Социально-экологический проект детского объединения «Цветущая планета»: «Экология и культура – будущее Земли!»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Городской центр внешкольной работы "Досуг" высшей категории








Социально-экологический проект
детского объединения
«Цветущая планета»:
«Экология и культура – будущее Земли!»


















г. Красный Сулин
2013г.
Пояснительная записка
Одной из самых необходимых областей знаний об окружающем мире в настоящее время для человечества стала экология. Особенно возрос интерес к ней во второй половине XX века в связи с тем, что под влиянием производства природа начала сильно меняться. Порой результаты этих изменений стали угрожать человечеству, ухудшая природную среду.
Человек неотделим от природы, в процессе эволюции у него сформировались определенные механизмы адаптации к окружающей среде. Сохранение и укрепление здоровья людей возможно лишь при обеспечении экологического качества окружающей среды и здорового образа жизни.
Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало развитие ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Для решения данной задачи требуется не только передача обучаемым теоретических знаний, но и вовлечение их в практическую деятельность. В ходе такой деятельности обучающиеся должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние природной среды, ближайшего окружения: двора, улиц, пришкольного участка, а также помещений, где они учатся и живут; изучить, как разные компоненты могут влиять на состояние здоровья человека.
Здоровье не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих.
Всякая неумеренность, невоздержание доставляют человеку страдания, приводят к болезням, снижают его интеллект. Еще Аристотель говорил о том, что у умных людей страсти согласуются разумом.
В последние годы в прессе, на радио, телевидении с большой тревогой ведется разговор о вреде курения, злоупотреблении алкоголем и туберкулезе.
Образование призвано занимать более активную позицию в пропаганде здорового образа жизни. Искоренение алкоголя, наркомании проблема не только медицинская, но и социальная. Перед педагогами дополнительного образования стоит задача разъяснить обучающимся непосредственный вред курения, алкоголизма, раскрыть более отдаленные последствия последствия для потомков, опасность заболевания СПИДом, туберкулезом, а также последствия влияния человека на окружающих среду.
Образовательные цели детского объединения достигаются разными путями, одним из наиболее действенных является активное теоретическое и практическое познание в области экологии. Данный путь предполагает большую самостоятельную работу обучающихся в исследовании состояния окружающей среды. Основная задача таких исследований заключается в том чтобы на «живых» примерах показать взаимосвязи в природе и губительные последствия их нарушения. Проект ориентирован на практику, что повышает уровень интереса учащихся и усиленно мотивирует на результат
Актуальность данного объединения состоит в нарастании остроты экологических проблем и повышении требований граждан к качеству окружающей среды.
Цель экологического воспитания: формирование экологической культуры обучающихся, экологических знаний, умений, навыком и логического мышления.
Задачи:
развитие экологического образования, практической природоохранной работы;
привлечение внимания молодежи к экологическим проблемам своего региона;
воспитание позитивно-ценностного отношения к живой природе, к природным ресурсам, собственному здоровью и здоровью. Других детей, к культуре поведения в природе;
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.
Аналитическая записка
Проект социально-экологической направленности «Экология и культура – будущее Земли», который представляет собой положительную, совместную деятельность обучающихся, их родителей и педагогов.
Проект носит комплексный характер: включает в себя практическую социально-экологически ориентированную, творческую, эстетического содержания деятельность, физическую активность детей, пропаганду ЗОЖ. Нацелен на решение ряда педагогических и воспитательных задач. Направлен на активную социализацию ребенка. Данный проект рассчитан на реализацию в детском коллективе детей среднего и старшего школьного возраста (10-17 лет) детского объединения «Цветущая планета». (приложение №1)
В нашем учреждении действует детское объединение - «Цветущая Планета», где каждый обучающийся может раскрыться и проявить себя как личность. Здесь способствуют стимулированию интереса к познанию природы, бережного отношения к ней и к познанию самого себя.
Наше детское объединение существует с 1999 года, где мы учимся любить Родину, приобретаем представления об экологии страны, помещений, организма, учимся вести здоровый образ жизни, занимаемся научной и исследовательской деятельностью.
Основная форма работы – это индивидуально – или в малых группах. Это позволяет более эффективно использовать учебное время, выполняя несколько работ параллельно.
Знания и практические умения, приобретенные обучающимися в ходе выполнения наблюдений, исследований, могут впоследствии использоваться в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе. Программа дает возможность поступления в вузы на факультеты экологического профиля и, несомненно, может сыграть важную роль в деле формирования экологической культуры и здорового образа жизни.
Учрежденческий экологический мониторинг проводится силами обучающихся. При его организации природа становится основной лабораторией для практических и исследовательских дел в учебном познавательном и воспитательном процессе. На сегодня данная программа является актуальной.
В результате проведения наблюдений, исследований обучающиеся учатся находить возможности, позволяющие реализовать знания и умения по изучению местности, по охране окружают среды, а проведение антиалкогольной, антиникотиновой пропаганды позволит увязать изучаемый материал с жизнью, практикой, с различными сферами человеческого бытия.
На основании анкетирования проводится отработка результатов с последующим составлением графиков, диаграмм, таблиц. В конце года в объединении планируется проведение творческих отчетов.
Проект имеет 7 блоков, которые подразделены на этапы и темы. Формы работы различные, это и беседы и классные часы, практикумы и тренинги, тесты, создаем стенды и уголки.
Реализация проекта – 1 год.
I блок
Очищение и оздоровление кабинетов, учрежденческого участка и территории поселка, в котором мы живем;
Акция «Саженец»;
Акция «Свалка».
II блок
Оказание помощи младшим, пернатым друзьям – птицам. Было сделано, своими руками, 15 скворечников и вывешены на деревья;
Акция «Скворечник»;
Акция: «Обогрей синицу».
III блок
Научно исследовательская деятельность в рамках социально-экологических знаний, позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся и самостоятельное приобретение углубленных знаний в данной области. (приложение №2)
IV блок
Пропаганда ЗОЖ и бережного отношения к природе по средствам постановки сказки «Сказ про царя Гороха, Чудо- Юдо и экологию», профилактических бесед и проведение классных часов. (приложение №3)
V блок
Подготовка и участие в городской агитбригаде (муниципальный уровень) по экологии. Пропаганда ЗОЖ и бережного отношения к природе. Возбуждение активного интереса учащихся к данной теме. (приложение №4)
Акция «Быть здоровым – это модно!»
VI блок
Подготовка и участие в городской антинаркотической агитбригаде. Пропаганда ЗОЖ и воспитание противостояния и правильного поведения в социуме. (приложение №5);
Акция «День без сигареты»
VII блок
Физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые проводятся регулярно на протяжении всего учебного года. Развитие двигательной активности, познавательного интереса, эмоционально-волевой сферы и общего интереса.
Ожидаемый результат.
Вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность.
Единение знаний и действий по отношению к вредным привычкам.
Освоение умений и навыков экологической культуры и природоохранной деятельности.
Вовлечение учащихся в самостоятельное исследование основ защиты и улучшения окружающей среды и своего здоровья.
Сформированное отрицательное отношение к различным наркотическим веществам.
Умение самостоятельно приобретать, анализировать, учитывать и применять полученные знания.
Приобретение социального опыта противостоять отрицательному давлению социальной среды.
Привитие любви и бережного отношения к окружающей среде, своему и окружающих тебя людей здоровью, малой и большой Родине.
Оценка проекта.
Тестирование экологических знаний школьников.
Выставка плакатов.
Акция «Скворечник» и «Обогрей синицу»
Акция «Свалка»
Дилом 1 степени на муниципальном уровне за экологическую агитбригаду.
Диплом 1 степени на муниципальном уровне за антинаркотическую агитбригаду.
Диплом 2 степени на муниципальном уровне и диплом 3 степени на областном уровне за научную работу «Влияние экологического климата школы на эмоционально-психологическое состояние школьников»
По результатам подведены итоги в рамках детского объединения «Цветущая планета», были отмечены обучающиеся, родители и педагоги, которые активно работали в рамках реализации данного социально-экологического проекта – «Экология и культура – будущее Земли!».





Литература:
Алексеев С. В. Практикум по экологии. М., 1996.
Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. - М. : Агар, 2000.
Бодалева А. А. В мир подростка. М.: Медицина, 1980.
Быкадорова А. Ф. Уроки: социально-педагогические основы профилактики табакокурения. Ставрополь : СКИПКРО, 2002.
Быкадорова А. Ф. Подросток вышел на улицу. Ставрополь : СКИПКРО, 2002.
Быкадорова А. Ф. Подростковая наркомания и токсикомания: социально-педагогические основы профилактики. Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
Вишнякова В. Ф. Экология Ставропольского края. - Ставрополь, 2002.
Воронков Н. В. Экология. Общая, социальная, прикладная. М.: Агар, 2000.
Воронков Н. В. Основы общей экологии. М, 1999.
Галеева А. М. Об охране окружающей среды. М. : Изд-во «Москва», 1981.
Голубев И.Р. Окружающая среда и ее охрана. М. : Просвещение, 1985.
Дробот В. В. Здоровый образ жизни. М., 2003.
Зарубин Г. П. Окружающая среда и здоровье человека. - М.: Знание, 1990.
Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Педагогика, 1984.
Ковды В. А. Окружающая среда и здоровье.
Коробкин И. Экология. М.: Прогресс, 1986.
Краковский А. П. О подростках. - М.: Педагогика, 1970.
Мансурова С. Е. Школьный практикум (911 кл.). М.: Владос, 2001.
Михеев А. В. Охрана природы. - М., 1986.
Муравьева Н. В. Уроки: социально-педагогические основы профилактики алкоголизма. Ставрополь : СКИПКРО, 1992.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815