Готовимся к ЕГЭ по БИОЛОГИИ. Задание № 12-14 (задания по теме Анатомия и физиология человека в формате 2017 года))


Ткани.
1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно-полосатой,
1) состоит из многоядерных волокон
2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром
3) обладает большей скоростью и энергией сокращения
4) составляет основу скелетной мускулатуры
5) располагается в стенках внутренних органов
6) сокращается медленно, ритмично, непроизвольно
2. Свойствами возбудимости и сократимости обладают ткани:
1) сердечная мышечная
2) железистая эпителиальная
3) гладкая мышечная
4) нервная
5) рыхлая соединительная
6) поперечнополосатая мышечная
3. Выберите признаки соединительной ткани.
1) возбудима под влиянием внешних сигналов
2) бывает жидкой, волокнистой
3) мало межклеточного вещества
4) поддерживает гомеостаз организма
5) выполняет опорную, транспортную, запасающую функции
6) сокращается при воздействии нервного импульса
4. Выберите признаки, по которым ткани отличаются друг от друга
1) количество межклеточного вещества
2) количество клеток в ткани
3) элементный химический состав
4) строение и форма клеток
5) разный набор органелл в клетках
6) функции
5. Установите соответствие между функциями тканей и их типом — (1) эпителиальная, (2) соединительная или (3) нервная:
А) регуляция процессов жизнедеятельности
Б) отложение питательных веществ в запас
В) передвижение веществ в организме
Г) защита от механических повреждений
Д) обеспечение обмена веществ между организмом и средой
 
6. Установите соответствие
ВИД ТКАНИ   ХАРАКТЕРИСТИКА
1) гладкая
2) поперечнополосатая   А) образует средний слой кровеносных сосудов
Б) состоит из многоядерных клеток — волокон
В) обеспечивает изменение размера зрачка
Г) образует скелетные мышцы
Д) имеет поперечную исчерченностьЕ) сокращается медленно
 
7. Установите соответствие между тканями человека (мышечная (1) или нервная (2))и характерными для них свойствами.
А) проводит электрический импульс
Б) клетки способны к сокращению
В) бывает гладкой и поперечнополосатой
Г) в клетках может быть несколько ядер
Д) в клетках строго одно ядро
Е) большинство клеток имеет множество отростков
 
8. Установите соответствие
ОСОБЕННОСТЬ   ВИД ТКАНИ
A) клетки плотно прилегают друг к другу
Б) клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими
B) ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающейГ) ткань имеет мезодермальное происхождение
Д) ткань бывает жидкой и твёрдой
Е) межклеточное вещество хорошо развито   1) эпителиальная
2) соединительн 
9. Установите соответствие между особенностью и видом мышечной ткани человека, для которого она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ   ВИД МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ
А) образована веретеновидными клетками
Б) клетки имеют поперечную исчерченностьВ) клетки одноядерные
Г) мышцы имеют высокую скорость сокращения   1) гладкая
2) сердечная
 
10. Установите соответствие
ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ   ТИП ТКАНИ
A) состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток
Б) содержит много межклеточного вещества
B) образует потовые железы
Г) обеспечивает транспорт газов
Д) образует поверхностный слой кожи
Е) выполняет опорную и механическую функции   1) эпителиальная
2) соединительная
   
11. Установите соответствие  
ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ   ТКАНЬ
А) имеют отростки
Б) могут иметь несколько ядер
В) имеют сильно развитый цитоскелетГ) имеют много митохондрий
Д) часто содержат миелин   1) нервная
2) мышечная
  
12. Установите соответствие
ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ   ТКАНЬ
А) клетки имеют отростки
Б) клетки обычно плотно сомкнуты
В) ткань имеет базальную мембрану
Г) клетки обладают свойствами возбудимости и проводимости
Д) клетки могут передавать электрический импульс
Е) клетки часто выделяют кутикулу   1) нервная
2) эпителиальная
  
13. Установите соответствие
ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ   ТКАНЬ
А) межклеточное вещество хорошо развито
Б) клетки всегда одноядерные
В) в клетках содержится белок миозин
Г) клетки содержат много митохондрий
Д) ткань может быть жидкой
Е) клетки запасают кислород   1) соединительная
2) мышечная
 
14. Установите соответствие между характеристикой и видом поперечнополосатых мышц.
ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД МЫШЦЫ
А) состоит из длинных волокон, не соединяющихся друг с другом
Б) воспринимает импульсы по соматической рефлекторной дуге
В) сокращается произвольно
Г) сокращается автономно
Д) клетки соединяются друг с другом в определённых участках
  1) скелетная
2) сердечная
  15. Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
ХАРАКТЕРИСТИКИ   ТИПЫ ТКАНИ
А) обладает проводимостью
Б) выполняет функцию опоры и питания
В) образует наружный покров кожи
Г) вырабатывает антитела
Д) состоит из тесно прилегающих клеток
Е) образует серое вещество спинного мозга   1) эпителиальная
2) соединительная
3) нервная
 
Опорно-двигательная система
1. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S–образная
2. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно–брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S–образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа
3. В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров
4. Какие кости в скелете человека соединяются подвижно?
1) височная и теменная
2) позвонки грудного отдела
3) нижняя челюсть с черепом
4) бедренная и тазовая
5) лобная и теменная
6) бедра и голени
5. При динамической работе мышц человека, в отличие от статической,
1) быстрее наступает утомление
2) движения в суставах не происходит
3) работоспособность более продолжительна
4) уменьшается частота сердечных сокращений
5) утомление наступает медленно
6) сокращение мышц чередуется с расслаблением
6. Что из перечисленного характерно для скелета человека?
1) сводчатая стопа
2) прямой позвоночник без изгибов
3) позвоночник с S-образным изгибом
4) широкий чашевидный пояс нижних конечностей
5) сжатая с боков грудная клетка
6) массивные челюсти
7. Выберите три верных ответа. Неправильная осанка у подростков может привести к1) ослаблению действия ферментов
2) деформации грудной клетки
3) увеличению содержания солей кальция в костях
4) смещению и сдавливанию внутренних органов
5) нарушению кровоснабжения внутренних органов
6) нарушению работы гипофиза
8. Установите соответствие
ПРИМЕРЫ   ТИПЫ СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ
A) бедренная и большая берцовая кости
Б) лобная и теменная кости
B) затылочная и височная кости
Г) нижняя челюсть и височная кость
Д) позвонки крестцового отдела   1) неподвижное
2) подвижное
 9. Установите соответствие
МЕСТО СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ   ТИП СОЕДИНЕНИЯ
А) крестцовые позвонки
Б) плечо и предплечье
В) грудные позвонки
Г) кости мозговой части черепа
Д) голень и стопа
Е) копчик   1) неподвижное
2) полуподвижное3) подвижное
10. Установите соответствие
КОСТЬ   ОТДЕЛ ЧЕРЕПА
А) височная Б) скуловая В) теменная Г) лобная Д) носовая   1) лицевой
2) мозговой

11. Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике человека и млекопитающего, начиная с шейного.
1) поясничный 2) грудной 3) хвостовой 4) крестцовый 5) шейный
12. Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса. 
1) кости пясти 2) плечевая кость 3) фаланги пальцев
4) лучевая кость 5) кости запястья
13. Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового пояса.
1) плюсна 2) бедренная кость 3) предплюсна
4) малоберцовая кость 5) фаланги пальцев
Пищеварительная система
1. К пищеварительному каналу относят
1) печень 2) ротовую полость 3) пищевод и желудок
4) поджелудочную железу 5) слюнные железы 6) слепую кишку
2. Поджелудочная железа в организме человека
1) участвует в иммунных реакциях 2) соединена с желудком
3) соединена с тонким кишечником 4) образует гормоны
5) выделяет желчь 6) выделяет пищеварительные ферменты
3. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:
1) глюкозы; 2) аминокислот; 3) жирных кислот;
4) гликогена; 5) клетчатки 6) фруктоза.
4. Выберите процессы, происходящие в тонкой кишке человека.
1. белки перевариваются под действием пепсина
2. происходит переваривание растительной клетчатки
3. происходит всасывание аминокислот и простых углеводов в кровь
4. жиры эмульгируются до маленьких капелек под действием желчи
5. обезвреживаются яды под действием ферментов печени
6. белки и углеводы расщепляются до мономеров
5. Какие процессы происходят в печени человека?
1) выработка желчи 2) выработка гормона инсулина
3) обеззараживание ядовитых соединений крови
4) синтез витамина С5) превращение глюкозы в запасный углевод — гликоген
6) всасывание водных растворов органических веществ в лимфу
6. Укажите процессы, происходящие в тонкой кишке
1) эмульгирование жиров 2) всасывание аминокислот
3) расщепление белков до аминокислот 4) переваривание клетчатки
5) выделение соляной кислоты 6) всасывание воды
7. Каковы особенности строения и функций поджелудочной железы? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) относится к железам внутренней секреции
2) секретирует гормоны и пищеварительный сок
3) ферменты железы расщепляют белки в тонкой кишке
4) участвует в эмульгировании жиров
5) гормоны железы регулируют углеводный обмен
6) выполняет барьерную функцию
8. Какие функции выполняет печень человека? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) барьерную функцию, обезвреживая токсины
2) секретирует пищеварительные ферменты
3) является депо крови
4) секретирует соляную кислоту
5) осуществляет гуморальную регуляцию в организме
6) секретирует желчь в двенадцатиперстную кишку
9. Какие функции выполняет слюна человека?
1) облегчение глотания
2) расщепление жиров
3) расщепление крахмала
4) механическое измельчение пищи
5) обезвреживание бактерий
6) расщепление белков
10.  Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?
1) защитную
2) механической обработки пищи
3) удаления жидких продуктов обмена
4) транспорта питательных веществ к клеткам тела
5) всасывания питательных веществ в кровь и лимфу
6) химического расщепления органических веществ пищи
11. Установите соответствие между процессами пищеварения и органами, в которых они происходят.
ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ   МЕСТО ПРОТЕКАНИЯ
А) выделение пепсина
Б) всасывание аминокислот
В) окончательное расщепление и всасывание липидов
Г) начало расщепления белков
Д) обработка пищи соляной кислотой
Е) обработка пищевого комка желчью   1) желудок
2) тонкая кишка
 12. Установите соответствие
ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ   ОРГАН
А) окончательное расщепление жиров
Б) начало переваривания белков
В) расщепление клетчатки
Г) взаимодействие пищевой массы с поджелудочным соком
Д) интенсивное всасывание питательных веществ в кровь и лимфу   1) желудок
2) тонкая кишка
3) толстая кишка
 
13. Установите соответствие
ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ   МЕСТО ПРОТЕКАНИЯ
ПРОЦЕССА
А) окончательное всасывание воды
Б) всасывание глюкозы в кровь
В) окончательное расщепление и всасывание липидов
Г) расщепление клетчатки ферментами
бактерий
Д) вывод токсичных веществ
Е) эмульгирование липидов
  1) толстая кишка
2) тонкая кишка
 14. Установите соответствие
ФУНКЦИЯ ОРГАНА   ОРГАН
А) вырабатывает желчь
Б) вырабатывает панкреатический сок
В) запасает гликоген
Г) секретирует инсулин
Д) обезвреживает токсины
Е) выделяет ферменты, расщепляющие белки, липиды, углеводы   1) печень
2) поджелудочная железа
15. Установите соответствие
ПРОЦЕСС   ОТДЕЛ ЖКТ
А) всасывание воды
Б) эмульгирование жиров
В) всасывание аминокислот
Г) начало расщепления белков
Д) обработка пищевого комка пепсином
Е) сбраживание клетчатки   1) желудок
2) тонкая кишка
3) толстая кишка
16. Установите соответствие
ПРОЦЕСС   ОРГАН
А) секреция соляной кислоты
Б) начало расщепления белков
В) эмульгирование жиров
Г) всасывание аминокислот и жирных кислот
Д) выделение пепсина
Е) расщепление липидов ферментами   1) желудок
2) тонкая кишка
 17. Установите соответствие
ФУНКЦИЯ   ОРГАН
А) обезвреживание веществ, содержащихся в крови
Б) выделение ферментов, расщепляющих белки, жиры и углеводы
В) выработка гормона, регулирующего содержание сахара в крови
Г) образование веществ, эмульгирующих жиры
Д) формирование пищевого комка   1) печень
2) поджелудочная железа
3) слюнная железа
18. Установите последовательность процессов пищеварения.
 
1) всасывание аминокислот и глюкозы
2) механическое изменение пищи
3) обработка желчью и расщепление липидов
4) всасывание воды и минеральных солей
5) обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков
19. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи.
1) интенсивное всасывание воды
2) набухание и частичное расщепление белков
3) начало расщепления крахмала
4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь
5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров
20. Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость.
1) всасывание аминокислот в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи
3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела
5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком
21. Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость.
1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) поступление сахаров в ткани
3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцати-
перстной кишке
6) выведение из организма воды и углекислого газа
Кровь; Кровообращение и лимфоотток1. У человека кровь из левого желудочка сердца (выберите ТРИ варианта)
1) при его сокращении попадает в аорту
2) при его сокращении попадает в левое предсердие
3) снабжает клетки тела кислородом
4) попадает в легочную артерию
5) под большим давлением поступает в большой крут кровообращения
6) под небольшим давлением поступает в малый круг кровообращения
2. По артериям большого круга кровообращения у человека кровь течет
1) от сердца 2) к сердцу 3) насыщенная углекислым газом
4) насыщенная кислородом 5) быстрее, чем в других кровеносных сосудах 6) медленнее, чем в других кровеносных сосудах
3. Внутренняя среда организма образована
1) органами брюшной полости 2) кровью 3) лимфой
4) содержимым желудка 5) межклеточной (тканевой) жидкостью
6) ядром, цитоплазмой, органоидами клетки
4. Выберите участки, относящиеся к большому кругу кровообращения человека.
1. легочная артерия 2. верхняя полая вена 3. аорта
4. правый желудочек 5. сонная артерия 6. легочная вена
 
5.  Активную роль в защите человека от бактерий и вирусов играют
1) антитела 2) антигены 3) ферменты
4) моноциты 5) гормоны 6) лимфоциты
6. Сердечная мышца человека характеризуется
1) наличием поперечной исчерченности2) обилием межклеточного вещества
3) самопроизвольными ритмичными сокращениями
4) наличием веретеновидных клеток
5) многочисленными соединениями между клетками
6) отсутствием ядер в клетках
7. Воспалительный процесс при попадании в кожу человека болезнетворных бактерий сопровождается
1) увеличением числа лейкоцитов в крови
2) свёртыванием крови
3) расширением кровеносных сосудов
4) активным фагоцитозом
5) образованием оксигемоглобина
6) повышением артериального давления
8. У млекопитающих животных и человека венозная кровь, в отличие от артериальной,
1) бедна кислородом 2) течёт в малом круге по венам
3) наполняет правую половину сердца 4) насыщена углекислым газом
5) поступает в левое предсердие
6) обеспечивает клетки тела питательными веществами
9. У млекопитающих в правое предсердие поступает кровь
1) из лёгочной артерии 2) по большому кругу кровообращения
3) насыщенная кислородом 4) венозная
5) из правого желудочка 6) по венам
 
10. Установите соответствие между способом приобретения иммунитета и его видом. 1) естественный 2) искусственный
  СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ
  А) передается по наследству, врожденныйБ) возникает под действием вакцины
В) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки
Г) формируется после перенесенного заболевания
 11. Установите соответствие между отделами системы кровообращения человека и газовым составом проходящей через них крови.
ГАЗОВЫЙ СОСТАВ КРОВИ   ОТДЕЛЫ
1) повышенное содержание кислорода
2) повышенное содержание углекислого газа   А) аорта
Б) нижняя полая вена
В) легочная артерия
Г) легочная вена
 12. Установите соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел у человека.
ВИДЫ КРОВИ   ОТДЕЛЫ СЕРДЦА
1) артериальная
2) венозная   А) левый желудочек
Б) правый желудочек
В) правое предсердие
Г) левое предсердие
13. Установите соответствие
ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД КЛЕТОК
А) транспортируют кислород и углекислый газ
Б) обеспечивают иммунитет организма
В) определяют группу крови
Г) образуют ложноножки
Д) способны к фагоцитозу
Е) в 1 мкл 5 миллионов клеток   1) эритроциты
2) лейкоциты
14. Установите соответствие
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ   СОСУДЫ
A) самые упругие сосуды
Б) выдерживают большое давление
B) состоят из одного слоя клеток
Г) сосуды ног имеют клапаны
Д) в этих сосудах может быть отрицательное давление
Е) через эти сосуды совершается газообмен в лёгких и тканях   1) артерии
2) вены
3) капилляры
 15. Установите соответствие
ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ   КОМПОНЕНТЫ
A) образуется из плазмы крови
Б) омывает клетки организма
B) повышено содержание антител и фагоцитов
Г) возвращает в кровь белки, воду, соли
Д) состоит из плазмы и форменных элементов
Е) способна образовывать тромбы   1) кровь
2) лимфа
3) межклеточная жидкость
 16. Установите соответствие
ВИД   ПРИЗНАК
A) участвуют в образовании фибрина
Б) содержат гемоглобин
B) обеспечивают процесс фагоцитоза
Г) транспортируют углекислый газ
Д) играют важную роль в иммунных реакциях   1) эритроциты
2) лейкоциты
3) тромбоциты
 17. Установите соответствие
ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ   ВИД КРОВИ
A) лёгочные артерии
Б) вены малого круга кровообращения
B) аорта и артерии большого круга кровообращения
Г) верхняя и нижняя полые вены   1) артериальная
2) венозная
18. Установите соответствие
ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД КЛЕТОК КРОВИ
А) продолжительность жизни — три-четыре месяца
Б) передвигаются в места скопления бактерий
В) участвуют в фагоцитозе и выработке антител
Г) безъядерные, имеют форму двояковогнутого диска
Д) участвуют в транспорте кислорода и углекислого газа   1) лейкоциты
2) эритроциты
 
19. Установите соответствие между характеристикой иммунитета и его видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ИММУНИТЕТА
А) врождённый, формируется уже у плода
Б) обеспечивается кожей, клетками слизистых оболочек
В) обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами
Г) направлен против любых чужеродных веществ
Д) направлен на определённый антигенЕ) при повторной встрече с антигеном иммунитет усиливается   1) специфический
2) неспецифический
20. Установите, в какой последовательности в организме человека кровь передвигается по большому кругу кровообращения
1) вены большого круга
2) артерии головы, рук и туловища
3) аорта
4) капилляры большого круга
5) левый желудочек
6) правое предсердие
21. Установите, в какой последовательности в организме человека кровь проходит малый круг кровообращения.
1) левое предсердие
2) легочные капилляры
3) легочные вены
4) легочные артерии
5) правый желудочек
22. Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения.
1) Левый желудочек.
2) Капилляры.
3) Правое предсердие.
4) Артерии.
5) Вены.
6) Аорта.
23. Установите в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления.
1) вены 2) аорта 3) артерии 4) капилляры
24. Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке увеличения скорости движения в них крови
А) воротная вена печени
Б) подвздошная артерия
В) аорта
Г) капилляры
25. Установите правильную последовательность процессов, происходящих при свёртывании крови у человека.
1) образование тромба
2) взаимодействие тромбина с фибриногеном
3) повреждение стенки сосуда
4) образование фибрина
5) образование протромбина

Обмен веществ и энергии. Витамины. Дыхательная система
1. Выберите особенности строения дыхательной системы человека.
1) наличие диафрагмы 2) двойное дыхание
3) лёгкие представляют собой полые мешки
4) воздухоносные пути представлены системой трахей
5) дыхательная поверхность лёгких около 100 м26) альвеолярное строение лёгких
2. Какие превращения веществ могут происходить в организме человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гликогена в глюкозу 2) жиров в белки
3) гормонов в ферменты 4) жиров в углеводы
5) гормонов в витамины 6) углеводов в жиры
3. Выберите три верных признака гиповитаминоза А: 
1) задержка роста 2) кровоточивость десен
3) ухудшение зрения 4) поражение кожи
5) малокровие 6) быстрое заживление ран
4. Выберите три верных признака гиповитаминоза Д: 
1) искривление конечностей 2) кровоточивость десен
3) снижение сопротивляемости организма
4) ломкость костей 5) малокровие 6) рахит
5. Выберите три верных ответа. Для сохранения витаминов в пищевых продуктах используют: 
1) быстрое замораживание 2) консервирование со стерилизацией
3) сушку на солнце 4) вакуумную сушку
5) квашение 6) пастеризацию
6. Установите соответствие между значением витамина для организма человека и видом витамина. 1) А 2) D 3) СЗНАЧЕНИЕ  
A) повышает защитные свойства организма
Б) входит в состав зрительного пигмента
B) препятствует возникновению рахита
Г) препятствует кровоточивости дёсен
Д) улучшает зрение в сумерках
Е) участвует в образовании костной ткани  
  
7. Установите соответствие между характеристиками и витаминами, к которым они относятся 1) витамин Д, 2) витамин А
ХАРАКТЕРИСТИКИ  
А) обеспечивает всасывание кальция и фосфора в тонком кишечнике
Б) образуется в организме под влиянием ультрафиолетовых лучей
В) при недостатке витамина в пище приводит к развитию рахита
Г) предупреждает развитие «куриной слепоты» – неспособности видеть в сумерках
Д) образуется в кишечнике и печени из каротина
Е) при недостатке развиваются различные поражения кожного эпителия  
 8. Установите соответствие 1-А, 2- С
СИМПТОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ  
А) кровоточивость десен Б) ухудшение зрения в сумерках
В) выпадение зубов Г) поражение роговицы глаза и кожи
Д) понижение сопротивляемости заболеваниям  
9. Установите последовательность органов в выделительной системе млекопитающих, начиная с органа, в котором образуется моча.
1) мочеточники 2) мочевой пузырь
3) мочеиспускательный канал 4) почки
10. Установите правильную последовательность прохождения воды в выделительной системе.
1) попадание воды в почечную лоханку
2) всасывание воды в извитых канальцах
3) сбор воды в мочевом пузыре
4) прохождение воды в почечной капсуле
5) удаление воды через мочеиспускательный канал
11. Установите правильную последовательность образования и выведения мочи в организме человека
А) фильтрация крови в клубочках почечных капсул
Б) поступление мочи в почечную лоханку
В) образование мочи, содержащей глюкозу, аминокислоты, витамины
Г) поступление мочи в извитые канальцы и обратное всасывание глюкозы, аминокислот, витаминов
Д) поступление мочи в мочеточники
Е) поступление мочи в мочевой пузырь
12. Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. ,1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы
2) увеличение объёма лёгких
3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка углекислого газа
4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха
5) расслабление межрёберных мышц
13 Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления в клетки.
1) лёгкие 2) трахея 3) ткани
4) носоглотка 5) бронхи 6) кровь 7) гортань
Нервная система
1. Выберите ТРИ последствия раздражения симпатического отдела центральной нервной системы
1) учащение и усиление сокращений сердца
2) замедление и ослабление сокращений сердца
3) замедление процессов образования желудочного сока
4) усиление интенсивности деятельности желёз желудка
5) ослабление волнообразных сокращений стенок кишечника
6) усиление волнообразных сокращений стенок кишечника
2. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они
1) обеспечивают приспособление организма к меняющимся условиям окружающей среды
2) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
3) обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды
4) характерны для всех особей вида
5) являются врожденными
6) не передаются по наследству
3. Функции промежуточного мозга – регуляция
1) работы сердца 2) температуры тела 3) обмена веществ
4) мочеиспускания 5) работы желез внутренней секреции 6) дыхания
4. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:
1) врождённого, 2) приобретённого в течение жизни,
3) имеющегося у всех грудных детей,
4) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием,
5) передающегося по наследству, 6) не передающегося по наследству.
5. Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека.
1) реализуются безусловные рефлексы,
2) способность к абстрактному мышлению,
3) способность реагировать на знакомое слово,
4) осознанная речь,
5) общение знаками, символами, понятиями,
6) сформированное условно-рефлекторное поведение.
6. Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система человека?
1) мышц верхних и нижних конечностей, 2) сердца и кровеносных сосудов,
3) органов пищеварения, 4) мимических мышц,
5) почек и мочевого пузыря, 6) диафрагмы и межрёберных мышц.
7. К периферической нервной системе относят:
1) мост, 2) мозжечок, 3) нервные узлы,
4) спинной мозг, 5) чувствительные нервы,
6) двигательные нервы.
8. В мозжечке лежат центры регуляции:
1) мышечного тонуса, 2) сосудистого тонуса,
3) позы и равновесия тела, 4) координации движений,
5) эмоций, 6) вдоха и выдоха.
9. Выберите примеры безусловных рефлексов человека.
1) испуг при сильном неожиданном звуке
2) выделение слюны во время еды
3) езда на велосипеде
4) выполнение приказа начальника
5) выделение адреналина при стрессе
6) соблюдение режима дня

10. В нервной системе человека вставочные нейроны передают нервные импульсы
1) с двигательного нейрона в головной мозг
2) от рабочего органа в спинной мозг
3) от спинного мозга в головной мозг
4) от чувствительных нейронов к рабочим органам
5) от чувствительных нейронов к двигательным нейронам
6) из головного мозга к двигательным нейронам

11. Выберите функции парасимпатической нервной системы.
1) усиливает вентиляцию лёгких
2) уменьшает частоту сердечных сокращений
3) снижает кровяное давление
4) угнетает секрецию пищеварительных соков
5) усиливает перистальтику кишечника
6) расширяет зрачки
12. Что из перечисленного лежит в основе высшей нервной деятельности человека?
1) абстрактное мышление 2) инстинкты 3) сознание
4) речь 5) безусловные рефлексы 6) раздражимость
13. Выберите признаки условных рефлексов.
1) видоспецифичные 2) групповые
3) имеют временные рефлекторные дуги
4) имеют постоянные рефлекторные дуги
5) не наследуются 6) индивидуальные

14. Что из перечисленного, согласно И.П. Павлову, относится ко второй сигнальной системе?
1) речь 2) сознание 3) абстрактное мышление
4) орудийная деятельность 5) условный рефлекс 6) озарение
15. Какие структуры относят к центральной нервной системе человека?  
1) кора больших полушарий 2) мозжечок
3) двигательные нервы 4) чувствительные нервы
5) продолговатый мозг 6) нервные узлы
16. Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам?
1) резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома
2) покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях
3) обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник
4) чихание человека при уборке помещения
5) сильное слюноотделение у собаки при попадание пищи в ротовую полость
6) лай собаки на человека в чёрном плаще
17. Какие функции регулирует симпатический отдел вегетативной нервной системы человека?
1) ослабление сердечных сокращений
2) усиление желудочного сокоотделения3) усиление сердечных сокращений
4) ослабление волнообразных движений кишечника
5) уменьшение потоотделения
6) учащение дыхательных движений

18. Установите соответствие между функцией нейрона и его видом: чувствительные (1), вставочные (2) либо двигательные (3)
 
А) преобразуют раздражения в нервные импульсы
Б) передают в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов
В) осуществляют передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой в головном мозге
Г) передают их мышцам, железам и другим исполнительным органам
 
19. Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга:
1— рефлекторная
2 — проводниковая
 
А) коленный рефлекс
Б) передача нервного импульса из спинного мозга в головной
В) разгибание конечностей
Г) отдергивание руки от горячего предмета
Д) передача нервного импульса из мозга к мышцам конечностей
 
20. Установите соответствие между отделами нервной системы и их функциями.
ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ   ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ
1) симпатическая,
2) парасимпатическая.   А) сужает сосуды кожи,
Б) замедляет ритм работы сердца,
В) сужает бронхи,
Г) расширяет зрачки.
21. Установите соответствие между строением и функциями нейрона и его отростками.
 ОТРОСТОК НЕЙРОНА   СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ
1) аксон,
2) дендрит.   А) проводит сигнал к телу нейрона,
Б) снаружи покрыт миелиновой оболочкой,
В) короткий и сильно ветвится,
Г) участвует в образовании нервных волокон,
Д) проводит сигнал от тела нейрона.
 
22. Установите соответствие 1) соматическая, 2) вегетативная.
  СВОЙСТВА
  А) иннервирует кожу и скелетные мышцы,
Б) иннервирует все внутренние органы,
В) способствует поддержанию связи организма с внешней средой,
Г) регулирует обменные процессы, рост организма,
Д) действия подконтрольны сознанию (произвольны),
Е) действия неподвластны сознанию (автономны).
 
23. Установите соответствие 1) продолговатый мозг2) передний мозг.
  ФУНКЦИЯ
  А) содержит дыхательный центр,
Б) поверхность поделена на доли,
В) воспринимает и обрабатывает информацию от органов чувств
Г) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы,
Д) содержит центры защитных реакций организма — кашля и чихания.
24. Установите соответствие между функцией отдела нервной системы человека и отделом, выполняющим данную функцию. 1) продолговатый мозг 2) кора головного мозга
ФУНКЦИИ ОТДЕЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ  
А) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы
Б) отвечает за выработку условных рефлексов
В) содержит дыхательный центр
Г) анализирует зрительные и слуховые раздражения
Д) запускает реакцию кашля и чихания
Е) контролирует тонкие движения пальцев  
25. Установите соответствие
ФУНКЦИИ   ОТДЕЛЫ
A) координация движений
Б) регуляция дыхания
B) регуляция пищеварения
Г) первичная обработка зрительной и слуховой информации
Д) поддержание равновесия тела
Е) осуществление ориентировочного рефлекса   1) продолговатый мозг
2) мозжечок
3) средний мозг
 
26. Установите соответствие между эффектом воздействия отдела вегетативной нервной системы и отделом.
ЭФФЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ   ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
A) расширяет зрачки
Б) сужает зрачки
B) повышает амплитуду сердечных сокращений
Г) снижает кровяное давление
Д) уменьшает вентиляцию лёгких   1) симпатическая
2) парасимпатическая
27. Установите соответствие между путём проведения нервного импульса и функцией спинного мозга человека.
ПУТЬ ПРОВЕДЕНИЯ НЕРВНОГО
ИМПУЛЬСА   ФУНКЦИЯ СПИННОГОМОЗГА
А) переключение нервного импульса с чувствительного нейрона на двигательныйБ) передача нервного импульса из спинного мозга в головной
В) восприятие нервного импульса чувствительным нейроном
Г) передача нервного импульса из головного мозга в спиннойД) восприятие нервного импульса двигательным нейроном   1) рефлекторная
2) проводниковая
 
28. Установите соответствие между примерами рефлексов и отделами центральной нервной системы, в которых находятся центры этих рефлексов.
ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ   ОТДЕЛЫ
А) ахиллов рефлекс
Б) подошвенный рефлекс
В) сосательный рефлекс
Г) зрачковый
Д) дыхательный
Е) мочевыделительный   1) головной мозг
2) спинной мозг
 
29. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.
1) слуховой центр коры мозга, 2) чувствительный нейрон,
3) рецепторы слуха 4) временная связь,
5) центр слюноотделения, 6) слюнные железы,
7) двигательный нейрон.
30. Установите правильную последовательность расположения отделов ствола головного мозга, по направлению от спинного мозга.
1) промежуточный мозг, 2) продолговатый мозг,
3) средний мозг, 4) мост.

31. Установите правильную последовательность прохождения сигнала по трёхнейронной нервной цепи.
 
1) вставочный нейрон
2) рецептор
3) чувствительный нейрон
4) мышца
5) двигательный нейрон
32. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса кашля у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
 
1) сокращение дыхательных мышц
2) рецепторы гортани
3) центр продолговатого мозга
4) чувствительный нейрон
5) исполнительный нейрон
33. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
 
1) двигательный нейрон
2) чувствительный нейрон
3) спинной мозг
4) рецепторы сухожилия
5) четырёхглавая мышца бедра
34. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от горячего предмета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
 
1) вставочный нейрон
2) чувствительный нейрон
3) рецепторы кожи
4) скелетная мышца
5) исполнительный нейрон
35. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
 
1) чувствительный нейрон
2) рецепторы носовой полости
3) центр продолговатого мозга
4) двигательный нейрон
5) дыхательные мышцы
Анализаторы/органы чувств
1. В среднем ухе расположены:
1) овальное окно; 2) улитка; 3) молоточек;
4) вестибулярный аппарат;
5) наковальня; 6) стремечко.
2. Дальнозорким людям необходимо использовать очки:
1) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой,
2) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки,
3) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов,
4) так как они плохо различают расположенные вдали предметы,
5) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет,
6) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.
3. К светопреломляющим структурам глаза относятся:
1) роговица, 2) зрачок, 3) хрусталик,
4) стекловидное тело, 5) сетчатка, 6) жёлтое пятно.
4. Выберите название отделов анализатора.
1. вставочный 2. периферический 3. проводниковый
4. центральный 5. чувствительный 6. двигательный
5. Укажите отделы зрительного анализатора
1) хрусталик 2) стекловидное тело 3) палочки и колбочки
4) зрительный нерв 5) роговица
6) зрительная зона коры мозга

6. Какие из перечисленных структур расположены в полости среднего уха
1) овальное окно 2) наружный слуховой проход
3) стремечко 4) наковальня 5) улитка 6) молоточек
7. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха».
25375352575500 
1) наружный слуховой проход
2) барабанная перепонка
3) слуховой нерв
4) стремя
5) полукружный канал
6) улитка
8. Установите соответствие
ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА   ФУНКЦИИ ОБОЛОЧЕК
1) белочная,
2) сосудистая,
3) сетчатка.   А) защита от механических и химических повреждений,
Б) снабжение глазного яблока кровью,
В) поглощение световых лучей,
Г) участие в восприятии света,
Д) преобразование раздражения в нервные импульсы.
 
9. Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами.
АНАЛИЗАТОР   СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА
1) зрительный,
2) слуховой.   А) улитка,
Б) наковальня,
В) стекловидное тело,
Г) палочки,
Д) колбочки,
Е) евстахиева труба.
 10. Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.
ОТДЕЛЫ АНАЛИЗАТОРА   СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА
1) проводниковый,
2) периферический,
3) центральный.   А) зрительная зона коры больших полушарий головного мозга,
Б) фоторецепторы,
В) обонятельный нерв,
Г) слуховая зона коры больших полушарий головного мозга,
Д) лицевой нерв,
Е) обонятельные рецепторы.
11. Установите, в какой последовательности лучи света должны передаваться в органе зрения к зрительным рецепторам.
 
1) хрусталик 2) роговица 3) зрачок
4) палочки и колбочки 5) стекловидное тело
12. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.
1) наружное ухо,
2) перепонка овального окна,
3) слуховые косточки,
4) барабанная перепонка,
5) жидкость в улитке,
6) рецепторы органа слуха.
13. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.
1) зрительный нерв,
2) стекловидное тело,
3) сетчатка,
4) хрусталик,
5) роговица,
6) зрительная зона коры мозга.
14. Установите последовательность передачи звуковой волны на слуховые рецепторы. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.
1) колебание слуховых косточек
2) колебание жидкости в улитке
3) колебание барабанной перепонки
4) раздражение слуховых рецепторов
Эндокринная система
1. Выберите признаки гипофиза.
1) железа расположена на шее, выделяет тироксин
2) железа расположена в промежуточном мозге
3) парная железа, гормон — адреналин
4) выделяет гормон роста — соматотропин5) регулирует гормональную деятельность других желёз
6) выделяет инсулин и глюкагон
2. Установите соответствие между характеристикой регуляции жизнедеятельности человека и её видом — (1) нервная либо (2) гуморальная
А) действие углекислого газа на дыхательный центр
Б) влияние инсулина и адреналина на содержание сахара в крови
В) реакция организма на зеленый свет светофора
Г) реакция организма на изменение положения тела в пространстве
Д) взаимодействие торможения и возбуждения
 
3. Установите соответствие
ЖЕЛЕЗА   ТИП ЖЕЛЁЗ
A) поджелудочная
Б) щитовидная
B) слёзная
Г) сальная
Д) половая
Е) надпочечник   1) внутренней секреции
2) смешанной секреции
3) внешней секреции
 
4. Установите соответствие
СИМПТОМ   ЗАБОЛЕВАНИЕ
A) повышенная возбудимость нервной системы
Б) повышение аппетита, снижение веса
B) жажда, выделение большого количества мочи
Г) повышение содержания глюкозы в крови   1) сахарный диабет
2) базедова болезнь
 5. Установите соответствие между железой в организме человека и её типом.
ЖЕЛЕЗА   ТИП ЖЕЛЕЗЫ
А) молочная
Б) щитовидная
В) печень
Г) потовая
Д) гипофиз
Е) надпочечники   1) внутренней секреции
2) внешней секреции
 6. Установите соответствие
ФУНКЦИИ ЖЕЛЁЗ   ЖЕЛЕЗЫ
А) секреция половых гормонов
Б) контроль деятельности желёз внутренней секреции
В) регуляция обмена солей и углеводов
Г) секреция гормона роста
Д) секреция адреналина
Е) секреция норадреналина   1) гипофиз
2) надпочечники
 
7. Установите соответствие между железами и их типами.
ЖЕЛЕЗЫ   ТИПЫ ЖЕЛЁЗ
А) эпифиз
Б) гипофиз
В) надпочечник
Г) слюнная
Д) печень
Е) клетки Лангерганса поджелудочной железы   1) внешней секреции
2) внутренней секреции
 
8. Установите соответствие
ФУНКЦИЯ   ЖЕЛЕЗА
А) секреция желчи
Б) созревание фолликулов
В) секреция женских половых гормонов
Г) секреция пищеварительного сока
Д) секреция глюкагона
Е) барьерная функция   1) яичник
2) печень
3) поджелудочная
 9. Установите соответствие между гормонами и железами, которые секретируют эти гормоны.
ГОРМОНЫ   ЖЕЛЕЗЫ
А) соматотропинБ) адреналин
В) тестостерон
Г) инсулин
Д) норадреналин
Е) глюкагон   1) поджелудочная
2) гипофиз
3) надпочечники
 
10. Установите соответствие между показателями жизненных функций человека и диагнозами заболевания
ПОКАЗАТЕЛИ ЖИЗНЕННЫХ ФУНКЦИЙ   ДИАГНОЗ
А) авитаминоз СБ) выпадение зубов
В) повышенное содержание тироксина в крови
Г) повышенное содержание глюкозы в крови
Д) выпученные глаза, зоб
Е) недостаток инсулина в крови   1) сахарный диабет
2) цинга
3) базедова болезнь
Ткани.
№ п/п Тип Правильный ответ
1 12 256
2 12 136
3 12 245
4 12 146
5 13 32211
6 13 121221
7 13 211122
8 13 111222
9 13 1212
10 13 121212
11 13 12221
12 13 122112
13 13 112212
14 13 11122
15 13 321213
Опорно-двигательная система
№ п/п Тип Правильный ответ
1 12 145
2 12 245
3 12 124
4 12 346
5 12 356
6 12 134
7 12 245
8 13 21121
9 13 132131
10 13 21221
11 14 52143
12 14 24513
13 14 24315
Пищеварительная система
№ п/п Тип Правильный ответ
1 12 236
2 12 346
3 12 126
4 12 346
5 12 135
6 12 123
7 12 235
8 12 136
9 12 135
10 12 256
11 13 122112
12 13 21322
13 13 122112
14 13 121212
15 13 322113
16 13 112212
17 13 12213
18 14 25314
19 14 32541
20 14 35214
21 14 453216
Кровь; Кровообращение и лимфоотток№ п/п Тип Правильный ответ
1 12 135
2 12 145
3 12 235
4 12 235
5 12 146
6 12 135
7 12 134
8 12 134
9 12 246
10 13 1221
11 13 1221
12 13 1221
13 13 121221
14 13 113223
15 13 332211
16 13 31212
17 13 2112
18 13 21122
19 13 221211
20 14 532416
21 14 54231
22 14 164253
23 14 2341
24 14 ГАБВ
25 14 35241
Обмен веществ и энергии. Витамины. Дыхательная система
№ п/п Тип Правильный ответ
1 12 156
2 12 146
3 12 134
4 12 146
5 12 145
6 13 312312
7 13 111222
8 13 21212
9 14 4123
10 14 42135
11 14 АВГБДЕ
12 14 12354
13 14 4725163
Нервная система
№ п/п Тип Правильный ответ
1 12 135
2 12 345
3 12 235
4 12 246
5 12 245
6 12 235
7 12 356
8 12 134
9 12 125
10 12 356
11 12 235
12 12 134
13 12 356
14 12 123
15 12 125
16 12 236
17 12 346
18 13 1123
19 13 12112
20 13 1221
21 13 21211
22 13 121212
23 13 12211
24 13 121212
25 13 211323
26 13 12122
27 13 12121
28 13 221112
29 14 3214576
30 14 2431
31 14 23154
32 14 24351
33 14 42315
34 14 32154
35 14 21345
Анализаторы/органы чувств
№ п/п Тип Правильный ответ
1 12 356
2 12 236
3 12 134
4 12 234
5 12 346
6 12 346
7 12 126
8 13 12233
9 13 221112
10 13 321312
11 14 23154
12 14 143256
13 14 542316
14 14 3124
Эндокринная система
№ п/п Тип Правильный ответ
1 12 245
2 13 22111
3 13 213321
4 13 2211
5 13 212211
6 13 211122
7 13 222112
8 13 211332
9 13 233131
10 13 223131