Организация предпрофильной подготовки учащисхя



«Организация предпрофильной подготовки учащисхя»
Грудупс К.Я.,
Зам. директора по НМР
ШЛ №1

Стратегия модернизации общего среднего образования предусматривает профилизацию обучения. В последние годы в казахстанских школах начался массовый переход на профильное обучение. Но для многих суть нового эксперимента по-прежнему остаётся загадкой. Что же это такое?
Профильное обучение – это система специализированной подготовки учащихся. При таком обучении учитываются интересы, склонности и способности каждого ученика. Целью этого нововведения является знакомство старшеклассников с реальными потребностями рынка труда, максимальная подготовка к осознанному выбору профессии. Полученные в школе знания и навыки должны помочь им в дальнейшем реализовать свои карьерные планы.
Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как элективные курсы. Элективные курсы являются основой предпрофильной подготовки учащихся. Внедрение таких курсов способствует не только обновлению содержания школьного образования, но и специализированной подготовке учащихся в старшей школе.
Начиная с 9-го, а иногда и с 5-го класса (такая практика отмечается в нашей школе) ребята могут изучать практически любой предмет на занятиях элективных курсов. Это ещё не профильное обучения, но уже подготовка к нему. Кроме того в нашей школе имеется практика ведения пропедевтических курсов, таких как физика в 6 классе и химия в 7 классе. В целом хочется отметить, что предпрофильная подготовка – это информирование и ориентация учащихся 9-тых классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе. Это - система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, которая содействует самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения.
Организация предпрофильной подготовки может осуществляться в рамках одной школы (внутришкольная модель ) или сетевого взаимодействия (использование ресурсов городской образовательной сети).
Основной задачей предпрофильной подготовки является комплексная работа с учащимися по выбору дальнейшего пути обучения. Эта работа проводится через организацию курсов по выбору, информационную работу, профильную ориентацию и формирование «портфолио» учащихся.
«Портфолио» - это коллекция работ учащегося, которые демонстрируют его усилия, достижения в определённой области. В него входят все документы, подтверждающие участие и победы в образовательных олимпиадах, различных конкурсах, соревнованиях, научных конференциях, рекомендации и отзывы педагогов, образцы работ (не только в письменном, но и в электронном виде). Именно портфолио поможет педагогам, родителям и самим старшеклассникам сориентироваться в выборе профильного класса.
В прошлом учебном году в нашей школе был проведён обучающий семинар, на котором шла речь о видах курсов по выбору, была дана характеристика этих курсов, а также обсуждались возможные подходы к созданию элективных курсов. Элективные курсы являются основой предпрофильной подготовки. Что же такое электив?
Электив – это краткое название элективных курсов. Их целью является раскрытие потенциала каждого ребёнка, оказание помощи при выборе будущей профессии. Так же, как и на факультативных занятиях, ученики углубленно изучают интересующий их предмет или область деятельности. Разница в том, что элективы входят в учебный план и являются обязательными для старшеклассников. Но какие именно курсы посещать – решают они сами.
Во время занятий преподаватели глубже, чем на обычных уроках, раскрывают отдельные темы, подбирают интересные материалы, рекомендуют полезные пособия, книги и дают некоторые практические основы будущей профессии. По окончании обучения ребята выполняют творческое задание – группой или индивидуально. Длительность элективов в этом учебном году разная: одни рассчитаны на полгода, другие – на год. Каждый ученик обязан посетить минимум 3 электива.
Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» целями перехода к профильному обучению является «расширение возможности социализации учащихся, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования». Следовательно, при переходе на профильное обучение мы, педагоги, должны не только обеспечивать учащихся готовыми знаниями, а побуждать их к поиску и получению собственного образовательного продукта, которым в условиях предпрофильной подготовки становится самоопределение.