Бинарное внеаудиторное занятие по дисциплинам Анатомия и физиология человека и Основы латинского языка.

РОЛЬ БИНАРНЫХ  ВНЕАУДИТОРНЫХ  ЗАНЯТИЙ  В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА
Нижегородцева О.А.

Подготовка  высококвалифицированного  медицинского  работника,  обладающего  комплексом  общих,  профессиональных  компетенций  и  личностных  качеств,  способного  успешно  адаптироваться  к  быстро  меняющимся  задачам  и  условиям  труда  в  лечебно-профилактических  учреждениях,  требует  использования  адекватных  форм  и  методов  обучения  и  воспитания  студентов  медицинского  техникума. 
Наряду с традиционными методами проведения занятий полноправное место при подготовке квалифицированных средних медицинских работников в медицинском техникуме занимает бинарная модель обучения – взаимодействие двух педагогов, совмещение двух дисциплин.
Понятие  «бинарное  занятие» связано  с  латинским  словом  binarius  двойной,  состоящий  из  двух  компонентов,  частей. 
Бинарные занятия относятся к нетрадиционным формам проведения занятий. Их проведение, конечно, не может быть систематическим, но при повторении и обобщении материала они бывают очень удачными, вызывают у студентов оживленный интерес, активизируют деятельность на различных этапах, что способствует хорошему усвоению материала. Бинарные  занятия могут  проводиться  в  учебное  время  и  в  рамках  внеаудиторной  работы.
Взаимодействие преподавателей на бинарном занятии должно иметь паритетный характер: с равным долевым участием каждого из них. При подготовке бинарных занятий затрачивается немало времени и сил, гораздо больше, чем при подготовке и проведении стандартных уроков, но это себя оправдывает.
В качестве примера расскажу о подготовке и проведении бинарного внеаудиторного занятия «Скелет изучаем, про кости все знаем» по дисциплинам «Анатомия и физиология человека» и «Основы латинского языка». Занятие проходило в виде конкурса между двумя командами.
В конкурсе приняли участие студенты первого курса специальностей «Лечебное дело» и «Сестринское дело».
Основными образовательными целями данного бинарного занятия являлись: обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Остеология»; формирование умения применять знания по остеологии в ходе выполнения заданий конкурса; формирование умения студентов правильно и кратко излагать мысли, быстро восстанавливать в памяти знания, полученные на занятиях; формирование общих и профессиональных компетенций.
В ходе конкурса студенты прошли 8 испытаний, им были предложены задания разной степени сложности, которые оценивало компетентное жюри.
Конкурсные задания:
визитная карточка – тема визитки «Не горбитесь, заботьтесь о своем скелете – это ведь всё, что от нас останется!».
Конкурсантам необходимо было представить название и свою команду, приветствие к жюри и соперникам, эмблему команды;
основная часть включала задания по анатомии человека и основам латинского языка:
необходимо было правильно ответить на предложенные вопросы, по строению скелета человека;
задание на выявление знаний латинского названия костей скелета человека;
задания, где нужно распознать анатомические названия и, указать к каким органам они относятся;
задания на знание латинских пословиц и крылатых фраз;
видео-вопрос, необходимо указать, под каким номером показана та или иная анатомическая структура;
задание, где необходимо угадать название кости по их характеристикам в стихах.

Во время проведения конкурса студенты демонстрировали свое умение обосновывать выбранный вариант ответа, быстро и логически мыслить, показывали знания по строению скелета и латинские названия костей, заболеванию опорно-двигательного аппарата.
В результате проведения бинарного занятия студенты получили возможность углубить и закрепить полученные в ходе занятий знания. В процессе подготовки к конкурсу им предстояло организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, работать в команде, эффективно общаться с одногруппниками, тем самым формируя общие компетенции.
Кроме того, при разработке бинарного занятия мы ставили перед собой и воспитательные цели: воспитание чувства коллективизма, эффективное общение с сокурсниками, членами команд и умение брать на себя ответственность за итоговый результат; способствовать формированию чувства ответственности за порученное дело, добросовестности.
Конкурс сопровождался интерактивной мультимедийной презентацией, что способствовало визуализации учебной информации, повысило интерес и мотивировало студентов на более глубокое изучение темы занятия.
Проведение бинарного занятия как одной из форм теоретического и практического обучения с использованием информационных технологий позволило нам сделать следующие выводы:
Бинарные занятия
служат средством повышения мотивации изучения дисциплин;
развивают у студентов навыки самообразования;
развивают аналитические способности;
обладают огромным воспитательным потенциалом;
обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.

Мы считаем что, такие занятия интересны и студентам, и педагогам. Подготовка и проведение бинарных занятий способствует совершенствованию профессиональных компетенций преподавателей, формированию адекватной оценки студентов, значимости изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности.
Следовательно, использование инновационных педагогических технологий, методов, приемов обучения, в данном случае - технологии бинарного занятия, способствовало активизации мыслительной деятельности обучающихся, позволило показать место и роль знаний по анатомии человека и латинского языка в процессе подготовки средних медицинских работников с учетом междисциплинарных связей.


Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
2. Филипчук Е.В. Дидактические игры в форме бинарного урока. / Е.В. Филипчук, Л.Ф. Пышнограй // Специалист. – 2001. – №
1. – С. 15-16.
3. Безрукова  В.С.  Интеграционные  процессы  в  педагогической  теории  и  практике  [Текст]  /В.С.  Безрукова.  Екатеринбург,  ПО  "Север"  1994.    152  с.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




















15