Программа профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ

ОКОУ «Пенская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Курчатовского района Курской области


Рабочая программа
профессионально-трудовой ориентации
(8-11 класс)

Срок реализации: 4 года



выполнила:
социальный педагог Лабузова Л.В.













Пояснительная записка
Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации.
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Таким образом, ясна актуальность данной программы.
Для овладения определенной профессией учащимися с нарушениями интеллекта имеются свои особенности: необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности. Учащиеся вспомогательных школ овладевают многими специальностями. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, сапожника, строителя. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей. Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу. Педагогам, работающим с детьми, имеющим недостатки интеллекта, следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.

Цели программы:
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через  оказание  комплексного содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.
Задачи:
Предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе;
Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия  на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;
Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;
Формирование у воспитанников  способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;  
Выбор проф. училища, оказание помощи в трудоустройстве;
Оказать психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения и продолжения образования.
Формы реализации программы:
профдиагностика, профпробы
помощь в изучении и использовании своих личных особенностей,
информирование
консультации
беседы.
Срок реализации программы: 4 года.
Ожидаемые результаты:
повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии;
расширение знаний о профессиях;
обеспечение социально-профессиональной мобильности воспитанников школы-интерната;
Готовность обучающихся к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда.

Первый год обучения (8-й класс).
Содержание программы
Тема №1: Тест для исследования профессиональных интересов «Опросник профессиональных предпочтений»
Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры.
Тема №2: «Мой темперамент и моя будущая профессия»
Воспитание готовности выпускников школы к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда
Тема №3: Конкурс рисунков «Кем я хочу стать?»
Конкурс рисунков на тему: «Кем я хочу стать?»
Тема №4: «Профессия – Столяр»
История профессии. Описание профессии. Социальная значимость профессии в обществе. Массовость и уникальность профессии.
Тема №5: «Профессия – повар»
История профессии. Описание профессии. Место работы.
Тема №6: «Профессия -каменщик»
Знакомство с профессией каменщика. Место работы. Описание профессии.
Тема №7: «Профессия - Младший обслуживающий персонал»
Профессии принадлежащие к младшему обслуживающему персоналу. Описание профессий. Социальная значимость профессий в обществе.
Тема №8: «Как устроиться на работу»
Что такое резюме. Как написать резюме. Собеседование. Форма поведения и общения.
Тема №9: «Профессиональное самоопределение учащихся»
Самоопределенние в профессиональной деятельности. Индивидуальное консультирование каждого ребенка.
№ п/п
Мероприятие
Кол-во часов
Период
Форма проведения

1.
Тест для исследования профессиональных интересов «Опросник профессиональных предпочтений»
2
Сентябрь
Тестирование, опрос

2.
Беседа на тему «Мой темперамент и моя будущая профессия»
2
Октябрь
Консультирование, беседа, информирование.

3
Конкурс рисунков «Кем я хочу стать?»
2
Ноябрь


4.
Беседа на тему «Профессия - столяр»
2
Декабрь
Консультация, беседа, информирование

6.
Беседа на тему «Профессия – повар»
2
Январь
Информирование, консультация, беседа.

8.
Беседа на тему «Профессия -каменщик»
2
Февраль
Беседа, консультация, информирование.

7.
Беседа на тему «Младший обслуживающий персонал»
2
Март
Беседа, информирование, консультация.

8.
Классный час на тему «Как устроиться на работу?»
2
Апрель
Информирование, анализ ситуации, индивидуальная консультация.

9.
Профессиональное самоопределение учащихся
2
Май
Индивидуальная консультация, беседа, информирование.







Второй год обучения (9-й класс).
Содержание программы
Тема №1: Тест для исследования профессиональных интересов «Опросник профессиональных предпочтений»
Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры.
Тема №2: «Профессия – повар-кондитер»
Качества, необходимые для овладения профессией повара. Каким же должен быть современный повар? Какая может быть карьерная лестница у повара?
Тема №3: «Профессия – помощник секретаря»
История профессии. Краткое описание. Социальная значимость профессии в обществе. Массовость и уникальность профессии.
Тема №4: «Профессия штукатур - маляр»
История профессии. Описание профессии. Место работы.
Тема №5: «Профессия обувщик»
Знакомство с профессией обувщика. Место работы.
Тема №6: «Профессия - швея»
История профессии. Описание профессии. Социальная значимость профессии в обществе. Массовость и уникальность профессии.
Тема №7: «Профессия – Парикмахер»
История профессии. Описание профессии. Социальная значимость профессии в обществе. Массовость и уникальность профессии.
Тема №8: «Как устроиться на работу»
Что такое резюме. Как написать резюме. Собеседование. Форма поведения и общения.
Тема №10: «Посещение Курского монтажного техникума и Свободинского аграрно-технического техникума им. К.К. Рокоссовского».
Посещение техникумов, знакомство с профессиями.
Тема №11: «Профессиональный отбор учащихся»
Отбор учащихся к профессиональной деятельности. Индивидуальное консультирование каждого ребенка.

№ п/п
Мероприятие
Кол-во часов
Период
Форма проведения

1.
Тест для исследования профессиональных интересов «Опросник профессиональных предпочтений»
2
Сентябрь
Тестирование, опрос

2.
Беседа на тему «Профессия – повар-кондитер».
2
Октябрь
Консультирование, беседа, информирование.

3.
Профессиональная проба по специальности «Повар-кондитер»
2
Декабрь
Обучающий, практический этапы

4.
Беседа на тему «Профессия – штукатур-маляр»
2
Декабрь
Информирование, консультация, беседа.

5.
Профессиональная проба по специальности штукатур-маляр»
2
Январь
Обучающий, практический этапы

6.
Беседа на тему «Профессия - обувщик»
2
Январь
Беседа, консультация, информирование.

7.
Беседа на тему «Профессия - швея»
2
Февраль
Беседа, информирование, консультация.

8.
Профессиональная проба по специальности «Швея»
2
Март
Обучающий, практический этапы

9.
Классный час на тему «Как устроиться на работу?»
2
Март
Информирование, анализ ситуации, индивидуальная консультация.

10.
Посещение Курского монтажного техникума, Свободинского аграрно-технического техникума
2
Апрель
Поездка в техникумы, консультирование.

11.
Профессиональный отбор учащихся
2
Май
Индивидуальная консультация, беседа, информирование.























Третий год обучения (10-й класс).
Содержание программы
Тема №1: «Профессиональная деятельность и социальный статус человека»
Занятие готовит детей к совершению осознанного профессионального выбора.
Тема №2: «Мои стремления и способности»
Анкетирование учащихся с целью определения на факультативные занятия и предметные кружки. Оказание помощи учащимся в выборе внеурочной деятельности в зависимости от их склонностей и способностей
Тема №3: «День правового воспитания в сфере профориентации»
Учимся составлять резюме и трудовой договор.
Тема №4: «Деловая игра: «Я ищу работу»
Поиск работы по объявлению. Правильное поведение на собеседовании.
Тема №5: «Организация и проведение встреч с представителями различных профессий»  
  Определение перспектив, форм и методов профессиональной самореализации подростков.
Тема №6: «Я и моя профессия»
Формирование у будущих выпускников профессиональной Я-концепции, нахождение в профессиональном труде личностного смысла, развитие профессионального сознания и самосознания,
Тема №7: «Жизненные ценности и профессиональный выбор»
Индивидуальное консультирование каждого воспитанника по вопросу профориентации.
Тема №8: «Билет в будущее»
Получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов воспитанников.
Тема №9: «Внутренние резервы»
Оказание помощи подросткам в формировании чувства уверенности в себе при устройстве на работу.


№ п/п
Мероприятия
Кол-во
часов
Период
Форма Проведения

1.
Беседа: «Профессиональная деятельность и социальный статус человека»
2
Сентябрь
Консультирование, беседа, информирование.

2.
Анкетирование: «Мои стремления и способности»
2
Октябрь
Информирование, опрос

3.
Классный час: «День правового воспитания в сфере профориентации»
2
Ноябрь
Беседа, информирование, консультация.

4.
Деловая игра: «Я ищу работу»
2
Декабрь
Беседа, информирование, консультация.

5.
Классный час: «Организация и проведение встреч с представителями различных профессий»  
2
Январь
Беседа, информирование, консультация.

6.
Беседа: «Я и моя профессия»
2
Февраль
Беседа, информирование, консультация

7.
Беседа: «Жизненные ценности и профессиональный выбор»
2
Март
Индивидуальная беседа, информирование.

8.
Беседа: «Билет в будущее»
2
Апрель
Беседа, информирование, консультация

9.
Беседа: «Внутренние резервы»
2
Май
Беседа, информирование, консультация.






Четвёртый год обучения (11-й класс).
Содержание программы
Тема №1: «Профориентационная игра «Новый город».
Создание позитивного образа будущего; формирование когнитивно-личностных компетенций, способности к анализу трудовой и профессиональной деятельности, расширение знаний о содержании деятельности специалистов различных областей.
Тема №2: «Прогноз рынка труда на ближайшие годы».
Формирование умений анализировать информационное поле профессиональной деятельности.
Тема №3: «Профессия Мебельщик».
Знакомство с профессией мебельщика. Место работы.
Тема №4: «Профессия Сантехник»
Знакомство с профессией сантехника. Требования к профессии. Место работы.
Тема №5: «Профессия садовник»
История профессии. Описание профессии. Место работы.
Тема №6: «Профессия швея».
История профессии. Описание профессии. Социальная значимость профессии в обществе. Массовость и уникальность профессии.
Тема №7: «Посещение ОБПОУ «Курский монтажный техникум» г. Курска и ОБПОУ «САТТ им. К.К. Рокоссовского».
Знакомство с техникумами и профессиями.
Тема №8: «Профессия, которую я выбираю»
Расширение знаний о профессиональном самоопределении и процессе профессиональной деятельности.
Тема №9: «Разговор с мастером»
Увеличение объёма знаний о различных типах профессий, развитие умения соотносить свои личностные качества с требованиями профессии.

№ п/п
Мероприятия
Кол-во
часов
Период
Форма Проведения

1.
Профориентационная игра «Новый город»
2
Сентябрь
Беседа, информирование, консультация.

2.
Беседа: «Прогноз рынка труда на ближайшие годы».
2
Октябрь
Беседа, информирование, консультация

3.
Беседа на тему: «Профессия Мебельщик»

2
Ноябрь
Беседа, информирование, консультация

4.
Профессиональная проба по специальности «Мебельщик»
2
Ноябрь
Обучающий, практический этапы

5.
Беседа: на тему «Профессия Сантехник»
2
Декабрь
Беседа, информирование, консультация

6.
Профессиональная проба по специальности «Сантехник»
2
Декабрь
Обучающий, практический этапы

7.
Беседа на тему: «Профессия садовник»
2
Январь
Беседа, информирование, консультация

8.
Профессиональная проба по специальности «Садовник»


Обучающий, практический этапы

9.
Беседа на тему: «Профессия швея»

2
Февраль
Информирование, беседа, консультация

10.
Профессиональная проба по специальности «Швея»
2
Февраль
Обучающий, практический этапы

11.
Посещение ОБПОУ «Курский монтажный техникум» г. Курска и ОБОПУ «САТТ им.К.К. Рокоссовского»

2
Март
Поездка в техникумы, консультирование

12.
Беседа: «Профессия, которую я выбираю»
2
Апрель
Информирование, беседа, консультация

13.
Классный час: «Разговор с мастером»

2
Май
Беседа, консультация



Список литературы:
Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида, ж-л «Дефектология», № 5, 2006 год.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Москва, 2000 г.
Туров В.А. «Человек и общество», Ижевск, 1994 год.








15