Лекционный материал. Для студентов СПО специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий Прогнозирование моды


Лекция 4. Прогнозирование моды.
Прогнозирование моды (предвидение) можно осуществлять как путём экспериментальных оценок, т.е. путём опроса различных групп людей о том, что им нравится или хотелось бы приобрести, так и при сопоставлении многих факторов модного объекта, с помощью которых можно определить дальнейшее развитие моды.
Если проследить изменение моды, то можно заметить, что существуют периоды повторяемости некоторых элементов, на которые можно опираться при прогнозировании путей развития костюма.
Если повторения происходят регулярно, то они подводят нас к выявлению закономерности. Поэтому для прогнозирования модной формы важно выявить повторение какого-либо образа, формы или элемента костюма, позволяющее сделать предположение о дальнейшем его развитии.
Каждая модная форма имеет свой жизненный цикл: зарождаясь, развиваясь и завершаясь. Следовательно, один модный период (3-5 лет) сменяется другим с завершением развития каждой модной формы.
Поведение (организацию) любой модной формы можно проследить через построение схемы её развития. На рисунке 25 представлена структура формы костюма (прямоугольник) и её изменение на протяжении одного модного периода (1983-1987г.г.).
Однако не стоит думать, что прогнозируя новую форму можно предугадать буквально конкретную модель будущего костюма. Можно определить лишь наиболее вероятное изменение этой формы и её элементов.
Любопытно рассмотреть особенности поведения одной и той же модной формы, когда она вновь появляется в моде спустя многие годы. На рисунке 20 и 21 представлены два костюма, один из которых (рис. 20) создан более чем на 100 лет раньше другого (рис. 21). У обеих моделей прямая форма, высокая линия талии, одинаковая степень прилегания к фигуре; плечи и грудь остаются обнажёнными. При этом, образная трактовка костюмов различна, что обусловлено различными идеалами женской красоты в условиях разных социальных эпох.
Таким образом, видим, что аналогии существуют. Но нужно иметь ввиду поведение каждого элемента в его развитии (например рис. 20 и 21 изменение декоративного оформления рукава модели). Всё это анализируется и закладывается в новую форму, которая прогнозируется и будет актуальна в очередной модный период.
На рис. 24 показана геометрическая структура костюма трёх основных форм: прямоугольник, овал, трапеция и изменение каждой формы во времени. Чтобы проанализировать развитие формы во времени, можно сопоставить формы исторических костюмов на протяжении длительного временного периода. В результате выявляются: особенности геометрического своеобразия формы, степень напряжённости её элементов (увеличения количества деталей и отделок на костюме), пластического изгиба фигуры и других признаков костюмной формы. Изучив особенности развития которой можно спрогнозировать её новый облик.
Степень аналогии может быть разной. Например, через сорок лет уже может возникнуть совпадение в ряде элементов формы костюма, а через шесть лет повторится только цвет. При этом точного повтора образа в истории не существует.
Если сравнить между собой форму костюма прошедших исторических эпох, можно увидеть, что чередование рассматриваемых форм отражено в смене стилей костюма Древнего Египта, Древней Греции(прямоугольник), Средневековья(треугольник, трапеция), Эпохи Возрождения(квадрат), стилей барокко, рококо(овал) и 20-ого века(прямоугольник).
Развитие формы костюма, к примеру в 20-ом веке базировалось на трёх основных формах: прямоугольной, овальной и трапециевидной. На рис. 24 стр. 49 /Т.В. Козлова/ показаны основные геометрические формы костюма и их изменение во времени. Каждый период моды имеет определённый набор этих форм. Эти формы от периода к периоду меняют свои очертания и пропорции. (Пример. Рис.26. Изменение прямоугольной формы костюма в каждый модный период.
Согласно модным тенденциям каждые три, пять лет происходит изменение модных форм. Частым сменам подвержены только внешние признаки костюма: фактура, цвет ткани декор, мелкие детали и элементы формы (размер и форма карманов, клапанов, а также паты, пояса и т.д.), которые принято называть мобильными элементами формы. Структурные или стабильные элементы (общая геометрическая форма изделия, пропорциональные соотношения её частей) более устойчивы во времени. Они не подвержены столь частым и острым сменам моды.
Однако мобильные элементы играют весьма существенную роль в изменении формы костюма, они развиваясь в конечном итоге приводят к изменению и разрушению самой формы. (Сначала форма имеет чистые линии. Они подчёркиваются конструкцией. /Такая форма обычно имеет минимум деталей/. Затем форма начинает развиваться, заполняясь деталями, элементами, декоративными отделками, орнаментом. Усложняется линия кроя или структура рисунка и т.д., что приводит к разрушению исходной формы и её смене).В каждый период моды, как правило развиваются две формы, сосуществуя, борясь и перекрещиваясь; но при этом одна из них доминирует, подчиняя себе все остальные. Каждая из этих форм одежды имеет свои периоды изменения ширины и длины. Ни одна из них полностью в любой период не исчезает, а лишь находится в моде в ограниченных пределах; она как бы зреет в недрах и на определённом этапе появляется обновлённой.