Урок по познанию мира в 4 классе по теме: «Новая форма организации сельского хозяйства: крестьянское и фермерское хозяйство»


Урок по познанию мира в 4 классе по теме: «Новая форма организации сельского хозяйства: крестьянское и фермерское хозяйство»
Цель: знать, какие существуют новые формы организации сельского хозяйства (крестьянское или фермерское).
Задачи: учащиеся должны иметь представление о том, что такое фермерское хозяйство, о его организации и работе;
обеспечить ситуацию, способствующую развитию умения анализировать, критически мыслить;
обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету.
Критерии успешности:
знать, что такое крестьянское или фермерское хозяйство, как организуется работа в фермерском хозяйстве;
уметь рассказывать о пользе крестьянских хозяйств, о помощи фермерским хозяйствам со стороны государства;
применять свои знания на практике (при составлении рассказа о том, какое хозяйство можно организовать в нашей области).
Оборудование: карточки для деления на группы, карточки с заданиями, дополнительный текстовый материал, картинки о сельскохозяйственном труде, и т.д., ватманы, учебник, презентация. 2минуты. 1.Психологический настрой, создание коллаборативной среды.
 «Ветер дует на...»
Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку.
«Ветер дует на того, у кого... есть сестра»,
«кто любит животных»,
«у кого много друзей»,
«кто любит мороженое»,
«у кого белая рубашка» и т.д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
Деление на группы. (Собрать картинку по частям, склеить, сесть за один стол).  Картинки: пшеница – 1 группа, домашние птицы – 2 группа, овощи – 3 группа, домашние животные - 4 группа. 5 минут. 2.Актуализация знаний.
- Ребята, о чем мы говорили на протяжении нескольких уроков познания мира? (О родном городе, ауле, селе, о производстве в родном городе).
- Как вы понимаете слова: «Земля – наша кормилица»?
- Почему так говорят?
- Вы согласны с этим высказыванием? Почему?
3. Постановка темы, целей урока.
- Посмотрите на картинки, которые вы получили в начале урока, на слайды (картинки телята, курицы, птицеферма, молочный завод, и др. о сельскохозяйственном труде)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Правильно, тема нашего урока - Новая форма организации сельского хозяйства: крестьянское и фермерское хозяйство.
- Кто из вас знает, что такое фермерское хозяйство? Кто такой фермер?
- Как вы думаете, чему мы должны научиться по этой теме?
10 минут. 4. Формирование новых знаний и умений.
Работа в парах.
1задание. В парах прочитать текст учебника (или ресурс учителя).
(Учебник «Познание мира для 4 класса», К. Жунусова, А. Бирмагамбетов, К. Аймагамбетова, И. Нугуманов, К. Жукешев, Алматы, «Атамүра», 2011№1 и 2 – на с. 130-131 «Крестьянское хозяйство»,
№3 и 4 – на с.133-134 «Новые формы организации сельского хозяйства»).Провести его обсуждение сначала в парах, затем в группе познакомить других учеников со своим материалом.
Размышление на полпути?
- Кто такие фермеры? Что такое фермерское хозяйство?
- Чем занимается фермер?
- Кто может быть членом фермерского (крестьянского) хозяйства?
- Какую пользу приносит крестьянское хозяйство государству?
- Как государство заботится о фермерских хозяйствах?
1 минута. Физминутка «Цып-цып-цып, мои цыплятки…»

20 минут. 2 задание. Обсудить задание в группе, создать постер (можно использовать картинки, пословицы, поговорки, стихи)
пшеница – 1 группа
Рассказать, какой большой путь проходит хлеб, прежде, чем попадает к нам на стол.
Пройти этот путь вместе с фермером, который сам выращивает зерновые культуры.
домашние птицы – 2 группа
Представьте, что вы стали взрослыми, занимаетесь выращиванием домашних птиц.
Какую продукцию и как вы будете получать? Куда ее реализовывать?
овощи – 3 группа
Представьте, что вы стали взрослыми, занимаетесь выращиванием овощей.
Какую продукцию и как вы будете получать? Куда ее реализовывать?
домашние животные - 4 группа
Представьте, что вы стали взрослыми, занимаетесь выращиванием домашних животных.
Какую продукцию и как вы будете получать? Куда ее реализовывать?
5.Защита постеров. Взаимооценивание работы групп. Учитель находит положительные стороны в каждой презентации, отмечает их, все аплодируют.
3 – 5 минут. 6. Итог урока.
- Итак, как вы считаете, узнали ли мы, что такое фермерское хозяйство? Что это?
- Для чего нужны крестьянские хозяйства?
- Какую помощь могут получить фермеры от государства?
- Как вы думаете, какие фермерские хозяйства можно организовать в нашей области?
7. Рефлексия. Оценивание.
- Прошу вас подумать и прикрепить свои стикеры на «мишень»: * если вы все поняли и сможете объяснить другим, тему урока  - в центре мишени:
* если не очень хорошо понял – в середину мишени;
* если не уверен, что понял – на краю мшени.
(дети прикрепляют стикеры на рефлексивную « мишень» - в центр, в середину или на край мишени).
- Мне понравилось то, как вы сегодня работали, и поэтому все получат подарок (наклейку или рисунок).
8. Дома: прочитать текст на с. 130 – 131, 133 – 134.
По желанию – найти дополнительный материал о том, какие фермерские хозяйства есть в СКО, чем они занимаются, какую продукцию производят.