Технологическая карта урока на тему:Восстание Спартака (5 класс)


Дата:7 апреля 2016г.
Учитель: Алексеева А.ВПредмет: история
Класс:5
Технологическая карта урока
Тема Восстание Спартака
Цель формирование представлений о восстании Спартака - одном из самых массовых и организованных восстаний рабов в Древнем Риме.
Планируемый результат Предметные
Овладевать целостными представлениями о гладиаторах, объяснить причины восстания Спатрака, работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные, давать образную характеристику Спартака.
МетапредметныеОрганизовать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, анализировать сравнивать классифицировать и обобщать факты и явления Личностные
Обрести мотивацию к изучению нового материала, осознавать важность изучения истории.
Тип урока комбинированный (повторение, изучение нового материала).
Основные понятия гладиатор, амфитеатр, Спартак, Марк Красс.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы
Ресурсы
История Фронтальная, групповая, самостоятельная работа
Учебник под ред. Михайловского.2013г. «Русское слово»
Атласы, контурные карты.
Домашнее задание: учебник, параграф 46
Структура и ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Организацион-ный этап. Приветствие учащихся. Приветствие учителя, друг друга. Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.
2.Проверка д/з переход к новой теме.
- Проводит текущий устный опрос, по вопросам §45.
? Чем новая римская армия отличалась от прежней.
?Какое значение для дальнейшей истории Рима имело появление новой армии.?Чем отличалась диктатура Суллы от обычной римской диктатуры?Объясните значение слов: проскрипции, вольноотпущенник.
«Лучше умереть за свободу,- говорил Спартак,- чем убивать друг друга для забавы римлян.»Когда и по какому поводу были сказаны эти слова, узнаем на нашем уроке.
Вспомните, кто такие рабы?
Как люди попадали в рабство?
Где использовался труд рабов?
О чем они могли мечтать?
Как можно было добиться свободы?
Тема урока «Восстание Спартака»
-отвечают на вопросы после параграфа 45, страница 241.
Предполагаемые варианты ответов:
- (Гай Марий преобразовал римскую армию – набрал в легионы бедняков, которым предоставлялось оружие за счет государства. Солдаты теперь получали жалованье, римская армия превратилась в контрактную и профессиональную. Солдатская служба продолжалась 16 лет. После окончания службы легионеру-ветерану выделяли участок «общественной земли». За победу воинов награждали особо).-(С новой армией Гай Марий успешно закончил войну в Нумидии).
- (В 82 году до н.э. Суллу провозгласили диктатором, на неопределенный срок. Был из тех аристократов, которые были против любых изменений в стране. Всех несогласных ждало суровое наказание – смерть. Расселил по Италии 120 тысяч бывших легионеров и 10 тысяч рабов, принадлежавших внесенных в проскрипции аристократам (проскрипции – списки людей объявленных вне закона). Легионеры и бывшие рабы стали верной опорой новому диктатору).-(Проскрипции – списки людей, объявленных вне закона и приговоренных к смерти.Вольноотпущенник – рабы принадлежавшие внесенным в проскрипции аристократам.)
Отвечают на вопросы.
Записывают в тетрадь тему урока. Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; умение давать ответы на вопросы.
3. Изучение новой темы. - Выявить причины восстания рабов.
В 74 году до н.э. в Италии началось самое крупное восстание рабов в древности. Оно продолжалось несколько лет, в нем приняли участие десятки тысяч рабов.
Запись в тетради:
Восстание Спартака – 74 – 71 гг. до н.э.
?Вопрос! как вы думаете: случайно ли, что крупное восстание рабов произошло в Италии.
Для того, чтобы более подробно определить причины восстания Спартака, нам необходимо познакомиться с текстом §46, стр. 241 – 243.
Причины восстания:
Скопление большой массы рабов в Риме.
Жестокое обращение: (продажа, убийство и др.)
Источники по истории восстания очень скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании. Совсем мало известно о биографии Спартака.
Спартак происходил из Фракии (Болгария). Служил в римских вспомогательных войсках и за дезертирство был продан в рабство. Благодаря физической силе попал в гладиаторы. В источниках упоминается об уме, образованности и гуманности Спартака. В 73 г. до н.э. находился в одной из гладиаторских школ г. Капуи. В начале лета около 200 гладиаторов составили заговор, который был раскрыт. Однако 60-70 человек вырвались из школы на свободу, вооружившись ножами, кухонными вертелами, затем сбежали из города. Своим предводителем они выбрали Спартака.
У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными.
- Для более подробной иллюстрации рекомендуется просмотреть фрагмент фильма «Спартак» из проекта «Энциклопедия» источник: http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/373500/
-Назовите задачи, которые стремился решить Спартак.
- Чьи интересы он выражает?
-организовать работу с текстом параграфа 46, пункт 3. Начало восстания, с. 243-246, по плану:
вопросы Содержание
годы 74 -71 г. до н.э.
Движущие силы Восставшие – рабы.
Основные события - Восстание в гладиаторской школе.
- Бегство на Везувий.
- Первая победа восставших.
- Поход к Альпам.
- Неудачная переправа на остров Сицилия.
-Поражение восставших.
причины поражения восстания Тактические разногласия между рабами.
Отсутствие единого, четкого плана ведения войны с Римом.
Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян.
- Проследите по карте путь восставших рабов. (см. атлас).
- Найдите на карте Капую, Везувий, Брундизий. -размышляют над вопросом учителя, анализируют, вспоминают ранее изученный материал.
-Примерный вариант ответа: многочисленные войны, которые Рим вел в последние годы, привело к тому, что в Риме скопилось большое количество недовольных.-читают параграф, выписывают в тетрадь причины восстания.
-просматривают фильм, слушают учителя, делают выводы о личности Спартака.
-работают с текстом параграфа, делают записи в тетради.
-работа с картой в атласе Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.
Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.
Познавательные УУД:
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений
выдвижение гипотез; их обоснование
4.Закрепление.
??? Для закрепления изученного материала предлагаю сыграть в игру: «Иду на вы».
( каждый из вас должен придумать вопрос по изученной теме и задать его любому из одноклассников).
Примерные вопросы:
1) Где и когда началось восстание Спартака?
2) Где находился первый лагерь восставших рабов?
3) Каков был первоначальный план восставших рабов?
4) Почему им не удалось переправиться на Сицилию? -анализируют изученный материал.
- придумывают вопросы, задают одноклассникам.
Познавательные УУД: умение ставить и решать проблемы
Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе
Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.
5. Рефлексия. Задание : Закончите фразу (по выбору)
Сегодня я узнал….
Было интересно…
Было трудно….
Я понял что….
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне хотелось… Выбирают фразу и письменно отвечают в тетрадях. Коммуникативные УУД:
Умение полно и точно выражать свою мысль. Коммуникативные УУД:
Умение полно и точно выражать свою мысль.
6. Домашнее задание. Объяснение домашнего задания. параграф 46, ответить на вопросы стр. 242. Запись домашнего задания