Исследовательский проект на тему: Экология в школе: нужна ли вторая обувь?


Экология в школе: нужна ли вторая обувь? Актуальность этой проблемы состоит в том, что здоровье человека зависит от окружающей среды. Для здоровья и работоспособности человека необходимо: чистый воздух, свет, тепло, благоприятные условия среды Если мы будем дышать пылью каждый день, то неизбежны заболевания дыхательной системы, воспалительные процессы, головные боли. Для поддержания чистоты в школе необходимы многие условия, в том числе наличие у учащихся сменной обуви. Дети прекрасно знают, что нужно ходить в сменной обуви, но делают это далеко не все. Причин нежелания переобуваться несколько: неудобно носить лишний пакет, тратится много времени на переобувание, можно опоздать на урок. У нас возникла идея исследовать, на самом ли деле так нужна сменная обувь в школе. Цель работы:Найти доказательства необходимости сменной обуви.Выяснить, что влияет на количество пыли в кабинетахЗадачи:Изучить литературу по данной теме.Провести измерение влажности в кабинетах, в которых занимаемся.Измерить запыленность кабинетов.Провести социологическое исследование о необходимостисменной обуви среди учащихся 7-9 классов. Из чего состоит пыль: Пылевые клещи – невидимый врагЛюбая пыль является комплексом аллергенов. В ее состав входят: библиотечная пыль(целлюлоза) фрагменты перьев, шерсти и перхоти животных, шерстяные волокна, волосы и эпидермис человека, хлопка, обивки мебели и т.д. все перечисленное может быть причиной аллергического заболевания. Самый неприятный компонент пыли – это микроскопические пылевые клещи. Еще в 1964 году голладские и японские исследователи обнаружили в пыли, собранной в различных домах, клещей. Подсчитано, что в 1г домашней пыли может обитать до 30 тысяч таких клещей. В жилые помещения они попадают с одеждой и обувью. Из чего состоит пыль: Пылевые клещи – невидимый враг По информации Института иммунологии каждый третий житель России подтвержден аллергии, а в ближайшем будущем аллергиком будет каждый второй.Каждый 10 житель земли страдает от аллергии45-85% всех аллергических заболеваний составляет бытовая аллергия5-6% детей в России страдает бронхиальной астмой6-7% случае бронхиальной астмы приводят к летальному исходуИз чего состоит пыль: Пылевые клещи – невидимый враг Чем меньше пыль, тем глубже она проникает в наши легкие. Частицы пыли повреждают стенки альвеол, нарушая первый иммунный барьер и открывая путь инфекциям и аллергенам. От бронхиальной астмы на сегодняшний день страдает 12% населения России, тогда как в странах Европы и США эта цифра составляет 5%. Эти заболевания настигаю людей не на улицах, а в помещениях. Изученная домашняя пыль под микроскопом и различным анализам, оказалась намного опаснее уличной. Из чего состоит пыль: Пылевые клещи – невидимый враг Принцип работы и устройство психрометровПринцип действия любого психрометра основан на физическом свойстве жидкости (воды) к испарению и возникающей при этом разности температур показываемых сухим и влажным термометрами. Простейший психрометр состоит из двух стеклянных термометров. Один сухой, другой влажный, обернутый влажной хлопчатобумажной тканью. Конец этой ткани опущен в резервуар с жидкостью. При испарении воды происходит охлаждение влажного термометра. Чем ниже влажность окружающего воздуха, тем интенсивнее протекает этот процесс. Следовательно, чем суше воздух, влажность которого определяется, тем ниже будут показания смоченного термометра, тем больше будет разница между показаниями сухого и влажного термометров. Зафиксировав показания сухого и влажного термометров, с помощью специальной психрометрической таблицы определяется относительная влажность воздуха. Принцип работы и устройство психрометров Принцип работы и устройство психрометров Наши исследованияСпециалисты измерили, что за сутки мы вдыхаем вместе с воздухом в среднем около двух столовых ложек пыли!!! В нашей школе ежедневно пребывает 191 человек. Мы решили провести исследования с целью выявления запыленности кабинетов. Для этого : Подготовили в каждом классе поверхность для сбора пыли (50*50см) и определили её площадь S=0.25м2.С помощью специального прибора психрометра измерили влажность в кабинетах (рис1.)В течении нескольких дней после 6-го урока с помощью ватных дисков собирали накопившуюся пыль и определяли с помощью весов массу накопившейся пыли (m пыли) (рис2.)Рассчитали среднюю массу пыли, накопившуюся за учебный день в каждом кабинете по формуле: Наши исследованияРис1. Психрометр – прибор для измерения влажности воздуха Рис2. Рычажные весы Наши исследования№КабинетПлощадь кабинета м2Кол-во цветов в кабинетеОтносительная влажность воздуха (%)Масса пыли на образец (мг)Масса скопившейся пыли за день (г)1Русского языка68265820,52Матема-тики68106841,013Физики6807230,84Геогра-фии6875141,015Биологии687451,36Рекреа-ция12026762,9Таблица измерений Наши исследованияВыводы: в результате измерений видно, что только в двух кабинетах (русского языка и географии) относительная влажность воздуха в пределах нормы, а в других она превышает допустимый порог. Это можно объяснить тем, что окна кабинетов выходят на солнечную сторону. В кабинетах русского языка больше, чем в других кабинетах комнатных цветов, поэтому здесь меньше всего пыли. В кабинетах математики физики и биологии несмотря на повышенную влажность скопилось много пыли. Это говорит о том, что во влажном помещении пыль оседает быстрее. В рекреации не только повышенная влажность, но и большое количество пыли. Причина этому – большая проходимость учащихся. Значит, чтобы в кабинетах было меньше пыли необходимо проветривать чаще кабинеты, ежедневно производить влажную уборку и конечно же, наличие сменной обуви напрямую связано с чистотой в помещении. Социологическое исследование Мы провели социологическое исследование среди учащихся 7-9 классов. Вопросы:Носите ли вы вторую обувь?Знаете ли из чего состоит пыль?Знаете ли о пылевых клещах?Знаете ли вы почему опасна пыль?Как уменьшить количество пыли?Обязательно ли переодеваться в школе, в своей квартире?Какую обувь вы предпочитаете в качестве сменки? Социологическое исследование Результаты опроса: Опрошено 48 человек 71% учащихся неохотно приносят сменку (много книг); 14% часто забывают; 2% не приносят; 46% предпочитают в качестве сменки кроссовки; 35% туфли или балетки;100% знают что пыль вредна; 85% не знают о составе пыли; 12% слышали о существовании пылевых клещей; 100% опрошенных не ходят по своей квартире в грязной обуви; 30% считают что сменка в школе не нужна(там ведь убираются технички); 90% учащихся знают как бороться с пылью; 20% затрудняются ответить как уменьшить количество пыли. ЗаключениеВ ходе исследуемой работы мы нашли доказательства того, что необходимо переобуваться. Было замечено, что количество пыли зависит от количества пришедших без второй обуви, от погоды на улице, количеству проходящих уроков. Хотелось бы, чтобы все ученики нашей школы ответственно относились к ношению второй обуви!!! Ведь лишние пять минут, затраченные на переобувание – ничто, по сравнению со здоровьем как своим, так и всех, кто рядом!!! Буров В.А. практикум по физике. – М. Просвещение. 1973Детская энциклопедия. Погода. – Дмитров 2003Кац Ц.Б. биофизика на уроках физики. – М. ПросвещениеЛандсберг Г.С. Элементарный учебник по физике. – М. Наука. 1985Методическая газета. Физика№18. – М. Первое сентября. 2009Научно – методический журнал. Физика в школе. – М. Школьная пресса. 2007Шахмаев Н.М. Физика 10 класс. – М. Просвещение. 1994Используемая литература и интернет-ресурсы