ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ «ВЫБЕРИ СЕБЕ ДОРОГУ»


приложение 6
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
«ВЫБЕРИ СЕБЕ ДОРОГУ»
Составитель : Салимшина Светлана Альфеевна
г. Комсомольск-на-Амуре
1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Включение программы по профессиональной ориентации в структуру программы развития школы имеет следующие предпосылки:
Перед специальной (коррекционной ) школой стоит задача социально-трудовой психологической адаптации учащихся в новых экономических условиях. Важнейшая задача образовательного учреждения – помочь учащемуся найти свое место в жизни после окончания учебного заведения.
Деятельность школы направлена на решение важной социально-значимой задачи - подготовку ребенка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни в обществе.
Сегодня принята и уже действует концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования/ приказ № 2983 от 18.07.2002г. МОРФ/, которая преследует одну из целей –«расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального обучения».
Объективной основой возникновения программы стала доказанная опытом возможность за счет целенаправленной , комплексной подготовки к выбору профессии учащихся , повышение уровня нравственного и трудового воспитания, уменьшение проблем адаптации выпускников школы; осознанного и уважительного отношения к труду и людям труда.
2.СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.
Разработанная нами программа включает в себя основные направления в работе с учащимися 1-4 классов,5-7 классов и 8-9 классов.
Работа по профориентации включает в себя совместную работу психолога, социального педагога, воспитателей, учителей.
3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Профессиональная ориентация в коррекционной школе способствует подготовке учащихся к труду и оказанию помощи,учащимся в сознательном выборе профессии, соответствующей по интересам, способностям, состоянию здоровья и потребностям города в кадрах.
Профессиональная работа является органической частью учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, подчиняется его целям.
ЦЕЛИ:
Сформировать стратегию профориентационной работы школы;
Скоординировать совместную работу различных структур по активизации профориентационной работы/администрации, психолога, социального педагога, учителей и воспитателей/.
Способствовать дальнейшему методическому наполнению каждого направления профориентационной работы.
ЗАДАЧИ:
Изучение и развитие профессиональных интересов, склонностей учащихся;
Широкое профессиональное просвещение в единстве с трудовым обучением;
Через систему трудового обучения формирование сознательной, устойчивой, профессиональной направленности и готовности учащихся к труду по выбранной специальности;
Введение в учебно-воспитательный процесс профориентационной работы, помощь учителей, воспитателей, классных руководителей, действенной помощи в выборе профессии.
4.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ.
Дифференцированный подход к учащимся;
Включение воспитанников в труд по самообслуживанию;
Формирование умений и навыков, обеспечение личной жизни и деятельности;
Создание условий для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно с их индивидуальными способностями;
Развитие самостоятельности, деловитости, ответственности, четкости;
Формирование профессиональной компетентности в избранной трудовой деятельности;
Создание условий для овладения современными экономическими знаниями;
Воспитание культуры личности/экономическая, экологическая, правовая, сексуальная/, культуры труда.
5.МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.
Включение воспитанников в общественно полезный труд, самообслуживающий труд, кружковую деятельность.
Уроки, внеклассные занятия.
Психогимнастики, психоконсультирование, тренинги.
Практические занятия.
Конкурсы профессионального мастерства.
Ролевые и коммуникативные игры.
Экскурсии.
Создание уголка профориентации.
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ
6.1.ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1-4 КЛАССЫ)
Основные цели профориентационной работы по развитию профессиональных интересов и склонностей у младших школьников:
Знакомство с миром профессий;
Формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям;
Формирование нравственных основ выбора профессии;
Развитие потребности в общественно-полезном труде.
№ Название мероприятия Формы работы Ответственный Сроки
1 «Интересы, увлечения, профессиональные мечты» беседа психолог сентябрь
2 «Кто, какие игры любит» беседа воспитатель сентябрь
3 «Как растят хлеб» Классный час Классный руководитель сентябрь
4 «Профессии всякие нужны, профессии всякие важны» беседа Социальный педагог октябрь
5 «Профессии детского сада и школы» Конкурс рисунков Педагог ДОвоспитатель октябрь
6 «Здоровье и режим дня» беседа Воспитатель
психолог Октябрь
ноябрь
7 Развитие элементарных трудовых навыков Кружок «Умелые руки» Воспитатель
Педагог ДОВ течении года
8 «Школьная мастерская» экскурсия Классный руководитель ноябрь
9 «Чем занимаются мои близкие родственники» Устный рассказ воспитатель декабрь
10 «Угадай профессию» Игра-викторина Соц.педагогВ течении года
11 Сюжетно-ролевые игры «Ателье», «Наша почта» игра психолог В течении года
12 «Город раньше и теперь» Игра-путешествие воспитатель декабрь
13 «Как формировать интересы и склонности у ребенка» Беседа с родителями Классный руководитель, воспитатель В течении года
14 «Человек интересной профессии» Встреча с интересными людьми Соц. Педагог
психолог январь
15 «Кто больше знает о профессиях» конкурс воспитатель февраль
16 «Предприятия нашего города» экскурсии воспитатель В течении года
17 «На кого хочу быть похожим» сочинение Классный руководитель февраль
18 «Кем быть» Профориентационный праздник
Соц . педагог
психолог март
19 «Всякая вещь трудом создана» Беседа, выставка работ воспитатель апрель
20 Выпуск стенгазет к праздникам и конкурсам Оформление летописи знаменательных дат школы
Воспитатель
психолог Апрель-май
6.2. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ.
Основная цель профориентационной работы - введение новых уровней классификации профессий;
Формирование представлений о характере современного труда, механизации и автоматизации производства, о повышении требований к работающим на производстве людям разных профессий;
Расширение знаний массовых профессий, трудовых достижений;
Воспитание у детей сознания необходимости получения начального специального образования, его роли в повышении производительности труда;
Ориентировочное распределение детей в группы по интересам.
№ Перечень направлений Формы, способы, приемы реализации Ответственный Сроки
1 Использовать возможности уроков, внеклассных занятий в целях профориентации. Включить в календарные воспитательные планы раздел профориентационной работы. Учителя, воспитатели В течении года
2 Включение воспитанников в общественно-полезный, самообслуживающий труд:
Соблюдение личной гигиены и внешнего вида;
Занятие: «Каков Я?» Участие воспитанников в работе:
по ремонту школы,
пошиву изделий для нужд школы,
изготовлению столярных изделий для нужд школы;
формирование навыков ухода за телом; учить обращать внимание на внешний вид, формирование навыков здорового образа жизни. Учителя, воспитатели В течении года
3 Ролевая гимнастика. Выявления интересов, склонностей, способностей учащихся. Игра направлена на снятие напряжения , эмоциональное оживление способствует расширению поведенческого репертуара, направлена на развитие общения между детьми.
психолог сентябрь
4 Занятие «Подумай и изобрази» Тренинг смоделированных стандартных ситуаций для включения воспитанников в различные виды деятельности с целью развития интересов и склонностей воспитатели октябрь
5 Коммуникативная игра: «Хочу быть рабочим».
Занятие «Мое настроение» Тренинг формирования жизненных целей, приоритетов рабочих специальностей.
Анализ сложных конфликтных ситуаций между людьми. Формирование способности заботиться о других. психолог октябрь
6 Рисование на тему : «Какой я есть, кем бы я хотел стать» Изучение личности воспитанника в целях формирования интереса к профессии. воспитатели ноябрь
7 Включение в кружковую деятельность учащихся. Организация работы с воспитанниками по выяснению интересов, склонностей; вовлечение в различные кружки воспитатели Октябрь-ноябрь
8 Конкурс рисунков : «Мое будущее».
Составь рассказ Моделирование образа будущего, арт-терапия. Привитие положительного отношения к будущей трудовой деятельности.
Метод незаконченных предложений:
«Я люблю, когда…»
«Меня беспокоит…»
«Когда мне плохо…»
«Что я не могу…»
«Я боюсь…»
Выход из сложных ситуаций. психолог декабрь
9 Участие в конкурсе профессионального мастерства:
конкурс штукатуров-маляров;
на лучшую швею;
«Юный столяр»
Развитие навыков совместной деятельности, тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции, контроль над импульсивностью; привлечение детей к участию в публичных выступлениях. Учителя трудового обучения март
10 Коммуникативная игра: «Хочу, могу, надо». Тренинг коммуникативных умений по формированию жизненных целей, будущих достижений посредством выбранной профессии психолог декабрь
11 Психоконсультирова-ние: «Я и другие». Анализ конфликтных ситуаций, развитие умений самопрезентациипсихолог 12 Ролевая игра «Какие бывают профессии» Использование имитационных профориентационных игровых упражнений
воспитатели 13 Экскурсия на предприятия города «Мир профессий моего района»
Знакомить с профессиями швеи, маляра, столяра. воспитатели В течении года
14 Занятие «Умей сказать нет!»
Коммуникативная игра: «Азбука профессии» Развитие межличностного взаимодействия и умения утверждать свою точку зрения, противостоять влиянию среды
Анализ профессии по содержанию труда и требованиям, предъявленным к человеку
психолог Февраль
март
15 Тренинг межличностного взаимодействия «Труженик и бездельник» Рассказы о трудолюбивых и ленивых людях, их способах зарабатывать на жизнь и последствиях
психолог апрель
16 Занятие : «Угадай профессию» Выяснить знания о профессиях. Анализ профессий.
воспитатели апрель
17 Театрализованная игра: «Контакт» Помочь участникам вжиться в роли профессионалов различных рабочих специальностей
воспитатели Май
18 Занятие-инсценировка: «Мой рабочий день» Инсценировка рабочего дня специалиста избранной профессии
психолог май
19 Выставка работ учащихся. /выставка-продажа/. Моделирование ситуации зарабатывания денег правовым способом
Учителя трудового обучения май
6.3.ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
Основная цель профориентационной работы - знакомство с условиями и факторами правильного выбора профессии путем овладения профессии;
Ознакомить с профессиями штукатура-маляра, столяра, швеи, растениевода, слесаря, младшего медицинского персонала, помощника воспитателя, самолетостроения;Ознакомить с системой учебных заведений города края;
Производить индивидуальные консультации учащихся в условиях школы и Центра профориентации молодежи;
Распределение профессий по типам учебных заведений. К концу года дети должны знать :кто и где им оказывает помощь в выборе профессий;
требования, предъявляемые к профессии человека;
профессии города, края, потребность в кадрах.
№ Перечень направлений Формы, способы, приемы реализации ответственный сроки
1 Использование уроков, внеклассных занятий в целях профориентации Включить в календарные планы раздел профориентационной работы Учителя, воспитатели В течении года
2 Включение старших воспитанников в общественно-полезный труд Участие старших воспитанников в работе:
по ремонту школы,
пошиву изделий для нужд школы,
изготовлению столярных изделий для нужд школы;
Учителя трудового обучения В течении года
3 Соблюдение личной гигиены, внешнего вида формирование навыков ухода за телом; учить обращать внимание на внешний вид, формирование навыков здорового образа жизни.
воспитатели В течении года
4 Организация личной жизни и деятельности Формирование умения выбрать оптимальный режим жизни и деятельности Воспитатели, учителя В течении года
5 Обеспечение личной жизни и деятельности Формирование умений и навыков, обеспечение личной жизни и деятельности/умение готовить пищу, ухаживать за обувью, одеждой; формирование культуры, взаимодействие со средой проживания; формирование умения оформить место своей деятельности и проживания/. Воспитатели, учителя В течении года
6 Становление личности воспитанника как семьянина, гражданина, профессионала. Формирования умения и навыков планирования своей жизни и деятельности в своем жизненном становлении как личности Воспитатели, учителя В течении года
7 Организация кружковой деятельности для старших воспитанников Организация работы в кружках/прикладное творчество, «выжигание», «шашки», «мягкая игрушка», «вязание». Создать условия для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности./ воспитатели Сентябрь
октябрь
8
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5. Профессиональное просвещение воспитанников
Занятие: «Кто во что горазд»
Консультирование : «Путешествие в себя»
Создание уголка по профориентации
Экскурсии в ПУ№18, в учреждения, магазины, стройки: «Мир профессий моего района»
Посещение краеведческого музея, музея КНААЗ
Знакомство учащихся с миром профессий
Знакомство учащихся с миром профессий, обучение невербальным средством общения.
Выявление личностных качеств у учащихся, необходимых при выборе профессий.
Подготовка материала по различным профессиям, училищам.
Знакомство с учебными заведениями, в которых могут получить профессию воспитанники школы. Знакомить воспитанников с разнообразными рабочими профессиями Ленинского округа
Знакомство с разнообразными рабочими профессиями, необходимыми городу
Воспитатели, психолог
Психолог
Психолог
Социальный педагог
Воспитатели классные руководители
Воспитатели кл. руководители Октябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
ноябрь
9 «Какие специальности больше всего нужны твоему городу?»/справоч-ная информационная консультация/ Подготовка старших воспитанников к осознанному принятию решения о выборе профессии профориентатордекабрь
10 КВН «Все работы хороши» Знакомство с основными требованиями профессии к человеку организатор январь
11 Встреча с интересными людьми «Человек интересной профессии» Воспитание уважения к труду и людям труда воспитатели февраль
12 Выставка-продажа «Мое хобби» Моделирование ситуации зарабатывания денег правовым способом профориентатормарт
13 Беседа, практические занятия «В здоровом теле здоровый дух» Знакомство с правилами выбора профессии и возможными ошибками Медицинский работник апрель
14 Беседа-лекция «условия труда подростков 16-18лет » Формирование юридических основ выбора профессии Социальный педагог май
7.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Достаточная информация о профессиях и путях ее получения / ясное представление о требованиях к человеку, о месте получения профессии, потребности общества в этой профессии/.
Потребность в обоснованном выборе /показатель самостоятельной активности по полученной информации, желание попробовать свои силы/.
8.МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
1. МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА:
Добиться положения в обществе
Получить престижную работу
Жить и работать среди образованных людей
2. МОТИВЫ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ:
Иметь хорошую заработную плату
Получит чистую и легкую работу
3.МОТИВЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ТРУДЕ:
Реализовать свои возможности
Получить привлекательную по душе работу
4.МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА:
Приобрести глубокие профессиональные знания
5.МОТИВЫ СОБСТВЕННОГО ТРУДА:
Получить интересную специальность
6.МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА:
Приносить пользу людям, обществу
Получить профессию, с которой легче найти работу
7.МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
Получить свидетельство об образовании
Стать культурным, образованным человеком
8.ИНДИФФЕРЕНТНЫЕ МОТИВЫ:
Просто получить какую-то профессию
9.ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ.
«Кем быть?»
Цель: Выявить интерес детей к профессиям, мотивы их выбора.
Детям предлагается:
Нарисовать, кем бы ребенок хотел стать в будущем.
Под рисунком сделать подпись, которая позволит лучше понять содержание рисунка:
Написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему?»;
Дописать предложение : «Я хотел бы стать …, потому что…»;
Обработка полученных материалов может включать:
Сравнение рисунков и ответов;
Классификацию профессии;
Классификацию мотивов их выбора;
Игровая методика « Угадай-ка»
Детям предлагается обыграть, «защитить» нравящуюся им профессию, показать ее при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи.
Примечание: при анализе работ следует обратить внимание на то, насколько точно детям удается показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть , какие средства, приемы используют для ее «защиты».
«Мое любимое дело»
Цель: выявить наиболее популярные занятия детей.
Ребят просят ответить (устно, письменно, с помощью рисунка, пантомимы) на вопросы:
Что ты любишь делать больше всего?
Твои любимые занятия. Чем ты любишь заниматься?
«Мой герой»
Цель: выяснить ценностные ориентации младшего школьника.
Данная методика может иметь несколько вариантов.
1 вариант. Вопросы детям.
На кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастишь?
Есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы быть похожим? Почему? (если в классе нет образца, сделай выбор среди всех знакомых ребенку детей.)
На кого из знакомых взрослых ты хотел бы быть похожим?
2 вариант. Выбор одного из предъявленных образцов поведения детей:
Вася был очень спокойный мальчик: он никогда не дрался, очень любил ловить рыбу; в классе обычно сидел тихо ,в стороне, и что-нибудь рисовал.
Петя всегда старался быть впереди всех: первым приносил бумагу, первым вызывался убирать класс. Если ему что-то удавалось, он гордо говорил: «А у меня лучше всех!»
Костя обычно с удовольствием работал вместе с ребятами, умел организовывать всех, чтобы никто не ссорился; мог придумать интересное дело. Вопрос после чтения примеров поведения детей: «Кто тебе больше понравился, почему?»
3 вариант : Выбрать на кого ребенку хочется быть похожим больше всего:
На маму;
На папу;
На сестру;
На брата;
На учительницу;
На своего друга;
На героя из книги;
На героя из кинофильма, телепередачи.
4 вариант: Сочинение на тему: « Я хочу быть таким же» (для 3 класса).
5 вариант: Рисунки для 1 и 2 классов. «Я хочу быть, как….».
Примечание: При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто является примером для подражания, но и почему именно такой выбор сделал ребенок.
«Хочу-не хочу»
Цель: выявить те примеры, которым хотят подражать дети. Дети отвечают на вопросы:
«Каким ты хочешь стать?»:
Очень-очень хочу…(во-первых).
Очень хочу…(во- вторых).
Хочу…(в-третьих).
«Какие качества тебе нравятся больше всего..»У ребят;
У взрослых;
У самого себя?»
«Какие качества тебе не нравятся…»
У ребят;
У взрослых;
У самого себя?»
10.ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«Мир профессий» профориентационная викторина.
Оформление:
Плакаты с изображением животных в качестве представителей конкретных профессий, например, жираф в каске, крокодил Гена с отбойным молотком, обезьяна за рулем автомобиля, бегемот с удочкой и т.д.
Пословицы на листах ватмана . Их смысл должен соответствовать изображениям на плакатах.
Подготовка . для игры младшие школьники выбирают две команды, в которой по 6 человек. Остальные-болельщики. Первую команду можно назвать «Мастер», вторую- «Призвание». Каждая команда имеет свою эмблему, которую прикрепляют к одежде всех членов команды. В состав жюри входят педагоги, родители. Ведет викторину учитель, библиотекарь.
Разминка.
Члены команд получают карточки, на которых написаны группы слов. По данным группам слов ребята должны определить, о каких профессиях идет речь. Если можете, назовите известных людей, представителей этих профессий:
Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор)
Компьютер, программа, текст (программист, оператор)
Груз, штурвал, река (матрос, капитан, штурман, лоцман)
Животные, шприц, больница (ветеринар).
Конкурс «Профсловарь».
Каждая команда получает листок со списком терминов. После чтения и обсуждения задания в команде, дети объясняют значения слов-терминов. Время на обсуждение одного термина -1 минута.
Список№1: профессия, инструмент, халтура, условия труда;
Список№2: рабочий, орудие труда, мастер, зарплата.
Конкурс болельщиков
Ведущий задает вопрос болельщикам:
Какие вы знаете профессии работников железнодорожного транспорта?
Сельского хозяйства?
Болельщики должны дать ответы- загадки, чтобы болельщики другой команды отгадали их.
Конкурс плакатов о профессиях.
Каждая команда представляет на обсуждение своих соперников несколько заранее приготовленных плакатах (не более 10). Соперники отбирают лучшие на их взгляд плакаты и помечают их своим знаком в уголках. Выигрывает команда, у которой среди отобранных и помеченных плакатов наибольшее количество совпадений мнений болельщиков и соперников. На каждом плакате нужно показать, чем занимаются люди данной профессии, что привлекательного в этой профессии; выбор профессии- произвольный. Плакат может быть любого формата.
Конкурс «Письмо другу».
Задание командам:
Ваш друг, живущий в другом городе, просит дать ему совет. Став взрослым, он хочет заниматься лечение людей. Напишите ему ответное письмо и дайте совет- какую профессию ему выбрать. Письмо может быть и штучное, но из него можно легко понять данный другу совет. Командам вручают листы с началом письма другу:
«Здравствуй, дорогой…..(имярек)! Ты просишь подсказать тебе, кем быть. Спешу помочь тебе и выполняю твое задание. У меня есть хороший знакомый (друг), который работает…(название профессии). Я долго приглядывался к нему и его работе и понял, что… (и тебе тоже стоит сделать то же самое)».
Конкурс пословиц и поговорок.
Какая команда знает их больше? Конкурс проводится по принципу аукциона: команды по очереди называют пословицы; команда, назвавшая за определенное время больше пословиц, выигрывает.
Игра «Эрудит».
Ведущий внутренне определяет для себя профессию и называет первую букву. Класс пытается отгадать эту профессию, но при этом не называет ее прямо, а задает вопрос, содержащий в себе описание функций носителя предполагаемой профессии. Например, ведущий задумал профессию на букву «П». Отгадывающий говорит:
-Это мастер- пищевар ?
-Нет, это не повар, - отвечает едущий.
Другой ученик задает вопрос:
- Это тот, кто продает
Масло, хлеб и бутерброд?
Холодильник и утюг,
Трактор, лес, а может плуг?
-Нет, не то, не продавец, -отвечает ведущий.
Если ведущий не смог правильно назвать профессию, то он обязан назвать вторую букву задуманного слова. Тот, кто отгадал задуманную профессию, становится ведущим. Если класс не смог отгадать профессию и сдался, то ведущий получает право загадать второе слово. Учитель следит, чтобы ребята правильно давали описания функций конкретных профессий, а ведущий отгадывал их, грамотно называя нужную специальность.
Победителю можно вручит шоколадную медаль «Шоколадный эрудит» или увлекательную книгу.