Урок по биологии Анатомия, физиология и гигиена человека. 9 класс


Урок № 1.
Тема: Анатомия, физиология и гигиена человека.
Задачи: раскрыть двойственную биосоциальную природу человека, показать черты, роднящие человека с миром животных, и принципиальные отличительные особенности людей, позволившие им создать цивилизованное общество; охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии. Начать формирование умения самостоятельно работать с учебником. Воспитание биологического мышления, внимания, ЗОЖ.
Оборудование: модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных; таблицы с изображением фистульных животных; психологическая таблица с изображением иллюзий.
Ход урока.
Организационный момент.
Инструкция по охране труда в кабинете биологии.
Как работать с учебником (стр.3).
Изучение нового материала
Человек как звено в ряду живых существ: общность в проявлении основных биологических функций, клеточном строении; схожесть плана строения организма человека и млекопитающих животных. (Беседа с использованием таблиц.)
Специфические особенности человека: прямохождение, наиболее совершенное развитие мозга, способность к трудовой деятельности, создание социальной и техногенной среды, дающей возможность расширить пищевые и энергетические ресурсы; способность к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, передавать знания и опыт предшествующих поколений; рефлексия и возможность контролировать собственное поведение. (Рассказ учителя.)
Предмет изучения и методы анатомии. Предмет изучения и методы физиологии. (Рассказ учителя с демонстрацией анатомических таблиц и изображений фистульных животных.)
Предмет изучения и методы психологии. Роль самонаблюдений. (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц и простейших опытов, например иллюзия Аристотеля и др.) Влияние социальных условий на поведение людей. Анализ причин, позволяющих отнести психологию и к социальным наукам. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
Гигиена как раздел медицины, выявляющий влияние природной и социальной среды, труда и отдыха на организм человека с целью охраны здоровья населения. Методы гигиены. (Рассказ учителя.)
Роль санитарной службы, санитарный надзор, права и обязанности санитарного инспектора и населения. (Рассказ учителя.)
V. Закрепление знаний
Самостоятельная работа с учебником:
Прочитайте по учебнику «Введение». Выпишите в левый столбец черты сходства организма человека с другими организмами, а в правый – черты различия.
Сходство Различия
Заполните таблицу:
Преимущества цивилизации Негативные последствия
Прочитайте §1 учебника. Заполните таблицу:
Наука Предмет изучения Методы исследования
VI. Задание на дом
Прочитать статью «Как работать с учебником». Изучить § 1. Освоить определения наук анатомии, физиологии, психологии, гигиены. Подготовить сообщения о ученых: Аристотель, Гиппократ, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Андреас Везалий, Уильям Гарвей, Рене Декарт, Луи Пастер.