Рабочая программа кружка Люблю свой край (2 класс)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любить Родину – значит знать её.
(В.Г. Белинский)

Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащихся.
Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с историей родного края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.
Программа внеурочной деятельности по краеведению является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт.
Неотъемлемой частью краеведческого направления является исследовательская деятельность учащихся. Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.
Цель программы:
способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Тульской области, воспитанию любви к природе, истории и культуре родного края.
Задачи программы:
•воспитывать уважение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, народным традициям, старшему поколению;
•формировать представления о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
•ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
•формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых через взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся;
• расширение кругозора, получение первичных знаний о своем родном крае;
• обогащение личного опыта общения детей;
• ориентация на общечеловеческие ценности;
• уважительное отношение к истории и культуре родного края.

Образовательным результатом программы будет:
•устойчивый интерес к истории своей Родины;
•знания по истории и культуре родного края;
•умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
•способность творчески мыслить и рассуждать;
•умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
•способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
•способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Название раздела Количество часов
С чего начинается Родина? 14 часов
Моя семья 8 часов
Моя школа 2 часа
Край, в котором я живу 10 часов
Всего 34 часа
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
С чего начинается Родина?
Программа курса предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, улице, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес).
Моя семья
Понятия «род», «семья», «родословная». Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей. Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего словесного портрета, объективная оценка себя как личность.
Моя школа
Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться.
Край, в котором я живу
Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. Познакомить с Красной книгой России. Составление Красной книги своего села.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п № в четверти Дата Тема занятия Основные виды УУД
план факт 1 четверть
С чего начинается Родина?
1 1 Что изучает краеведение? Л Развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов;
проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;
П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Р определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему; учиться планировать свою деятельность во внеурочное время; высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
К Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других людей; вступать в беседу во внеурочной деятельности; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); создания и защиты собственного проекта.
2 С чего начинается Родина? 3 Азбука нашего города 4 Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил 5 История моей улицы 6 Мой любимый уголок в г. Семилуки 7 Мой город, почему так назван 8 Герб, гимн, флаг нашего города 9 Памятные места города 2 четверть 1 Люди моего города 2 Творчество народа нашего края 3 Каким я вижу мой город в будущем 4 Защита работ по теме «С чего начинается Родина» 5 Защита работ по теме «С чего начинается Родина» Моя семья
6 Я и моё имя. Значение имени
Л Осознание значения базовых ценностей семьи, рода для личностного становления;
П ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач; делать предварительный отбор источников информации для решения задачи; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Р планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
К адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию7 Моя дружная семья
3 четверть 1 Моя фамилия
История моей фамилии 2 Герб моей семьи
3 Моя родословная. Бабушки и дедушки
4 Защита работ «Родословная моей семьи» 5 Конкурс рисунков «Моя семья – моё богатство»
7 Выставка семейных поделок Моя школа
7 Моя школа – мой дом. Из истории школы
Л Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности
П Осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме.
Р учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему; учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
К задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
8 Традиции родной школы Край, в котором я живу
9 Территория, границы, географическое положение Семилукского района Л Развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов;
проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;
П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Р определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему; учиться планировать свою деятельность во внеурочное время; высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
К Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других людей; вступать в беседу во внеурочной деятельности; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); создания и защиты собственного проекта.
10 Природа нашего края 4 четверть 1 Красная книга нашего края 2 Берёзка – символ родины моей 3 Викторина “Край, в котором я живу” 4 Фотовыставка “Живи, родной край!” 5 Конкурс-выставка «Люблю тебя, мой край родной!» 6 Защита работ по теме «Край, в котором я живу» 7 Азбука нашего города (обобщение) 8 Итоговое занятие