Урок Введение. Источники географической информации


Тема урока. Введение. Источники географической информации.
Цели: сформировать представление географии как науке и ее роль и место в системе наук; познакомить со структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.
Задачи:
- Предметные: показать особое положение географии в системе наук; познакомить со структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.
Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений: отбирать нужные источники информации, оценивать и анализировать их особенности и значимость, работать с разнообразными источниками информации.
Оборудование: атлас, тетрадь, учебник.
Тип урока: изучение нового материала.
этапы Деятельность педагога Деятельность студентов Орг.момент. начало урока, проверка студентов по списку. Студент готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. Тетрадь, учебник, атлас. Целеполагание
Тема урока « Введение. Источники географической информации»
-Как можно сформулировать цели урока из названия темы урока? Зачем нужны ? Как пользоваться этими источниками?
Записываем тему и цель урока.
Введение. Источники географической информации. Цель: сформировать представление о географии как науке и ее роль и место в системе наук; познакомить со структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС. Предполагаемые предложения: знакомство с дисциплиной, с источниками географической информации. Мотивация
«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может» Михаил Васильевич Ломоносов.
Согласны ли вы с этим утверждением. Предполагаемые предложения:
Изучение нового материала:1-й этап
1 География как наука, ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.
География – древнейшая наука на Земле. В наши дни из описательной науки превратилась в науку конструкционного характера.
Экономическая и социальная география — это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.
Экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.
Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО
.формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
− владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий
Главные задачи с временной географии — знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям. Запись в тетрадь: Экономическая и социальная география — это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.
2-й этап
2. Методы географических исследований.
В географии немало методов, которые позволяют проводить комплекс исследовательских работ. Какие методы исследования вам известны?
Методы географических исследований — способы получения географической информации
Описательный метод использовали при описании объектов( как река, формы рельефа, природные зоны). Метод наблюдения – наблюдения за явлениями природы, предсказывалась погода. Картографический метод – ведущий метод в географии .Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения. Статистический метод -основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления. Исторический метод -география рассматривает изменения во времени, например, Исторический метод –все на Земле развивается исторически, поэтому для современной географии необходимо знание истории: история развития Земли, история человечества. Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего. Математический метод-это есть расчеты плотности населения, рождаемости, естественного прироста населения, ресурсообеспеченность природными ресурсами, ВВП на душу населения и т.д.
Географический прогноз предвидение будущего состояния геосистем и др. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы. 
Геоинформатика –Информатика позволяет применять экономическо –математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию географических информационных систем (ГИС) Аэрокосмический метод –метод изучения Земли с летательных аппаратов –воздушных и космических. Этот метод можно назвать дистанционным, который включает аэро или космические снимки и дешифрование полученных изображении.. Дешифрование это обработка аэро – и космических данных для определения изображений. Например, на снимке лесные пожары для повышения контраста снимка зеленый цвет заменен на красный.
Перечислите методы географических исследований.??
Источники географической информации. - Назовите известные вам источники географической информации?
К картографическим источникам относят карту Карта-особая форма информации и приобретения знаний о пространственном размещении явлений природы и общества, их состоянии, свойствах и изменениях во времени. Эта форма широко используется в обыденной жизни общества и совершенно необходима для многих отраслей науки и практики
Работа по картам атласа : Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –«карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю. -По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с Интерактивные карты мира, стран, городов высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?
Работа с таблицами в Приложении учебника. - Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны
:
Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информации
Интерактивной картой можно управлять:
Увеличивать/уменьшать масштаб
Сдвигать по всем географическим направлениям
По интерактивной карте можно получать информацию:
О расстоянии между объектами при помощи меток
Находить объекты по указанному адресу
Находить ближайших станций метро к указанному адресу
Демонстрация практического использования различных интерактивных карт: сравнение карт и изображений со спутника, измерение расстояний, определение ближайших строений к указанному адресу и т.п.
http://maps.yandex.ruhttp://maps.google.com/http://maps.google.com/Ответ: картографический и тд
Знакомство с методами и заполнение таблицы.
Методы географических исследований
Традиционные методы Современные методы
Описательный, метод наблюдения, исторический, картографический, математический Географический прогноз
ГеоинформатикаАэрокосмический метод
Запись в тетрадь: географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, телевидение, интернет и др ФизминуткаЗнакомство со структурой учебника 3-й этап
3.Практическая работа «Ознакомление с географическими картами различной тематики»
Задание 1. Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса.
1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?
1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт?
С какой целью в данный атлас включены физические карты?
Задание 2.
Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе.
Ответьте на вопросы:
2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?
2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему? Задания. 4-й этап Тестирование по географии России. Задания. Домашнее задание
Самостоятельная работа:
Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Релаксация  Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на уроке? География является важнейшим компонентом любой профессии. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, интеллектуального и профессионального кругозора, становление профессионального самосознания личности будущего специалиста.
Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию. Хороша для меня та специальность, которая дает возможность реализовать в первую очередь мои личные интересы и планы, где я могу принести больше пользы.
.Фронтальный опрос.
Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.
Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?
Ответ: Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.
Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?
Ответ: Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.
Перечислите известные вам современные методы географических исследований.
Ответ:- экспериментальные- моделирование- дистанционные (аэрокосмические)- географический прогноз- геоинформационные системы
Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:
Ответ:Да, предвидение будущего состояния геосистем.
С помощью строки ввода ПОИСК можно искать объекты самых разных типов, размещенные в столице: улицы и дома, учреждения, театры и музеи, учебные заведения, гостиницы, станции метро и многое другое. ГИС поможет вам найти место на карте, подскажет адрес и выдаст много дополнительной полезной информации. Практическая работа : работа в сети Интернет «Поиск городов на электронной карте России», «Достопримечательности городов России» (на выбор). Можно использовать карту в Браузере Google(см инструкцию)
Задание 1.
)  изучите таблицу 14 на стр.388 Приложения учебника
2)  определите, какая информация в ней отражена
3)  установите, как проранжированы данные
4)  в каких единицах измерения представлены данные
5)  сформулируйте возможные выводы к этой таблице
Задание 2.
1) рассмотрите рис.10 на стр.62 учебника (график)
2) определите, какая информация в нем отражена
3) определите, какие данные отложены по оси OX, OY, в каких единицах
4) установите, как изменяется показатель, каковы темпы изменения на разных временных промежутках
5) какой вывод можно сделать, изучив этот рисунок
Задание 3.
1)  рассмотрите рис.14 на стр.63 учебника (столбиковая диаграмма)
2)  определите, какая информация в нем отражается, о чем она
3)  назовите вид диаграммы
4)  как предъявлена информация в диаграмме
5)  сформулируйте возможные выводы к рисунку
Самоанализ урока.
Введение. 1 час.
Тема «География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации».
Содержание урока.
(ведущие содержательные идеи) Уникальная роль географии как науки в формировании представлений о взаимодействии природы, человека и общества, образов конкретных территорий.
Географическая система научных знаний и характерные методы географических исследований.
Комплексное использование разнообразных источников географической информации – учебных, справочных, научно-популярных, Интернет-ресурсов и т.д.
Задачи урока Предметные – углубление представлений об учениях, теориях, законах и закономерностях, гипотезах современной географической науки.Расширение и углубление представлений о методах географических исследований и источниках географической информации.
Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений:
отбирать нужные источники информации,
оценивать и анализировать их особенности и значимость,
работать с разнообразными источниками информации.
Основные требования к подготовке учащихся Приводить примеры современных географических исследований и давать оценку их значения.
Доказывать фактами взаимосвязь географических наук.
Приводить примеры законов, теорий, понятий или терминов из разных курсов школьной географии, объяснять их особенности и различия.
Давать оценку различным источникам географических знаний.
Уметь работать с различными источниками географических знаний.
Называть типично географические методы исследований.
Высказывать коротко и доказательно свои аргументы, высказываться в логике поставленного вопроса.
Ход урока.
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
(фронтальная беседа)
- Что изучает экономическая и социальная география мира?
- Какие науки сочетает в себе социально-экономическая география?
- В чем заключается главное направление современного этапа развития социальной и экономической географии?
- В решении каких вопросов принимают участие географы?
3. Изучение новой темы.
Современные методы географических исследований.
Что такое «метод»?
(ответы учащихся)
Запись в тетрадь: Метод – это способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов познания действительности.
В географии применяются универсальные и специальные методы исследования.
Какие методы исследования вам известны?
(ответы учащихся)
Запись в тетрадь:
Традиционные методы:
Картографический – ведущий метод в географии(разные виды карт, разные способы анализа карт). Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения.
Работа по картам атласа:
-Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –«карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю.
-По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?
-По карте «Экологические проблемы мира» назовите региона мира, где преобладает радиоактивное загрязнение, деградация пастбищ, почвенная эрозия.
Статистический – обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.
Работа с таблицами в приложении учебника.
-Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны мира.
Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.
На примере Российской Федерации проследить изменения происходящие с территории страны.
Математические методы позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.
-Если ежегодно площадь пустыни Сахара ежегодно увеличивается на 13 тыс. квадратных километров, на сколько увеличится площадь пустыни через 5, 10 лет?
Современные методы :Географический прогноз- предвидение будущего состояния геосистем и др.
-Если не сократить вырубку экваториальных лесов в Южной Америке, какими могут быть последствия?
-Если не уменьшится количество углекислого газа какими могут быть следствия парникового эффекта?
2. Геоинформатика привела к созданию геоинформационных систем, которые занимаются созданием электронных карт, различающихся и языку, национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции и др. стран мира.
3. Космические методы исследования - спутниковые и навигационные системы, при помощи которых можно определить свое местоположение и выбрать наиболее короткий маршрут.
Источники географической информации.
- Назовите известные вам источники географической информации?
(ответы учащихся)
Запись в тетрадь:
Основные источники географической информации: визуальные наблюдения, рассказы очевидцев, географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, специальные компьютерные программы, телевидение, радио, интернет и др. (привести примеры)
Итог урока.
-На какие две группы поделены все методы исследования?
- Перечислите традиционные методы исследования.
- Современные методы исследования.
- Какие источники географической информации являются самыми доступными и какую информацию можно получить с их помощью?
Оценки. Дом. задание: изучить конспект урока.