Блок занятий в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 класса (технологическая карта)

Блок занятий в рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов по выполнению проекта:
«Чипсы и газировка – это вкусно или опасно?»

Цель: формирование культуры здорового питания и знакомство учащихся со спецификой профессиональной деятельности, основанной на химических знаниях.

Предполагаемый результат:
овладение ребятами основными принципами здорового питания поможет им отказаться от вредных продуктов с целью сохранения своего здоровья;
формирование начальных навыков профессиональной деятельности, основанной на химических знаниях.

Цели учащихся:
выяснить, почему взрослые запрещают детям употреблять чипсы и газировку;
исследовать качественный состав чипсов и жевательной резинки;
используя, полученную информацию и результаты, проведённых исследований, показать товарищам, в чём состоит вред чипсов, сладкой газировки и других «запрещённых» продуктов.

Заня-тие
Технологический этап проектной деятельности
содержание



учитель
обучающиеся

I
мотивация
Питание обеспечивает все жизненно важные функции организма. Состав пищи, её свойства и количество определяют рост и физическое развитие, трудоспособность, заболеваемость, нервно-психическое состояние, продолжительность жизни.
Далее следует рассказ о желудочных болезнях и пищевых отравлениях.
Учитель знакомит детей со списком продуктов, не рекомендованных для реализации в школьных буфетах: чипсы, гамбургеры, чизбургеры, сосательные и жевательные конфеты с высоким содержанием сахара, сильногазированные напитки, мучные жареные кулинарные изделия, кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%), безалкогольные тонизирующие напитки, натуральный кофе ( перечень взят из Муниципальной программы «Оптимизация организации питания обучающихся ОУ Аксайского района»).
Ребята, давайте разберемся, почему взрослые запрещают употреблять чипсы и газировку?
Слушают рассказ учителя


формулирование темы, планирование деятельности

Направляет дискуссию учащихся в нужное русло, помогает сформулировать тему проекта, поставить перед собой задачи и выдвинуть рабочую гипотезу.
Обсуждают рассказ учителя, приводят свои примеры неправильного питания и возникающих в результате болезней;
Формулируют тему: «Чипсы и газировка – это вкусно или опасно?»
Намечают задачи:
провести информационный поиск по темам: «Азбука пищи», «Наиболее распространённые пищевые отравления и их причины», «Пищевые добавки и их влияние на обмен веществ в организме», «Вред чипсов и сладкой газировки», «Основные правила здорового питания»;
выяснить пищевые пристрастия обучающихся, анализируя их ответы на анкету: «Ты то, что ты ешь»;
исследовать качественный состав чипсов, жевательной резинки и мороженого;
провести анализ и обобщение полученной информации и экспериментальных данных;
используя, полученную информацию и результаты, проведенных исследований, показать товарищам в чем состоит вред чипсов, сладкой газировки и других «Запрещенных» продуктов.
сформулировать выводы и рекомендации.
Выдвигают гипотезу: «Предположим, что выяснение вреда чипсов, сладкой газировки и других «фастфудовских» продуктов поможет участникам проекта осознать, что правильное питание – залог здоровья школьников».

II
Теоретическое исследование (анализ, синтез)

Помогает отбирать, анализировать и обобщать информацию, составлять анкету.
Учащиеся делятся на 4 группы:
производят отбор информации, пользуясь научно-популярной литературой (1-я группа), периодической печатью и энциклопедиями (2-я гр.) и Интернетом (3-я гр.);
4-я группа составляет вопросы для анкеты: «Ты то, что ты ешь».

III
Экспериментальное исследование (эксперимент, наблюдение)
Проводит инструктаж по безопасному обращению с реактивами и оборудованием, охране труда.
Организует и контролирует работу групп по проведению качественного анализа чипсов, жевательной резинки, мороженого.
1-я группа – проводит качественный анализ чипсов на содержание масла, крахмала и соли (хлорида натрия);
2-я гр. – проводит качественный анализ жевательной резинки на содержание многоатомных спиртов и аспартама (подсластитель Е951), определяет свойства резиновой основы;
3-я гр. – проводит качественный анализ мороженого - определяет наличие белков, углеводов (крахмала) и ионов железа;
4-я гр. – обрабатывает анкету.

IV
Анализ и обобщение эксперимен-тальных данных и результатов информацион-ного поиска

Организует «мозговой штурм», приводит ребят к мысли, что также как мы учимся читать и писать, необходимо учиться правилам рационального и здорового питания.
Ставит перед учащимися вопрос, требующий дальнейшего обсуждения: «Почему, даже самые продвинутые потребители, покупают газировку, чипсы и другие подобные продукты, о вреде которых им хорошо известно».
каждая группа представляет полученные экспериментальные данные: качественный анализ чипсов показал повышенное содержание масла, крахмала и поваренной соли; жевательная резинка содержит сорбит, вредный подсластитель Е951, её резиновая основа в спирте не растворяется, а растворяется в бензоле, толуоле и хлороформе; в мороженом содержатся белки, углеводы и ионы железа;
в результате обсуждения найденной информации и экспериментальных данных, методом «мозгового штурма», формулируют выводы: чипсы, наряду с консервантами и усилителями вкуса, содержат повышенное количество масла, крахмала и поваренной соли.
Жевательная резинка содержит пищевые добавки, многоатомные спирты (сорбит), регулярное попадание которых в организм отрицательно сказывается на здоровье. Резиновая основа разрушается лишь под действием агрессивных химических веществ, а наша слюна и желудочный сок с ней справиться не в состоянии.
Мороженое содержит белки и углеводы – ценные питательные вещества и необходимые для кроветворения катионы железа. Мороженое можно рекомендовать для продажи в школьной столовой.
4-я группа докладывает результаты анкетирования: 73% учащихся любят посещать Макдональдс, 32% из предложенных фруктов и овощей, шоколада и выпечки выбирают чипсы, хотя при этом 95% знают, по каким причинам они запрещены в качестве школьного питания, 55% учащихся предпочитают просто вкусную пищу, невзирая на её вред или пользу. Всего 37% учащихся младшего возраста питаются горячими обедами в школьной столовой.
Рассуждают на тему: «Как повлиять на выбор людей в пользу «здоровой» пищи (говорят о психологии желудка, семейных пищевых традициях, влиянии рекламы на выбор потребителя, способах выкладки продуктов в магазинах и оформлении витрин и т.д.)

VI
Формулировка выводов и проверка рабочей гипотезы
Организует «мозговой штурм», проводит рефлексию деятельности над проектом, через возврат к рабочей гипотезе и её проверку, подводит к мысли о пропаганде здорового питания.
Анализируя, проделанную работу поняли, что выяснение вреда чипсов, сладкой газировки и других «фастфудовских» продуктов помогло участникам проекта осознать, что правильное питание – залог здоровья школьников. Что, также как мы учимся читать и писать, необходимо учиться правилам рационального и здорового питания.
Подводя итоги, пришли к выводу, что работа над проектом привела к убеждению, что необходимо настойчиво объяснять и многократно напоминать детям, да и взрослым тоже о вреде фастфуда и продуктов, содержащих пищевые добавки, активно создавать и пропагандировать культ здорового питания.
Пропаганду решили начать с представления результатов работы своим друзьям и одноклассникам; далее выпустить буклет, в котором представить самые опасные пищевые добавки и дать рекомендации по здоровому питанию.


VII
оформление работы с целью создания наглядного пособия для лекции по пропаганде здорового питания.
Редактирование текста лекции и презентации.
Написание текста лекции и создание презентации.






Литература
1. Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. -Ленинград: «Химия», 1985, 335 с.
2. Шульпин Г.Б. Химия для всех.- М: «Знание», 1987, 142 с.
3. Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия-М: Химия, 1984,183 с.
4. Эмануэль Н.М., Зайков Г.Е. Химия и пища. - М: Наука, 1986, 173с.

Периодическая печать

ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ:
1. « Чистые» продукты и нечистая коммерция. «Экология и
жизнь», №7, 2005.
2. Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой. «Химия в школе», №10,2006.
3. Яковишин Л.А. Химические опыты с мороженым.
«Химия в школе», №7, 2006.

ГАЗЕТНЫЕ СТАТЬИ:
1. Что есть, что бы достичь долголетия. «Аптечка», № 5,
2007, Изд. Крестьянин.
2. Остерегайтесь добавок! «Победа», №37, 2008.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Чипсы чуть не угробили молодую девушку.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Здоровое питание.



15