Программа «Я люблю свой край родной»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Сосногорска
Программа
«Я люблю свой край родной»
(программа мероприятий, направленных на нравственно- патриотическое воспитание молодого поколения)
Номинация
«Лучшая программа патриотического воспитания детей и молодѐжи»
Разработчик программы:
Савельева Ирина Анатольевна,
заместитель директора по УВР,
учитель иностранного языка
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска
Сосногорск, 2016 г.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Концептуальное обоснование Программы.
  «…Большой патриотизм начинается с любви к малому – к месту, где ты живешь».
Л. Леонов
Воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу, республике и родной стране.
Программа мероприятий, направленных на нравственно - патриотическое воспитание молодого поколения «Я люблю свой край родной» разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.15. № 1493
Актуальность
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» Д.С. Лихачев
Главное назначение школы – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности (привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию школьников, раскрытию их творческих способностей)
22 августа 2016 года исполнится 95 лет Республике Коми. В рамках подготовки к этой дате необходимо активизировать деятельность подрастающего поколения, объединить усилия общественных организаций и движений, педагогов, школьников и их родителей. Разработанная программа «Я люблю свой край родной», в основе которой лежит Фестиваль двух культур «Улица на улицу» (совместное творчество педагогов, обучающихся и их родителей - 5 марта 2016 г.), Единый тематический урок «Особо охраняемые природные территории Сосногорского района» (туристско - краеведческое направление – январь 2016 г.), встречи с интересными людьми, Школьная выставка рисунков обучающихся 1-6 классов «Будущее Республики. Будущее Сосногорска» (февраль 2016 г.), Декада коми языка, «Комический футбол» (май 2016 г.), позволит повысить интерес к региональной культуре и истории, формировать гражданское достоинство, национальное самосознание.
В основу программы были положены идеи совершенствования и дальнейшего развития системы духовно- нравственного воспитания у детей и молодежи, гражданственности, патриотизма.
Программа предполагает активную совместную деятельность школьников с государственными структурами, учреждениями дополнительного образования и общественными организациями г. Сосногорска в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ей дальнейшую динамику в вопросах организации празднования 95- летия государственности Республики Коми. Партнерами в реализации этой программы выступят МБОУ «Дом детского творчества» г. Сосногорска, школьный краеведческий музей, Совет ветеранов г. Сосногорска, МУУЧ «Центр Коми культуры» г. Сосногорска, Сосногорская православная церковь преподобного Серафима Саровского, школьная театральная студия «Колизей»
При составлении программы использован опыт работы школы по данному направлению, её традиции.
Цель и задачи Программы
Срок реализации Программы
Октябрь 2015 г. – декабрь 2016 г.
Цель
Создать условия для совершенствования и развития системы нравственно-патриотического воспитания обучающихся школы, для воспитания у подрастающего поколения духовности, патриотизма, уважительного отношения к культурному наследию: любви к родному краю, бережного отношения к его культурно-историческим богатствам, для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, а также уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны.
2.3. Задачи
1. Воспитание чувства любви и гордости к своей малой Родине.
2. Формирование у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма, уважения к традициям, гордости за принадлежность к истории и достижениям Отечества.
3. Совершенствование традиционных и поиск инновационных методов и форм работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
4. Выявление у обучающихся способности к оригинальному, нестандартному решению творческих задач.
5. Объединение усилий школьников, молодёжи города, общественных организаций и движений для организации празднования 95- летия государственности Республики Коми.
6. Привлечение членов семей обучающихся к участию в мероприятиях, посвященных 95- летия государственности Республики Коми.
7. Пробуждение интереса культурному наследию Республики Коми.
Ожидаемые результаты
Повышение социальной и гражданской активности обучающихся школы.
Расширение знаний обучающихся о культуре и традициях Республики Коми.
Расширение системы взаимодействия между членами социума при подготовке запланированных мероприятий.
Развитие творческого потенциала обучающихся школы.
Появление новых форм взаимодействия между школьниками и старшим поколением.
Повышение активности членов семей обучающихся школы в подготовке и проведению мероприятий
Технология внедрения Программы
3.1.Этапы реализации программы
Первый этап – диагностико-организационный период (октябрь - декабрь 2015 года):
осознание актуальности проблемы,
создание творческой группы;
работа творческих групп над созданием программы «Я люблю свой край родной»;
разработка подробного плана мероприятий по воспитательной работе, посвященных 95-летию государственности Республики Коми.
(приложение 1);
презентация проекта программы на заседании школьного методического объединения классных руководителей;
Второй этап - организационно-практический (январь – ноябрь 2016 года):
реализация программы празднования 95- летия государственности Республики Коми;
формирование системы взаимодействия со всеми заинтересованными подразделениями и ведомствами.
Третий этап – итогово-аналитический (декабрь 2016 года):
сравнительный анализ и обобщение работы по реализации программы;
анализ деятельности всех участников программы;
определение проблем, возникших в ходе осуществления программы и перспективы их разрешения.
3.2. Основные направления работы и содержание деятельности:
1. Исследовательско – поисковое:
Участие школьников в проекте школы «Учитель – это Призвание»
(Приложение 2);
Работа с музейным фондом членов НОУ «Поиск»;
Участие обучающихся во Всероссийской акции «Я – гражданин России»
2. Работа школьного музея:
Создание экспозиции в музее «95 лет Республике Коми»;
Проведение экскурсий по экспозиции;
Выпуск буклета «Моя Республика» (Приложение 3)
3.Культурно-массовые мероприятия:
проведение встреч с воинами-интернационалистами, чернобыльцами, тружениками тыла, выпускниками-медалистами школы, лучшими спортсменами, ветеранами- учителями, ветеранами войны и труда, поэтами, художественными коллективами;
организация и проведения фестиваля «Улица на улицу» (Приложение 4 Фотоотчет, сценарий фестиваля);
работа театральной студии «Колизей» (Приложение 5 Театральные постановки- фотоотчет);
проведение общешкольных и классных мероприятий
4.Взаимодействие с учреждениями социума:
участие в муниципальной эстафете «Знамя Победы» и акции «Вахта памяти» (Приложение 6);
участие в различных муниципальных мероприятиях
5. Участие в конкурсах, викторинах, посвященных 95- летию Республики Коми.
6. Диагностическое направление.
Мониторинг реализации программы
4. Участники Программы:
- обучающиеся школы 1-11 классов;
- педагогический коллектив;
- жители микрорайона;
- родители и члены семей обучающихся школы
Механизм реализации Программы.
Для достижения поставленных задач используются следующие механизмы:
Разработка и реализация отдельных проектов в рамках Программы.
Проведение различных акций, фестивалей, конкурсов и других мероприятий.
Регулярное активное освещение деятельности общеобразовательной организации по нравственно – патриотическому воспитанию в СМИ: публикации соответствующей информации и статей о мероприятиях на сайте организации.
Межведомственное взаимодействие при реализации мероприятий.
Социальная оценка Программы
Социальная оценка проекта дается:
Семьями обучающихся
Педагогическим сообществом
Другими представителями общественности города
Мониторинг эффективности Программы
Объект мониторинга Критерии Показатели,
содержание Методики изучения
Деятельность обучающихся Степень активности обучающихся в рамках реализации проекта
-включенность обучающихся в проект;
-количество собранного материала;
- участие в конкурсах и акциях; - наблюдение
- статистические данные
- статистические данные,
портфолио класса
Деятельность педагогов Степень активности педагогов в рамках реализации проектов -привлечение обучающихся к реализации проекта;
- участие в конкурсном движении
- разработка и реализация новых проектов и программ -статистические данные;
портфолио класса
статистические данные;
наблюдение, статистические данные
Взаимодействие с социумом Уровень взаимодействия - организация и проведение совместных мероприятий;
-участие ветеранов в школьных мероприятиях;
- участие школьников в городских мероприятиях статистические данные;
статистические данные;
статистические данные;
Деятельность родителей и членов семей обучающихся Степень активности родителей в рамках реализации проекта
-участие родителей в проекте статистические
данные
Ресурсное обеспечение. Виды ресурсов
8.1.Информационные ресурсы: личные архивы, информация, полученная участниками программы в ходе исследования и бесед, Интернет – ресурсы, информационные материалы организаций.
8.2.Человеческие ресурсы: педагоги и обучающиеся школы, родители и члены семей обучающихся, жители микрорайона.
8.3. Материально – технические ресурсы: компьютерный класс, актовый зал, мультимедийный комплекс, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, по работе с программами Microsoft Office, Microsoft Office Power Point, Microsoft Publisher, цифровой фотоаппарат, домашние цифровые ресурсы.
Предполагаемый результат:
1.Ознакомление обучающихся с историей родного края, традициями и культурой.
2.Воспитание у обучающихся любви к своей малой Родине.
3.Развитие чувства патриотизма и гордости за родной край.
4.Сплочение детского коллектива.
5.Развитие активности обучающихся, их творческих способностей.
6.Развитие совместного творчества детей и их родителей
Источники
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»»
http://myschool3.ucoz.ru
http://sosnogorsk.org/upr/kultura/agencies/

Приложение 1
План
мероприятий по воспитательной работе,
посвященных празднованию 95-летия государственности
Республики Коми
МБОУ «СОШ № 3 с УИОП» г. Сосногорска
№ п/п Наименование мероприятия Сроки проведения Ответственные
1 Единый тематический урок «Особо охраняемые территории Сосногорского района» (Приложение 7) 18.01.2016 Савельева И.А., заместитель директора по УВР
2 Муниципальный конкурс переводчиков «Ромпоштан» («Зеркало»), посвященный 95-летию государственности Республики Коми 28.01.2016 Евсеева Л.В., руководитель ШМО учителей коми языка
3 Встреча с главным редактором детского журнала «Би кинь» («Искорка») Алексеем Поповым, посвященная 95-летию государственности Республики Коми (Приложение 8) 28.01.2016 Евсеева Л.В., руководитель ШМО учителей коми языка
4 Участие в республиканской научно-практической конференции «Молодые исследователи Республики Коми», посвященной 95-летию государственности Республики Коми
(1-Лауреат конференции, 1-участник заочного этапа) 02-03.02.2016 Рочева С.Н., руководитель учебно- исследовательской работы
5 Муниципальный конкурс семейных проектов «Рöдвуж пас» («Родовой Знак»), посвященный 95-летию государственности Республики Коми Февраль 2016 Евсеева Л.В., руководитель ШМО учителей коми языка
4 Участие в заочной республиканской олимпиаде по историческому краеведению и литературе РК, посвященной 95-летию государственности Республики Коми
(1 место на муниципальном этапе) 16.03.2016 Волкова И.Н., учитель истории и обществознания
5 Школьная выставка рисунков обучающихся 1-6 классов «Будущее Республики. Будущее Сосногорска»
(Приложение 9)
Викторины «Прошлое, настоящее, будущее Республики», посвященные 95-летию государственности Республики Коми Февраль- май 2016 Савельева И.А., заместитель директора по УВР,
Евсеева Л.В., руководитель ШМО учителей коми языка, Рочева С.Н., руководитель ШМО классных руководителей
6 Праздничные программы, игры, площадки, ДОЛ, ЛТО, посвященные юбилею Республики Коми Март, июнь 2016 Фильченкова А.А., руководитель ДОЛ и ЛТО
7 Цикл встреч с категориями населения «Портрет на фоне истории»: воинами-интернационалистами, чернобыльцами, тружениками тыла, выпускниками-медалистами школ района, лучшими спортсменами, учителями и др. Февраль – ноябрь 2016 Половникова С.А., педагог- организатор
8 Встречи с настоятелем православной церкви преподобного Серафима Саровского.
Совместные мероприятия с МУУЧ «Центр коми культуры» г. Сосногорска
(Приложение 10) Январь- декабрь 2016 Половникова С.А., педагог- организатор
9 Оформление информационных тематических стендов и школьных газет, мини- баннеров «Моя Республика»
(Приложение 11) Декабрь 2015 – сентябрь 2016 ШУС,
Савельева И.А., заместитель директора по УВР Евсеева Л.В., руководитель ШМО учителей коми языка
10 Школьный Фестиваль двух культур «Улица на улицу» (совместное творчество педагогов, обучающихся и родителей) для обучающихся 6-9 классов. 05.03.2016 Савельева И.А., заместитель директора по УВР, Половникова С.А., педагог- организатор, Евсеева Л.В., руководитель ШМО учителей коми языка
11 Встреча с ухтинской поэтессой Лызловой Валентиной Ивановной «Мой нежный и суровый край» (для обучающихся 5-6 классов) (Приложение 12) 14.03.2016 Савельева И.А., заместитель директора по УВР, Половникова С.А., педагог- организатор
12 Муниципальная конкурсная игра «Охотничьи состязания», посвященная 95-летию государственности Республики Коми (2 место) Март 2016 Астанина Л.В., Учитель начальных классов, учитель коми языка
13 Участие в Межрегиональной научной конференции учащихся школ, гимназий, лицеев и колледжей Северо-Запада России «Краеведческие чтения»
(3 место)
Участие в конкурсе проектов учащихся школ, лицеев, гимназий в рамках III Республиканской конференции по обществознанию «Чтобы действовать»
(1-2 место, 1- участие) 24 марта 2016 года
24 марта 2016 года
Савельева И.А., заместитель директора по УВР
Шикина А.В., учитель биологии
14 Муниципальный фестиваль детских общественных объединений «Мы дети Республики Коми», посвященный 95-летию государственности Республики Коми Апрель 2016 Половникова С.А., педагог- организатор, руководитель ДШО «Краски»
15 Гордость Республики: юные читатели. Викторина «Яркая экранизация волшебной книги. Гарри Поттер» (для обучающихся 7-8 классов)
(Приложение 13) Апрель 2016 Пономарева О.И., учитель русского языка и литературы
16 Мероприятия в рамках школьной Декады коми языка (Приложение 14 План и фототчет) Апрель 2016 Евсеева Л.В., руководитель ШМО учителей коми языкаУчителя коми языка
17 Муниципальный этап XVI всероссийской акции «Я- гражданин России»
Проект по экологическому просвещению населения (2 место)
Проект «Учитель – это Призвание» (3 место)
Республиканский этап XVI всероссийской акции «Я- гражданин России» Апрель 2016 Савельева И.А., заместитель директора по УВР; Шикина А.В., учитель биологии
18 Муниципальный фестиваль «Радуга талантов» (Приложение 15) 22 апреля 2016 Группа «Шондибан» обучающихся 8а класса под руководством Евсеевой Н.Н., учителя коми языка с инсценировкой «Деревенские гулянья»
19 Муниципальная игра- путешествие по станциям «Квест «Мы – часть страны, мы – уголок России» (Приложение 16)
- 4 место 30 апреля 2016 Половникова С.А., педагог- организатор, руководитель ШДО «Краски»
20 Участие в выставке ступени творчества (творческих работ и проектов) «Республика прекрасная моя», посвященной 95-летию республики Коми Май 2016 Савельева И.А., заместитель директора по УВР, Половникова С.А., педагог- организатор
21 Мероприятия от шефов школы СГПЗ «Молодые специалисты- школе», посвященные 71 годовщине Великой Победы и 95- летию государственности РК (Приложение 17) 30 апреля 2016 Администрация школы и СГПЗ
22 Республиканская акция «День чистоты», посвященный 71-годовщине Великой Победы. (Совместная деятельность педагогов, родителей, обучающихся, шефов с СГПЗ) (Приложение 18) 6 мая 2016 Администрация школы, классные руководители
23 Проект 6б класса «Дерево – память» 13 мая 2016 Евсеева Л.В., классный руководитель 6б класса, Савельева И.А., заместитель директора по УВР
24 Муниципальный этап слета
Республиканский экологический слет, посвященный 95-летию государственности Республики Коми 14 мая 2016
Июнь 2016 Шикина А.В., учитель биологии, руководитель РМО учителей биологии
25 Школьная практическая конференция, посвященная 95 – летию государственности Республики Коми 17 мая 2016 Савельева И.А., заместитель директора по УВР
26 Интегрированный спортивный праздник + фольклор Коми «Комический футбол» Май 2016 Евсеева Л.В., руководитель ШМО учителей коми языка, Уляшева Л.А., учитель физической культуры
27 Муниципальный туристический слет ДОЛ « Мы живем в республике Коми», посвященный 95-летию государственности Республики Коми Июнь 2016 Фильченкова А.А., руководитель ДОЛ и ЛТО
28 Единый классный час и единый урок «День Республики» и «Моя малая Родина», посвященные 95-летию государственности Республики Коми 01.09.2016 Классные руководители 1-11 классов
29 Муниципальный конкурс чтецов «Менам чужан му», приуроченный к празднованию 95-ти летия РК Октябрь 2016 Евсеева Л.В., руководитель ШМО учителей коми языка
30 Школьный праздник «Коми книга» Октябрь 2016 Евсеева Л.В., руководитель ШМО учителей коми языка, Савельева И.А., заместитель директора по УВР
31 Конкурс детских рисунков «Я. Мой дом. Мой край родной!», посвященный 95-летию государственности Республики Коми Ноябрь 2016 Савельева И.А., заместитель директора по УВР, классные руководители
32 Участие в мероприятиях (заочные конкурсы), организованных КРИРО и ПК, РЦДО г. Сыктывкара, Республиканским центром детско-юношеского спорта и туризма г. Сыктывкара, Министерством образования и молодёжной политики, организуемых в рамках юбилейной даты. В течение года Администрация, обучающиеся и педагоги МБОУ «СОШ № 3 с УИОП» г. Сосногорска
33 Участие в мероприятиях (заочные конкурсы) всероссийского уровня
(Приложение 19) В течение года Администрация, обучающиеся и педагоги МБОУ «СОШ № 3 с УИОП» г. Сосногорска