Социально-творческий проект Поделись теплом своей души


Социально-творческий проект «Поделись теплом души своей».
Удивительно глубокие слова «милосердие», «благотворительность»…
Можно ли помочь нашим современным подросткам наполнить смыслом эти христианские добродетели? Как помочь детям умягчить сердца и задуматься о самом главном? О.Дмитрий Смирнов в своих проникновенных проповедях напоминает нам: «Душа человека - творение Божие, а Бог есть любовь. И одно из проявлений любви - это то, что мы называем милосердием. Ведь душа человека, как замечено еще во втором веке, по природе своей христианка».
Традиции воспитания подлинно гуманной личности в России изначально были связаны с духовностью и постижением основ христианской этики и морали. Милосердие, душевность отношений, безоглядное проявление благородства, самопожертвования всегда характеризовали широту русской души. Не случайно, восприняв 10 заповедей Ветхого Завета, христианство дополнило их прежде всего учением о любви к ближнему, последовательно изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», - в этом проявляется суть христианской любви к окружающим как общечеловеческой ценности.
Особо важным считалось пробуждение в детях светлых нравственных начал, развитие чувства любви и милосердия, желания жертвовать своими удобствами и интересами во имя защиты добра и справедливости. Поэтому так остро сегодня встает вопрос об обеспечении преемственности вприсвоении нравственных ценностей современным поколением, опираясь на духовные традиции русского народа.
Взаимоотношения, основанные на милосердии и сострадании к окружающим, являются важным условием создания в обществе атмосферы уважения и доверия к человеку, заботы о нем. Отчуждение людей друг от друга, проявления жестокости и равнодушия вызывают необходимость развития способности сопереживать, ощущать чужое страдание как собственное, прощать обиды и боль, нанесенные другими. Потребность совершенствования реальных взаимоотношений между взрослыми в обществе подчеркивает важность воспитания у детей с ранних лет милосердия, внимания к людям, стремления оказывать помощь нуждающимся. Существующее противоречие между объективной потребностью нашего общества в воспитании милосердной личности и недостаточным уровнем присвоения милосердия как ведущей нравственной ценности в процессе организации жизнедеятельности детей школьного возраста обусловило необходимость разработки путей и средств решения проблемы воспитания милосердия у детей.
Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена. Монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали грамоте детей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы, а при Петре I (в 1715 г.) был открыт первый воспитательный дом для детей-подкидышей. Только люди с чистым сердцем и широкой душой могут поделиться своей теплотой и любовью с ближним.
Благотворительность всегда была основой русского общества. Многие идеи организации благотворительных акций мы до сих пор черпаем из славного прошлого нашего российского государства.К началу XX века общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту великой русской души. Многие члены царской семьи участвуют в делах милосердия, основывают на личные средства благотворительные общества помощи бедным и больным, заботятся о воспитании детей и формировании нравов. Приученной с детства к трудолюбию, императрице Александре Фёдоровне не нравилась пустая атмосфера петербургского света, которую она застала, приехав в Россию в 1894 году. С этой целью она основала Общество рукоделия, члены которого — дамы и барышни обязаны были сработать не менее трех вещей в год для бедных и нуждающихся. Она вместе с Великими княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для благотворительных базаров. Идеи совместного «доброделания» и приучения к труду во благо находили неожиданные и очень жизнеспособные воплощения. Ярким примером благотворительной акции были необычайно популярные Дни цветов. В празднике «Белого Цветка» принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье вместе с детьми что-то мастерили, вручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались в комитеты «Белого Цветка» и многие другие.
Сегодня благотворительные акции возрождаются и принимают новые формы, ведь период становления детской личности характеризуется ярко выраженной потребностью быть нужным, полезным другим, желанием проверить свои способности в реальном деле. В канун праздника святого Николая ежегодно в нашей школе проводится акция «Поделись теплом своей души». Именно реальность, жизненность этого социального проекта привлекает школьников. Это своеобразный жизненный тест. И каждый из подростков хочет достойно выдержать его. Возрастной период, приходящийся на 8-й класс, является переходным, критическим. Под влиянием биологических и социальных факторов приоритетное значение приобретают: утверждение своего “Я” в социальном пространстве, в общении с окружающими людьми; потребности в признании своей внутренней психологической сущности и внешних физических данных. Притязание на взрослость, определение своей сущности как матери; потребность признания в своей группе, коллективе (в определенных социальных ролях) и реализация своих прав и мечтаний среди людей являются основополагающими для девочек в этом возрасте.
Современная педагогическая теория и практика уделяют большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями (Е.В. Бондаревская).
Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В.В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова).
Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у учащихся культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.
Вдумываясь в понятия сопереживание и сострадание важно понять глубинность приставки «со», что означает «вместе». Подросток, способный на сопереживание и сострадание, находится в этот момент вместе с тем, кто в нём нуждается и разделяет его переживания, беду. Он как бы часть берёт на себя, то есть соучаствует в процессе прочувствования той или иной ситуации. И это, конечно, высокая степень доброты.
Святитель Тихон Задонский учил: «Истинная вера приносит добрые плоды и удаляется от злых дел». Прежде, чем предложить учащимся участие в проекте я провела диагностику. По результатам анкетирования 94% учениц из опрошенных очень хотят сделать настоящее доброе дело, но 32% из них не знают, как его совершить.Творческие проекты на уроках технологии я стараюсь наполнить смыслом.
Цель проекта:развитие социальной компетентности детей через общественно-значимые мероприятия
Задачи:
Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию;
воспитание чуткой нравственной жизненной позиции;
вовлечение в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи нуждающимся, чуткому и внимательному отношению к близким;
утверждение в детских душах ориентиры добра, истины красоты;
формирование осознанной потребности действовать бескорыстно, от души и сердца.
Я жду, что по окончании социально-творческого проекта «Поделись теплом своей души», повысится уровень сознательного поведения и соблюдение социальных правил в семье и обществе Я надеюсь, что подростки-девочки поймут, что те творческие умения и навыки, которыми они обладают, могут принести реальную пользу нуждающимся в помощи людям и не будут сомневаться в своих действиях, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.
Каждому из нас Господь дает много талантов для свершения добрых дел. Очень воодушевляет подростков то, что даже начальные трудовые навыки дают им реальную возможность сделать благое дело своими руками и не только для себя. «Мы делаем настоящее доброе дело»,- радуются девчонки и с сердечной заботой подбирают пряжу, модель изделия, вывязывают петельку за петелькой, чтобы сделанные ими жилетки и носочки согревали теплом малышей в доме малютки.
Хочу отметить важный нравственно-воспитательный аспект нашего проекта. Очень трогательно слышать искреннее сопереживание судьбам детей, которые по воле судьбы остались без родительской любви и заботы. Подростки осознают, что малышей в доме малютки кормят, одевают, лечат, если они болеют, по праздникам устраивают утренники... Но там нет мамы, которая согрела бы теплым словом, обнимала бы в трудную минуту или когда просто грустно... Девочки несказанно стараются связать аккуратно вещи.  Подростки задаются вопросом: «Почему малыши НЕ нужны, НЕ желанны, НЕ любимы?». Хочется верить, что ответы на эти вопросы оставляют неизгладимый след в сердце моих учениц. Я уверена, что горечь чужой ошибки, сопереживание ближним и чувство глубокой благодарности к своим родителям за теплоту, любовь и заботу останется с ними навсегда.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что социально творческие проекты помогают решать фундаментально нравственно-воспитательных задач:
-вдохновляют на добрые дела, развивая в них положительные нравственные качества: сострадание, доброту, милосердие, желание помочь нуждающимся;
-учат творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца;
-способствуют сплочению классного коллектива девочек общим делом.
Школьные годы – это самая трудная и самая ответственная пора становления человеческой личности. У подростка очень тонкий и чрезвычайно чувственный внутренний мир, полный глубоких переживаний. Душа его подобна хрупкому и очень нежному инструменту, с которым надо общаться бережно, чтобы вдруг не задеть больно струн, которые так эмоционально реагируют на самые, казалось бы, незаметные жизненные ситуации. На своих занятиях я стремлюсь добиваться того, чтобы струны эти звучали чисто и ясно, чтобы не было глухого тона, чтобы ни одна крупица ржавчины не коснулась их. И вот здесь искусство, эстетическое воспитание могут сыграть неоценимую роль. Как сказал В.А. Сухомлинский, «подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу и в то же время не терпит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголенности» идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания». Социально-творческие проекты позволяет прожить урок нравственности, не облечённый в форму поучительности. Умение увидеть положительное в поведение «трудного» подростка, помочь развить их любовь к ближнему– важное условие развития духовно-нравственной личности.Мы в дальнейшем планируем расширить сотрудничество с домом малютки. Дети своим посильным трудом вносят свою лепту во благо, понимая, что добра много не бывает…
Список используемой литературы:
http://www.pravoslavie.ru/
Майорова Л.И. Благотворительная деятельность школьников как фактор их социализации // Школа и производство.-2009.-№5.-с.13-17
.Организация проектной деятельности в российской международной школе РО // Абросимова Л.В., Драхлер А.Б., Морозова А.В., Савенкова Н.Н. МО РФ, Институт образовательной политики «Эврика», Негосударственное учреждение «Школа «Бакалавр», 2003.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М. 1968.
Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания. // Исследовательская деятельность школьников, 2005 №3, с.16–21.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.