Человек. Анатомия и физиология эндокринной, дыхательной и пищеварительной систем (учебные схемы)


Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Уровни организации тела человека Клетки Органы Системы органов Ткани Организм Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Ткани Мышечная Нервная Эпителиальная Соединительная Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Системы органов Выделительная Опорно-двигательная Эндокринная Дыхательная Пищеварительная Половая Сенсорные Нервная Кровеносная Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Железы человеческого организма ВНЕШНЕЙ СЕКРЕЦИИ СМЕШАННОЙ СЕКРЕЦИИ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ Имеют выводящие протоки, через которые выделяются их секреты, но отдельные участки таких желез не связаны с протоками и выделяют гормоны непосредственно в кровь(половые, поджелудочная) Не имеют выводящих протоков и продукты их деятельности- гормоны – выделяются сразу в кровь( гипофиз, надпочечники) Выделяют свой секрет наружу или в полости тела(потовые, сальные) Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Эндокринная система Эндокринная система- совокупность органов и отдельных клеток, которые секретируют в кровь и лимфу гормоны. Эндокринная система регулирует и координирует важные функции организма человека: репродукцию, обмен веществ, рост, процессы адаптации.Гормоны- это соединения, образованные специальными клетками, а также железами внутренней секреции (эндокринными железами) и регулирующие метаболические процессы в отдельных органах и организме в целом. Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна СвойстваФункции Попадая в кровь, действуют далеко от места синтеза В небольших количествах могут значительно влиять на организм Действуют только на живые клетки Специфичность, т.е. каждый гормон выполняет определенную функцию Обеспечивает поддержку гомеостаза Регуляция жизнедеятельности организма Обеспечивает адаптацию организма к изменению условий окружающей среды Обеспечивают рост и развитие Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Дыхание Дыхание – совокупность реакций биологического окисления органических энергосодержащих веществ с выделением энергии, необходимой для поддержания жизнедеятельности организма. Состоит из трех последовательных этапов: внешнего дыхания, транспорта газов кровью, внутреннего дыхания.Газообмен – обмен газами между кровью и атмосферным воздухом. Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Дыхательные пути Верхние Нижние Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Дыхательная система Легкие Дыхательные (воздухоносные) пути Носовая полость Носоглотка Глотка Гортань Трахея Бронхи Значение дыхания Газообмен между организмами и внешней средой (поступление О2 в клетки организма, а также выделение СО2 из организма) Терморегуляция: легкие тратят тепловую энергию (согревая выдыхаемый воздух, при испарении воды из легких) Участвует в образовании звуков, общений людей (голосовой аппарат- гортань) В носовой полости находится орган обоняния человека Функции выделения: через органы дыхания из организма выводятся углекислый газ , вода, аммиак, пыль, микроорганизмы Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Этап Процессы Внешнее дыхание 1.Вентиляция легких- наполнение легких атмосферным воздухом и вывод атмосферного воздуха наружу, но уже в другом составе.2.Обмен газами между альвеолами легких и омывающей их кровью: кислород переходит из альвеолярного воздуха в кровь, а углекислый газ – из крови в альвеолярный воздух.3.Перенос газов кровью: кислорода из легких ко всем тканям тела, а углекислого газа- в обратном направлении.4.Обмен газами между кровью и тканями тела: он происходит в тканевых капиллярах и заключается в переходе кислорода из крови в ткани, а углекислого газа – из тканей в кровь. Клеточное дыхание 5.Клеточное дыхание (на клеточном уровне) – внутреннее дыхание – это основное звено дыхательного процесса. Оно заключается в окислении ряда веществ, в результате чего высвобождается энергия. Этапы дыхания Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Жизненная емкость легких(ЖЕЛ) Жизненная емкость легких – максимальное количество воздуха, который вдыхается после максимально глубокого вдоха.ЖЕЛ –один из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания.Дыхательный объем воздуха – количество воздуха, поступающего в легкие при вдохе в спокойном состоянии.Резервный объем вдоха – количество воздуха, которое человек способен дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха.Резервный объем выдоха – количество воздуха, который дополнительно выдыхается после спокойного выдоха. Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Жизненная емкость легких Общая емкость легких(ОЕЛ) Дыхательный объем (300-500 мл) Резервный объем вдоха(1500мл) Резервный объем выдоха(1500 мл) Остаточный объем воздуха (1000-1200 мл) Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Пищеварение Пищеварение – это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале, ее ферментативное расщепление на более простые питательные вещества, которые способны всасываться в кровь.Пищеварительная система –система органов у многоклеточных животных, предназначенная для переработки и получения из пищи питательных веществ, всасывания их в кровь и выделения из организма непереваренных остатков. Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Функции пищеварительной системы Моторная: измельчение пищи, ее продвижение по пищеварительному каналу Всасывающая: всасывание белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды Выделительная: выведение из организма некоторых продуктов Секреторная: образование ферментов, пищеварительных соков, слюны и желчи Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Ферменты – биологические катализаторы белковой природы, которые синтезируются в клетках живых организмов, ускоряют и координируют химические реакции. Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Основные свойства ферментов Небольшое количество фермента может расщепить большую массу органического вещества. Ферменты действуют только в определенной химической среде- одни в щелочной, другие - в кислой Оптимальная температура для работы всех ферментов-36-37°С.Если эти условия меняются, ферменты снижают свою активность. Специфичность действия- каждый фермент расщепляет питательные вещества определенной группы (белки, жиры или углеводы) Все пищеварительные ферменты являются гидролизами. Гидролиз- расщепление веществ путем присоединения молекул воды. Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна Группа Примеры ферментов Действие Протеазы Пепсин, желатиназа, химозин желудка, трипсин и химотрипсин поджелудочной железы, энтерокиназа желез кишечника Осуществляют расщепление белков через ряд последовательных стадий Липазы Фосфолипазы разной специфичности, сфингомелиназа, холестеролестераза в составе панкреатического сока Гидролизируют жиры с образованием глицерина и жирных кислот Амилазы Птиалин слюны, амилаза, мальтаза и лактаза поджелудочной железы Расщепляют полисахариды до олиго-и моносахаридов Нуклеазы Рибонуклеазы, дезоксирибонуклеазы поджелудочной железы Расщепляют нуклеиновые кислоты до нуклеотидов Классификация пищеварительных ферментов Учитель биологии Деулина Ирина Юрьевна