Классный час, посвящённый 75-летию прихода Северных конвоев в Архангельск


Дервиш: помним, гордимся! 2016 год ознаменован 75-летием прихода в порт Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш». Караван, состоящий из шести судов под флагами Великобритании и Голландии, прибыл в столицу Русского Севера 31 августа 1941 года. Он доставил в порт важнейшие стратегические грузы:3800 глубинных бомб и магнитных мин;15 истребителей «Харрикейн»;Вспомогательное судно «Олдерсдейл» с топливом;10 тысяч тонн каучука;1.5 тонны форменных ботинок;Олово, шерсть, инвентарь и оборудование. Следующие караваны судов, приходившие в северные порты, получили буквенно-цифровое значение PQ, а отправлявшиеся обратно – QP. После трагической истории каравана PQ-17, наименования сменились на JW, RA. PQ-17 был отправлен в СССР 27 июня 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. В его состав входило 35 грузовых судов. Прикрытие конвоя осуществлялось британскими эсминцами, кораблями ПВО, тральщиками и вооружёнными траулерами, находящимися под командованием коммандера Джона Брума. Вблизи конвоя находилось также соединение британских и американских крейсеров под командованием контр-адмирала Луиса Гамильтона. Германские ВМС провели операцию «Ход конём» (нем. Rösselsprung), целью которой было уничтожение конвоя. Планировалось нанести по конвою PQ-17 совместный удар силами надводных кораблей, подводных лодок и авиации. Сопровождавшая конвой крейсерская группа под командованием адмирала Гамильтона должна была покинуть конвой на долготе острова Медвежий, однако, прикрывая конвой, зашла дальше. В результате полученных разведданных 4 июля 1942 года из Адмиралтейства поступил личный приказ первого морского лорда Дадли Паунда: «Конвою рассеяться!». Крейсерская группа получила приказ отойти на запад из-за опасения атаки вышедшего в море немецкого соединения во главе с линкором «Тирпиц». Рассеявшиеся суда конвоя, поодиночке прорывавшиеся в Архангельск под сопровождением оставшихся кораблей конвоя, в условиях полярного дня стали лёгкой добычей немецких подлодок и авиации. В результате 22 транспорта и 2 вспомогательных судна из состава конвоя были потоплены. Поставляемые грузы имели неоспоримую ценность, в ходе действий по защите конвоев гитлеровским ВМФ и ВВС наносился значительный урон, однако не менее важной была их роль в достижении стратегического перелома всей Второй мировой войны на море. Огромное значение имела и моральная составляющая операций, которые благодаря усилиям рядовых моряков и летчиков на деле демонстрировали союзнический дух и являлись практическим воплощением сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в деле борьбы с фашизмом. В 1941-1944 годах в северные порты Советского Союза был проведен 41 морской караван, в которых приняло участие свыше 800 транспортных судов. Всего по программе ленд-лиза только союзные конвои доставили в СССР свыше двух миллионов тонн крайне важных для страны стратегических грузов, в том числе 5 тысяч танков, 7 тысяч самолетов, тысячи автомобилей, десятки тысяч тонн боеприпасов, снаряжения и продовольствия. Корабли Северного флота для их защиты совершили 838 выходов в море. Арктические конвои стали синонимом мужества и стойкости в сражениях, где холод полярных широт, льды и штормы приумножали ужасы войны. Но именно в этих арктических морях прошёл свою первую закалку союзнический долг стран антигитлеровской коалиции.