». Карточка здоровья.
План.
Лекция учителя.
На стыке биологии, медицины, психологии, экологии возникает новая интегрированная область знаний о здоровье - валеология («Valeo»- латинское здравствовать, быть здоровым). Важным разделом этой науки становится педагогическая валеология, главная задача которой состоит в обучении детей здоровому образу жизни. Знакомство с программой.
Беседа с учащимися: Основная цель: формирование потребностей, мотиваций и привычек здорового образа жизни, физического и психологического саморазвития, воспитание устойчивых гигиенических навыков школьников.

Практическая работа № 1. «Валеологический дневник».
Составление «карточки здоровья».
Задание: Сбор материала к выпуску санбюллетеня. (высказывание великих ученых о здоровье; отношение русских академиков к здоровому человеку; что пагубно влияет на наше здоровье.
Занятие № 2.
Тема: Сердце и кровеносная система. Жизненный ток.
Цель: как сохранить сердце на долгие годы.
Формы и методы занятия: лекция- беседа.
План.
Лекция учителя:
а) Сердечно-сосудистая система. Замкнутая и незамкнутая кровеносная система.
Сердце-основной орган, обеспечивающий кровообращение.
Таблица: «Схема кровообращения человека»
б) Как сохранить здоровое сердце и сосуды.
Эпиграф И.П. Павлова: « Не пейте вина, не огорчайте сердца табачищем и проживете до 100 лет жизни.»
Приводят к глубоким нарушениям сердца и сосудов:
-малоподвижный образ жизни;
-нервные перегрузки;
-физические перегрузки;
-употребление алкоголя, курение табака.
с) Почему не рекомендуется носить одежду затрудняющую кровообращение.
Занятие № 3.

Практическая работа по теме: «Определение влияния физической нагрузки на работу сердца».
Цель работы: выяснить влияние физической нагрузки на работу сердца.
Оборудование: секундомер, гантели (груз).

План.
Вступление учителя, где учитель дает информационный блок о работе нашего сердца.
Нетренированный человек.
Тренированное сердце.
Практическая работа. Ход работы.
1).Найдите пульс, прощупав лучевую артерию, расположенную в нижней трети предплечья по направлению большого пальца. Пульс отсчитывайте за 15 секунд (с пересчетом на минуты).
2).примите лежачее положение и расслабьте мышцы на 2-3 минуты. Подсчитайте пульс.
3). Подсчитайте пульс, сидя за столом.
4). Попрыгайте на месте в течение 2 минут и сразу после окончания прыжков подсчитайте пульс.
5). Через 3 минуты отдыха снова подсчитайте пульс.
6). Проделайте в течении 2 минут упражнение с гантелями или грузом и запишите результаты после подсчета пульса.
7). Сведите все данные в таблицу.
Работа сердца при различном состоянии организма
Пульс

Лежа


Сидя


Прыжки на месте


После отдыха (3 мин.)


Физические упражнения с грузом (гантелями)


После отдыха (3 мин).


8). Сделай вывод по таблице об изменении работы вашего сердца.
9). Определите степень тренированности сердца по формуле:


Т = П2
· П1 . 100 %,
П1
где П1- частота пульса в положении сидя;
П2- частота пульса после 10 приседаний.

Оценка результатов
Т<30 % - тренированность сердца хорошая. Сердце усиливает свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемой при каждом сокращении.
Т= 38 % - тренированность сердца недостаточная.
Т> 45 % - тренированность сердца низкая. Сердце усиливает свою работу за счет частоты сокращений.
Занятие № 4.
Тема: Строение и состояние нервной системы, и наше здоровье. Психологические типы людей. Проблемы общения.
Цель: Строение нервной системы: питание мозга, жизнь нерва. Показать, как мы истощаем наши резервы, нервные силы. Цель: привести нервную систему к равновесию.
Формы и методы: лекция с элементами беседы.
План.
Лекция учителя.
1. Высшая нервная деятельность. Определение проявления высшей нервной деятельности человека. Принцип анализа и синтеза исследования в нервной деятельности показали, что работа мозга проявляется в процессах возбуждения и торможения.
2. Наблюдение взаимной индукции возбуждения и торможения. (Рисунок вазы с двумя профилями).
Беседа с учащимися:
- нервные силы
- истощение наших резервов
-как привести нервную систему к равновесию.
Психологические типы людей. Проблемы общения.
Практическая часть: как избавится от гнева, напряжения, боли.
Занятие № 5
Практическая работа по теме: «Определение темперамента».
Цель: - познакомится с характеристиками основных типов темпераментов;
-научится определять темперамент человека;
-определить свой темперамент.
Ход работы.
Вступление учителя. Выдающийся врач древней Греции Гиппократ задал вопрос, почему люди неодинаково ведут себя? Это послужило началом мудрым исканиям корней человеческого темперамента. Нервные Клетки должны выносить очень большое напряжение. Для этого нужна сила нервной системы, выносливость ее клеток. Также важна и уравновешенность.
Даются общие черты холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика.
2.Практическая часть.
Учащимся выдаются паспорта всех типов темпераментов, где они против подходящей черты проставляют знак (+).
Затем подсчитывается общее число плюсов.
Ах - число плюсов в паспорте холерика.
Ас- число плюсов в паспорте сангвиника.
Аф - число плюсов в паспорте флегматика.
Ам-число плюсов в паспорте меланхолика.
Заполняется таблица, где также подсчитывается сумма всех плюсов
· А.
Определяется своя формула темперамента согласно общей формуле:

Ах Ас Аф Ам
Фм = (х) ---- · 100 % + (с)-----· 100 % + (ф)----- · 100 % + (м) ---- · 100 %
А А А А

Сделать вывод, исходя из формулы, насколько вы холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Задание на дом: определить формулу темперамента своего друга.
Занятие № 6.
Тема: Валеология зрения.
Цель: программа улучшения зрения.
План
Сообщение учителя.
Строение и функции зрительного анализатора. Болезни органа зрения. От чего зависит острота зрения. Рекомендации по сохранению зрения (употребление в пищу продуктов, содержащих витамин А, правильная освещенность рабочего места; не следует читать в транспорте, лежа; располагать текст на расстоянии от глаз 30-35 см.; зеленый и желтый цвета понижают внутриглазное давление, обостряют зрение, делают его устойчивым.
2. Небольшая практическая работа: « Опыты со зрачком и хрусталиком».
3. Домашнее задание: Подготовить выступление по теме: «Цветовое зрение».
Занятие № 7.
Практическая работа. «Определение наименьшего расстояния зрения».
Цель: Определить наименьшее расстояние зрения
Оборудование: книга, линейка.
Ход работы
Закройте один глаз и приближайте к другому глазу книгу с мелким шрифтом до тех пор, пока еще можно читать.
С помощью линейки определите то наименьшее расстояние, на котором вы, видите текст.
Для человека с нормальным зрением это, расстояние равно 10-13 см.
Если расстояние больше, то это дальнозоркость, если расстояние меньше - близорукость.
Определите, какое у вас зрение: нормальное, близорукость или дальнозоркость.
Примечание: Способность человека хорошо видеть предметы на близком и далеком расстоянии связана с функцией оптической или преломляющей системы глаза, в которую входят роговица, хрусталик, который способен менять кривизну своей поверхности, и глазное яблоко. Однако у людей часто встречаются патологические нарушения органа зрения, которые приводят к развитию дальнозоркости (когда глазное яблоко имеет укороченную форму) или близорукости (если форма глазного яблока удлиненная).
Занятие № 8.
Практическая работа
Тема: «Определение гигиенического требования к освещению рабочего места».
Цель: Определить гигиенические требования к освещению рабочего места.
Оборудование: секундомер.
Информационный блок.
Эксперимент проводится вечером или днем при закрытых плотными шторами окнах. Для его проведения вам будет нужна помощь членов вашей семьи или товарищей. Прежде чем приступить к выполнению задания, внимательно прочитайте условия эксперимента, в тетради начертите таблицу:
Время для адаптации
При выключенном общем освещении
При включенном общем освещении





Ход работы.
1.Сидя за письменным столом, вы 3 минуты читаете книгу, освещенную настольной лампой, в это время общее освещение выключено, отведите глаза от книги и смотрите в темноту в течение 2 минут, затем продолжайте чтение. По секундомеру помощник определит время, необходимое для адаптации. Запишите это время в таблицу.
2. во втором случае общее освещение включено. Порядок ваших действий сохраняется. Повторно определяется время для адаптации. Запишите это время в таблицу.
3. Сравните полученные данные. Найдите правильное объяснение результатам эксперимента.
4. Сформулируйте гигиеническое требование, вытекающее из эксперимента к освещению рабочего места.
5. Какие вы знаете еще гигиенические требования к освещению рабочего места.
Занятие № 9.
Тема: «Определение типа и гармоничности телосложения».
Цель:1. Научиться различать типы телосложения.
2. Получит представление о своем типе телосложения.
Оборудование: напольные или медицинские весы, мерка измерения окружности грудной клетки и роста, зеркало.
Вводное слово учителя.
Информационный блок.
Многие молодые люди ощущают душевный дискомфорт из-за своего физического нездоровья или телесного несовершенства, подчас не догадываясь, что это дело вполне поправимое. Только помните, что физическое здоровье и физическая привлекательность связаны одной «веревочкой». Не рассчитывайте на мгновенный успех. Не ставьте перед собой нереальных задач-значительно подрасти, полностью изменить свою фигуру, стать похожим на другого человека, понравившегося вам своей внешностью.
Для начала определим тип телосложения. Различают три основных типа нормального телосложения: астенический, нормостенический (атлетический), гиперстенический.
Астеник худощав, несколько плоскогруд, мускулатура у него развита слабо.
Нормостеник широкогруд, плечист, мускулатура у него выражена отчетливо.
Гиперстеник отличается плотным телосложением, «солидностью» фигуры.
Реализуя заложенные в вас возможности, вы можете привести в гармоническое соответствие с ростом и присущим вам типом сложения свою массу и пропорции тела.
Выполнив определенные измерения и вычисления по общим формулам, сравнив полученные цифры со среднестатистическими, вы получите общее представление о своем телосложении.
Для того чтобы определить соответствует ли масса тела норме и типу телосложения используют формулу:
Масса тела(в кг)
Рост ( в см )
Результат от деления в пределах:
0,28-0,31 свидетельствует о недостаточной массе, астеническом типе сложения;
0,32-0,44 свидетельствует о нормальной массе, нормостеническом типе сложения;
0,45-0,53 свидетельствует о чрезмерной массе, гиперстеническом типе сложения;
Цифры выше или ниже пределов - свидетельство либо болезненного ожирения, либо истощения.
Гармоничность телосложения характеризуется показателем развития грудной клетки (ПРГК):
окружность грудной клетки (в см)
ПРГК= рост (в см) · 100 %

Если ПРГК менее 50 – слабое развитие грудной клетки;
ПРГК – 50-55 – среднее развитие грудной клетки;
ПРГК – больше 55 – отличное развитие грудной клетки.
О гармоничном телосложении говорят и примерные соотношения между частями тела:
- окружность шеи вдвое больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии;
- окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени;
- окружность голени примерно равна окружности шеи (у девушек) и окружности напряженного бицепса (у юношей).
Ход работы.
Ознакомьтесь с примечанием.
Определите, соответствует ли масса тела норме и типу телосложения, при этом взвесьтесь, определите рост и по формуле:
Масса тела (в кг )
Рост (в см )

Получите результат и сравните его со шкалой:;
0,28-0,31 – недостаточная масса, астеник;
0,32-0,44 – нормальная масса, нормостеник;
0,45-0,53 – чрезмерная масса, гиперстеник.
Если ваш результат выше или ниже пределов – обратитесь к врачу либо у вас ожирение, либо истощение.
3. Определите показатель развития грудной клетки. Для этого измерьте окружность грудной клетки по формуле:

окружность грудной клетки в (см )
ПРГК = рост ( в см ) · 100 %.


Определите ваши примерные соотношения между частями тела, для этого измерьте окружность шеи, окружность запястья, окружность талии, окружность бедра, голени и напряженного бицепса (у юношей).
Сравните полученные результаты с примерными гармоничными соотношениями между частями тела. Данные запишите в тетрадь, сравните, как сильно они отличаются от требуемых показателей.
Если отличие большое, то вам предстоит серьезно заняться физической культурой. Если отличий нет, то все равно не спешите почивать на лаврах, начните или продолжайте заниматься любимым видом спорта.
5 Сделайте вывод,: к какому типу телосложения вы себя можете отнести?

Занятие № 10.
Тема: Валеология дыхания.
Цель: дать учащимся представление о правильном дыхании, познакомить с основными болезнями органов дыхания и их профилактикой.
Метод: школьная лекция.
Оборудование: таблица «схема процесса дыхания», «дыхательная система человека», схема «газообмена в легких».
Различают внешнее дыхание и тканевое. Молекулярная основа этих процессов - ступенчатое отщепление углерода органических молекул до СО2 и воды.
Дыхательная система некоторых животных и человека. Регуляция дыхательных движений.
Как мы дышим? Как правильно дышать. Дыхательная гимнастика. Заболевание органов дыхания. Респираторные заболевания. Ухо, горло, нос. Путь для звуков. Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата. О профилактике нарушений голоса. Физиотерапия на дому. Сердце и кровеносная система. Жизненный ток. Основные условия для сохранения здорового сердца и продолжительной жизни. Этот многоликий стресс.
Беседа с учащимися:
Какие факторы плохо сказываются на развитии и функционировании дыхательной системы?
Почему вредно дыхание через рот?
Разрушительное действие на органы дыхания, курение табака и употребление алкоголя.
Влияние душных помещений, осанки, позы на дыхательную систему человека и его самочувствие.
Заключение учителя: Предупреждение инфекционных болезней органов дыхания, и их профилактика.



Занятие № 11.
Практическая работа: « Изучение ротовой полости ».
Цель работы: 1) изучить ротовую полость, 2) определить степень поврежденности собственных зубов, 3) уметь дать обоснованные рекомендации по уходу за зубами.
Оборудование: настольная лампа, зеркало.
Информационный блок учителя.
Первый этап обработки пищи в ротовой полости, механическое и химическое воздействие на зубной аппарат, в результате которого он медленно разрушается.
Самым распространенным заболеванием является кариес, что в переводе с латинского означает гниение. Воспаление зубной мякоти, остеомиелит. Вмешательство хирургов.
Ход работы.
Сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало. Ротовую полость осветите ярким светом настольной лампы. Изучите ротовую полость.
Изучите внешний вид зубов, порядок расположения их на челюсти.
Рассмотрите режущий край зубов, цвет зубов.
Найдите резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. Определите, какие зубы отсутствуют.
Тщательно вымойте небольшое карманное зеркальце. Введите его в ротовую полость и с помощью системы из двух зеркал рассмотрите зубные коронки с наружной и внутренней сторон. Определите, какие зубы повреждены, какие запломбированы.
Заполните таблицу: «Мои зубы».
Наличие зуба обозначьте цифрой 1. поврежденные зубы обозначьте звездочкой, запломбированные - точкой, удаленные – знаком тире.




Таблица: «Мои зубы».
Какая челюсть
Левая сторона
Правая сторона
Всего


Резцы
клыки
Мал. Корен. зубы
Больш
Корен.
зубы
Резцы
Клыки
Мал. Корен.
зубы
Больш.
Корен.
зубы


Верхняя










Нижняя











Сделайте общий вывод о состоянии своей зубной системы. Дайте рекомендации по улучшению состояния вашей зубной системы.
Обоснуйте, как правильно чистить зубы. Объясните, в каком направлении нужно перемещать щетку при чистке зубов.
Вывод учителя: Каждому человеку необходимо знать и уметь ухаживать за зубами, дабы предотвратить зубные заболевания.
Задание № 12.
Тема: Правильное питание – залог здоровья. Заболевание органов пищеварения.
Цель: Сформировать представление об основах правильного питания, познакомить с основными болезнями органов пищеварения.
Лекция учителя: Определение пищеварения. Внутриклеточное и внеклеточное пищеварение.
Работы И.П.Павлова. Строение пищеварительной системы человека.
Оборудование: таблица «Пищеварительная система человека».
Круглый стол – дискуссия « Правильное питание залог здоровья».
В чем заключается правильное питание.
Вредно: Беспорядочное питание. Слишком обильное питание. Плохое прожевывание пищи. Чрезмерно горячая или холодная пища. Вредно сказывается на работе органов пищеварения несоблюдение правил гигиены зубов.
Полезно: сырые овощи и фрукты, салаты, супы. Молочные продукты уничтожают вредную микрофлору кишечника.

Занятие № 13.
Практическая работа : « Расчет энергозатрат организма человека».
Цель: Научиться рассчитывать энергозатраты своего организма и в соответствие с этим потреблять в пищевом рационе необходимое количество калорий, не превышающих норму.
Оборудование: счетчик калорий А.А.Покровского.
Информационный блок учителя.
Жизнь человека сопровождается непрерывным расходом энергии. Восполняется этот расход питанием.
Для мужчин среднего возраста и массы (65-70 кг) основной обмен составляет около 1700 ккал в сутки. У женщин основной обмен примерно на 5 % ниже, чем у мужчин. У пожилых людей он понижен на 10-15 %. У детей наоборот, основной обмен повышен, - чем младше ребенок, тем основной обмен выше.
Величина этих энергозатрат зависит от характера работы и физической нагрузки. При умственном труде и малоподвижном образе жизни энергозатраты обычно не превышают 2500 ккал в сутки. При средней физической нагрузке и средней подвижности они составляют 3200 ккал, при тяжелом физическом труде и активном образе жизни они могут достигать 4000 ккал и более.
Раздать учащимся таблицу «энергозатрат в домашних условиях» в расчете на 70 кг массы тела и ксерокопию счетчика калорий А.А.Покровского.
Ход работы.
Рассчитать энергозатраты.
Используя счетчик А.А.Покровского:
а) определить ориентировочно идеальную массу своего тела;
б) установить, какой физической нагрузке соответствует труд, которым вы занимаетесь;
с) по таблице подсчитать энергоемкость завтрака, обеда, ужина, а затем суммарную калорийность суточного рациона.
В заключении с помощью счетчика строго следите за тем, чтобы калорийность пищи не превосходила ваши энергозатраты.

Занятие № 14.
Тема: Психологический тренинг.
Цель: научить учащихся расслаблению – освобождению тела и психики от ненужного напряжения; познакомить со способами активизации направленного воображения с помощью различных ощущений; познать принцип само внушения.
Информационный блок.
В наше время все большее распространение получают самые различные формы аутотренинга – управляемое воображение, снятие стресса, мысленная тренировка и т.д.
Психологический тренинг направлен на достижение и поддержание высокой психологической и физической формы посредством направленного мысленного сосредоточения.
Механизм мысленного сосредоточения – это сумма основополагающих навыков, применяемых во всех сферах человеческой деятельности.
Существуют 4 основных приема психологического тренинга: релаксация, визуализация, самовнушение, ритм. Эти приемы психологического тренинга помогут вам использовать как силу вашего воображения, так и умение облекать мысли в слова. Они помогут вам сформировать внутренний образ и найти его словесное выражение. Они помогут тем людям, кто намеревается стать более здоровым и счастливым.
Ход работы.
Релаксация. Это расслабление тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов. Это взаимообратный процесс: ваше тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается от того, как расслабляется и разряжается тело. Вот как это надо делать:
а) при вдохе направляйте воздушный поток вниз живота, а не задерживайте его в грудной клетке;
б) задержите дыхание на пару секунд, а потом медленно выпустите воздух через рот ровной струей. Повторите упражнение 2-3 раза.
2. Визуализация: закройте глаза и попытайтесь создать несколько внутренних образов, используя, кроме зрения некоторые другие чувства.
а) представьте у себя во рту вкус только что выжатого апельсинового сока. Воссоздайте для себя это ощущение сладости и прохлады;
б) представьте себе звук паровозного гудка или шум волны, накатывающейся на берег, постарайтесь отчетливо услышать эти звуки;
в) представьте себе прикосновение к мягкому бархату или к детской коже, используйте свое сознание для возникновения этих ощущений;
г) посмотрите на какой-нибудь предмет в вашей комнате в течение 10 секунд, затем закройте глаза и попытайтесь максимально точно воссоздать его образ. Теперь откройте глаза и сверьте образ с оригиналом. Повторите упражнение 2-3 раза.
3. Самовнушение. Слова, обращенные к себе, усиливают веру в то, что вы в состоянии достичь своей цели.
Сядьте спокойно, сосредоточившись на том, чтобы услышать свой внутренний голос. Выберите фразу, в которой сформирована цель: человеческие качества, какие вы хотели бы в себе развить, состояние здоровья, к которому хотели бы прийти, и повторяйте фразу про себя в течение определенного времени.
4.Ритм:
а) индивидуальный ритм: подумайте о своем индивидуальном ритме – быстро или медленно вы обычно двигаетесь? Часто ли опаздываете?
Легче ли вам обучатся на зрительных образах или вы достаточно хорошо понимаете слуховую информацию?
б) ритм деятельности: выберете один из видов вашей деятельности: приготовление обеда, одевание. Представьте себе в деталях, как это происходит. Зафиксируйте в сознании какова точная последовательность ваших действий.
Упражнения психологического тренинга лучше повторять несколько раз в день. Очень важно выделить несколько минут в день для того, чтобы расслабиться и закрепить созданные вами образы.
Занятие № 15
Заключительный урок. Здоровье и психология как ценность человеческой жизни. Здоровье как мудрость и мера жизни. Кодекс здоровья.
Занятие № 16.
Итоговый урок: Все о здоровье.
Индивидуальные творческие отчеты учащихся, защита рефератов.
Примеры тем рефератов:
Новые болезни человечества в эпоху научно-технического прогресса.
Биоритмы в жизни человека.
. Модные системы питания.
Аутотренинг.
СПИД – социальная болезнь XX века.
Влияние стресса на здоровье человека.
Здоровый образ жизни и мы.












Информационные ресурсы:

1. « Валеологическая подготовка школьников »,Т ОИПКРО.Тамбов,2001.
2. Журнал «Здоровье» № 6, 200
3. «Основы гигиены и санитарии» Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, М., « Просвещение », 1989.
4. «Методика преподавания факультативных курсов по биологии» А.Г.Хрипкова, Г.Г.Манке, Р.Д. Маш, М., «Просвещение»,1981.
5. Энциклопедический словарь юного биолога. М., «Педагогика»,1986.








13PAGE 15


13PAGE 14315




15