Тематический классный час на тему: «Символы государства Российского» 7кл


МОУ «Сычёвская СОШ»
Тематический классный час на тему: «Символы государства Российского»
Кл.руководитель- Гришечкина М.И.
Цель:
Разъяснение символам Российского государства,атрибутов государственной власти и суверинитета,назначения,смысла герба,гимна,флага РФ,Московской области и волоколамского района.
Воспитание чувства патриотизма.
Формирование умения самостоятельной работы в поисках необходимой информации.
Оборудование :-музыкальное приложение с записью гимна РФ
-изображение гербов РФ, Московской области и Волоколамского района.
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ
1-ведущий Родина –это огромное,родное,дышащее существо,подобное человеку- писал Александр Блок.
2-ведущий Родина наша красива,могущественна и добра.Россия-это всё-жизнь и смерть,счастье или погибель.
Край ты мой,родимый край!
Конский бег на воле!
В небе крик орлиных стай!
Волчий голос в поле!
Гой ты, Родина моя!
Гой ты бор дремучий!
Свист полночный соловья!
Ветер,степь да тучи.
1-ведущий Многообразно дыхание Родины-то напряжённое,как у человека,поднимающего в гору или бегущего в атаку,то мерное,как волны успокоенного моря,это бег поездов и первые шаги детей,парение космонавтов и признание влюблённых,шелест колосьев и рокот моторов.
2-ведущий Любовь к своей стране и своему народу –это и есть то надличностное начало,которое по настоящему освящает всю деятельность человека,приносит ему настоящее счастье.Любовь к Родине даёт смысл жизни,превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование.Она предлагает очень многое,в том числе и значение гражданином символов государства и их значения.
1-ведущий А сейчас давайте перенесёмся на несколько веков в старый замок,где происходит разговор старого французского графа с сыном
ВХОДЯТ ГРАФ И СЫН
Сценка: Однажды в старом замке
Сын- Отец,на турнире граф де Ори,когда я спросил его о том,как должен вести себя настоящий рыцарь,сказал,что вы лучше других можете рассказать мне,каких правил следует придерживаться,так как наш род обладает наидостойнейшим гербом.
А разве гербы не равно достойны* И кто их придумал*
Отец- Все правила составления гербов знают только герольды.Но разбираться в гербах должен каждый человек.Без этого он глуп и слеп.герб-этонаша история.вспомним наш семейный герб.Какого он цвета*
Сын- Золотой.
Отец- Верно.По цвету герба можно судить о древности рода.Никогда старинный герб не бывает сиреневого или оранжевого цвета.Только молодой,неопытный рыцарь может позволить себе такие яркие цвета.
Сын- Отец1 Но на гербе нашей семьи есть ещё и красные полосы.О чём они говорят1
Отец- Издревле считалось,что твой прадед имел в гербе только золотой цвет.В жарком сражении он был тяжело ранен,но не отступил.И тогда король после битвы смочил в его крови пальцы и провёл по золотому щиту четыре полосы в знак признания его доблести.
Сын- Отец! На гербах бывают изображения животных. Что они обозначают*
Отец- Лев-это отвага сила и гнев.Журавль-осторожность. Единорог непобедимость.Но помни,сын,кто бы ни был изображён на гербе,опозоривший себя дворянин может утратить свой герб.
ОТЕЦ И СЫН УХОДЯТ.
2-ведущий А сейчас я вам задам несколько вопросов, а вы должны на них ответить.И так….
1- ый вопрос Что такое герб* (Отличительный знак)
2-ой вопрос Кем создавались гербы* (герольдами)
3-ий вопрос Что отражал герб*
4-ый вопрос Каких цветов могли бы быть гербы\*
5-ый вопрос Что изображалась на гербах*
Молодцы!
Правила и законы
1-ведущий А теперь послушаем наших школьных герольдов.Выходят два ученика –герольда.
Герольд 1 Гербы имели различную форму- треугольную(нормандский), овальный (итальянский), прямоугольный (испанский), прямоугольный с заострением вниз (французский), неправильную резную (немецкий.
Герольд 2 Существовало и определённое число цветов.Каждый имел своё значение: красный-страсть,синий-верность и честь,зелёный –свободу,пурпурный-храбрость,чёрный – смелость, золотой-знатность,серебряный – благородство.
Герольд 1 Но были случаи, когда герб невозможно было изобразить красками.Тогда пользовались специальной штриховкой: красный –вертикальные линии, синий –горизонтальные линии,пурпурный – диоганальные слева, зелёный- диоганальные справа, чёрный – горизонтальные и вертикальные крест накрест.
Герольд 2 Символ Герб в переводе с латинского обозначаеттрава ,зелень. И действительно первоначально на многих гербах присутствовали изображения листьев,цветов, ветвей растений. Позднее на гербах появляются башни,животные, светила.
2-ведущий А сейчас ответим на такие вопросы.
1-вопрос А где помещались гербы* (На городских воротах,на главных зданиях,на авересе(лицевой стороне)монет.
ПОКАЗЫВАЮТ РИСУНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГЕРБОВ.
ведущий А сейчас послушаем легенды о гербах.
Легенда.
В 1722 году, Пётр 1 создал Герольдместерскую контору,руководить которой назначил итальянского графа Франсиска Санти.Для составления городских гербов Санти рассыпал анкеты с вопросами о том, что в городе или в его окрестностях примечательного,чем город знаменит.
Давайте подумаем над символами,изображениями на гербах российских городов.
На гербе Ярославля изображён медведь.Его появления связано с легендой.Русский князь Ярослав Мудрый путешествовал с дружиной,обозревая свои земли.Дорога была глухой,пустынной,заросшей лесом.Князь отстал от дружины.Вдруг из оврага появляется медведица и бросилась на него.Не растерявшись,он успел ударить его топором.В память об этом случае Ярослав построил на том месте церковь. В скорее там заложили новый город –Ярославль,символ которого стал медведь
Костроме герб пожаловала сама императрица Екатерина 2. Путешествуя по Волге,она остановилась в городе,где её ожидал пышный приём.Так как у города небыло герба,императрица собственноручно пожаловала герб,отражающий это событие.Нагербовом щите изображена галера,похожая на ту, на которой приплыла императрица. На гербе Санкт- Петербурга в красном поле золотой скипетер с государственным орлом.Крест – накрест два серебряных якоря- один- морской,другой –речной.Над щитом золотая корона. Красное поле означает,что в этом месте проходили кровопролитные сражения. Золотой скипетер и корона,что Санкт- Петербург -столица России. А теперь поговорим о символах государственного суверинитета России. У каждого современного государства есть символы.Они олицетворяют систему его государственных,социальных и древних ценностей,особенности исторического развития и функционирования данного общества,сложившейся в нём обычаи и традиции.Есть такие символы и у России\ Это прежде всего государственный флаг,гимн,герб.
РАССКАЗ О ГЕРБЕ РФ
1-ведущий В законе о государственном гербе нашей страны написано:
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закругленными нижними углами,заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом,поднявшим вверх распущенные крылья.Орёл увенчан двумя малыми и одной большой коронами,соединёнными лентами.
2-ведущий В правой лапе орла- скипетр (жезл –один из почётных знаков носителя верховной власти) в левой – держава(царское яблоко золотай шар с крестом наверх)
(Демонстрируется портрет императора с символами власти)
На груди орла в красном щите едущий в лево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще поражающий серебряным копьём чёрного,опрокинутого навзнич дракона,также обращённого влево.
ВХОДИТ УЧЕНИК В КОСТЮМЕ МУДРЕЦА И НАЧИНАЕТ СВОЙ РАССКАЗ
До Петра 1 на Руси существовали эмблемы- личные знаки князей.Особенно были распространены две эмблемы -- всадник поражающий копьём дракона,и двуглавый орёл с распростёртыми крыльями.Эти рисунки были на первых русских печатях 15 века.Одна на лицевой стороне,другая на обратной\Вопрос Как же залетел двуглавый орёл в Россию*
Об этом расскажут вам мои помошники.
1-ученик Изображение двуглавого орла встречается у древних народов.Орлы с двумя головами украшали ткани,использовались в росписях стен. В 8-14 веках двухголовая птица стала известна и в Европе.Например её помещали на своих монетах и печатях болгарские цари.
2—ученик Не меньшее значение имел всадник,поражающий копьём дракона.Так изображали святого Георгия(демонстрация картины Георгия победоносца),которого московские князья почитали как защитника,заступника,покровителя.
3- ученик В 17 веке к изображению орла прибавились скипетр и держава в лапах с когтями.Это были символы императорской власти.
4- ученик В специальном указе царя Алексея Михайловича 1667 г. О толковании герба написано,что орёл двуглавый есть герб державный Великого государя,три короны знаменуют три великие Казанское,Астраханское,Сибирское Царство.Скипетр и яблоко дердава являют(символизируют) государя обладателя (Алексея Михайловича)
1-ученик Герб России видоизменялся несколько раз.При Петре1 были установлены государственные цвета -чёрный императорский орёл на золотом (жёлтом фоне)
2- ученик С приходом большевиков к власти в 1917 году художник Билибин создал герб с символами труда - земной шар с серпом и молотом,вокруг которого колосья пшеницы,обвитые красным кумачём.Этот герб просуществовал до 1991года
3- ученик Современный герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла,помещённого на красном геральдическом щите.Над ним 3- исторические короны Петра Великого.В лапах скипет и держава. На груди орла на красном щите всадник,поражающий копьём дракона.
4- ученик Двуглавый орёл символ единения народов,живущих в европейской и азиатской частях России.Корона над его головами означает прежде всего суверинитет всех субьектов Федерации и самой Федерации,а также могут рассматриваться как символ союза трёх ветвей власти -законодательной , исполнительной, судебной.
1-ученик Скипетр и держава подразумевают сильнейшую власть и защиту государства,его единства.Всадник- эмблема не только столицы,сколько древний символ победы добра над злом.
2-ученик Современный герб изображаетсяч на зданиях важнейших государственных учреждений.Его можно видеть на официальных печатях и бланках документов(например российский паспорт,который получаеш,когда тебе исполнится 14 лет.
3- ученик Знак этот изображается и на боевых и официальных знамёнах страны.Изображают герб и на пограничных столбах.Может изображаться герб на денежных знаках,государственных наградах.
4- ученик Предусмотрено ответственность за нарушение Закона об использовании Государственного герба РФ, а так же неуважительное отношение или надругательство над ним\1-ведущий РАССКАЗ О ФЛАГЕ
1-ученик. Ты знаешь,что свои флаги есть у всех стран мира и некоторых организаций ООН, Международного красного креста и красного полумесяца, олимпийского комитета и т.д\2-ученик Государственный флаг ,как и герб -символ достоинства страны. При торжественном подъёме или выносе флага ему отдают воинские почести, все приветствующие всают.
1- ученик Когда-то флаги на поле боя указывали место нахождение военачальника или отдельного полка.Самие древние флаги славян,вероятно были красными.Наиболее знаменитый и яркий,красный цве повышал воинственность,звал на битву.
2-ученик Современники сравнивали боевой строй -червлёных(красный) русских щитов с зарёй.Красный,синий и белый были любимими цветами народа. Красный цвет символизировал храбрость,удалость,красоту. Одно из зщначений слова красный –красивый.Голубой цвет означал величие,красоту,ясность.Белый цвет чистота и святость.
1-ученик Традиция трёхцветног флага пошла от Петра1. Он во время Северной войны дал Русской армии и флоту бело-сине –красный флаг. Расположение полос отражало представление людей того времени об устройстве мира.
2-ученик Внизу –красный –миф мифический.Выше –небесный,голубой. Ещё выше -мир. Божественный –белый.
ученик На императорском флаге (штандарте) Петра 1 –золотой цвет,украшенный черным двуглавым орлом.Эти же цвета повторялись на ленте ордена Святого Георгия (оранжево- чёрные полосы символизируют порох и огонь.
2-ученик С1918 года флаг России был красного цвета .В 1954 году на флаге РСФСР была помещена синяя полоса вдоль древка\ученик 21 августа 1991 года Российский флаг вновь стал трёхцветным.
2- ученик В 2000году к государственному флагу России приравнено и красное Знамя Победы.Красный цвет знамени Российских Вооружённых сил.
2- ведущий РАССКАЗ О ГИМНЕ
1- ученик Словарь определяет гимн,как хвалебную песню,хвалу и православление в стихах или музыку.Текст и музыка гимна,который ты хорошо знаеш,был утверждён в годы Великой Отечественной войны в 1944 году,когда стало ясно,что победа не за горами. Музыку написал А.В.Александров, слова С.В.Михалкова и Г.А.Эль- Регистан.
2-ученик Первый официальный гимн России был написан в 19 веке на английскую мелодию поэтом В.А.Жуковским и назывался он Молитва русских –прославляя царя.Та же идея звучала в гимне Боже,царя храни, написанном В.А.Жуковским на музыку Ф.А.Львова.
3-ученик Конечно слова Боже,царя храни не могли использоваться после революции 1917 года.До 1944года,гимном был Интернационал. Музыка этого гимна был написан в 19 веке во Франции Пьером Дегейтером. Русский текст Я.Коца был опубликован в 1902 году.
1-ученик Распад СССР и провозглашение независимости России привели к тому,что гимном России стал Патриотическая песнь М.И.Г линки.Весьма торжественно, но текст на эту мелодию написать оказалась слишком трудно. В 2001 году был утверждён обнавлённый вариант гимна на музыку гимна 1944 года. Новый текст написал С.В.Михалков.
ЗВУЧИТ ТЕКСТ ГИМНА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО (звучит музыка)
ведущий Отрывок из стихотворения Фёдора Сологуба:
Гимн Родине читает Кашина надежда,подумайте ,что хотел сказать автор этих слов.
О Русь! В тоске изнемогая
Тебе слагаю гимны я.
Милее нет на свете края.
О родина моя!
Твоих равнин немые дали.
Полны томительной печали.Тоскою дышат небеса.
Среди болот в бессилье хилом,
Цветком поникшим и унылым.
Восходит бледная краса
Твои суровые прсторы.
Томят тоскующие взоры.
И души,полные тоской.
Но и в отчаянье есть слабость.
Тебе, Отчизна, стон и радость,
И безнадёжность , и покой
2- ведущий Рассказ о символах области и Волоколамского района расскажет Назина Екатерина