Лекционный материал для студентов СПО специальности: 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий


Лекция 7. Теоретические основы композиционного построения костюма.
Процесс создания костюма имеет определенные закономерности и свою последовательность. Идеи, образы, которые рождаются у художника на эмоциональном уровне, он воплощает в эскизах на бумаге, в макетном материале, а далее - в изделии.
Продумывая будущую модель, художник на подготовительном этане своего творчества должен решить следующие вопросы:
Для кого создается модель одежды;
Каково ее назначение;
Какая форма наиболее точно будет отвечать назначению одежды;
Каково цветовое и фактурное решение следует принять для осуществления художественного замысла;
Какие материалы следует использовать для выполнения композиции;
Каков будет технологический процесс изготовления одежды.
В своей работе художник-модельер использует определенные законы и правила композиции, знание которых позволяет специалисту профессионально подходить к вопросу проектирования одежды.
Понятие композиции.
Итак, предмет «Моделирование одежды» включает в себя Основы композиции костюма. Что это такое?
Для того, чтобы выпускаемая промышленностью одежда была красивой, она должна быть спроектирована профессионально. А для этого необходимо знать законы и правила композиции костюма - чтобы изделие было эстетично, удобно в носке и соответствовало внешнему облику человека.
Композиция - присуща всему, с чем человек сталкивается в своей жизни, при рассмотрении любого объекта с позиции красоты, гармонии, целостности, будь то предмет одушевленный или неодушевленный, созданный природой или руками человека,
Композиция (от лат.) означает сочинение, соединение, связь. В предметном мире композиция является понятием организующим, имеющим силу соединять части, составлять из них единое целое.
Композиция свойственна всем видам искусства. Можно говорить о композиции города, архитектурного сооружения, художественного произведения или стихотворения.
Композиция предмета всегда обуславливается его назначением и местом в предметной среде. Общее художественное решение зависит от многих факторов, имеет ли вещь больше функциональное или декоративное решение, будут ли ей пользоваться ежедневно или в особых случаях.
В то же время, композиция - довольно строгая наука, и без знания ее законов и правил не может быть подлинного творчества (т.е. невозможно грамотно решать профессиональные задачи).
ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА
Для решения творческих задач в процессе художественного проектирования одежды, модельер, зная законы и правила композиции костюма использует в своей творческой деятельности элементы и выразительные средства композиции.
К элементам композиции костюма относят: форму, силуэт, линии, пропорции, масштабность в одежде.
Выразительные средства композиции включают:
статику, динамику;
симметрию, асимметрию;
контраст, нюанс, тождество;
ритмический и метрический повтор.Рассмотрим элементы композиции костюма.
1. ФОРМА И ЕЁ СВОЙСТВА
Всякий предмет обладает формой. Форма является основной объемно-пространственной характеристикой любого объекта. Вопрос создания формы составляет сущность моделирования и является главным вопросом в решении композиции модели. Форма обладает рядом физических свойств, вызывающих у зрителя те или иные ощущения. Рассмотрим важнейшие из них, помогающие созданию художественной выразительности.
Величина формы- это соотношение размеров форма с размерами других форм при сопоставлении. Важнейшим здесь является то обстоятельство, что из двух одинаковых по величине форм та будет казаться крупнее, которая расчленена на меньшее количество частей. Это свойство формы учитывается при проектировании одежды для полных: чтобы визуально уменьшить фигуру, необходимо расчленить форму костюма на множество мелких частей.
Геометрический вид формы - различают линейную, плоскостную, объемную формы; по характеру поверхности форма может быть плоской, выпуклой, вогнутой, выпукло-вогнутой, ступенчатой и тд. Массивность- это плотность заполнения формы. Наиболее массивными кажутся формы, у которых все три измерения близки по своим размерам (куб, шар)
Фактура- характер строения поверхности формы, которая может варьироваться от абсолютно гладкой до рельефной. Различают активную фактуру, имеющую достаточно крупные структурные элементы поверхности, и пассивную - гладкую или с мелкими едва различимыми элементами. Активная фактура (фактура насыщенная объёмными дополнениями: ворсом, узелками, букле, кистями, перьями, объёмными переплетениями) зрительно увеличивает массивность предмета, делает его более «весомым». В то время, как гладкая поверхность придаёт изделию лёгкость, пластичность, зрительно уменьшает объём. Существует два понятия фактуры:
Фактура – с точки зрения технологии – характер переплетений, вид ворса и т.д.;
Фактура – с точки зрения композиции и графики – графическая фактура – это плотность и насыщенность рисунка.
Цвет- самая эмоционально выразительная характеристика формы, активно помогающая формированию образа и влияющая на восприятие других свойств формы.
2. СИЛУЭТ
Если спроецировать объемную форму на плоскость, получим силуэт - плоскостное восприятие формы. Силуэт является исчерпывающей характеристикой формы предмета. Рассматривая любой объект, сравнивают его фронтальный (вид спереди) и профильный (вид сбоку) силуэты. За всё время существования одежды было создано множество вариантов силуэтов, которые при всем этом можно свести к нескольким основным.
Основные виды силуэтов в одежде.
Прямой силуэт - один из самых популярных силуэтов, по геометрическому виду близок к прямоугольнику. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях фигуры. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, четко выраженный контур, а может иметь мягкую, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материалов, из которых изготовлен костюм.
Трапециевидный силуэт - характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой верхнее основание - это линия плеча, а нижнее - линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с небольшим расклешением к низу визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным и невысокого роста. Такой вариант трапециевидного силуэта называют еще силуэтом «А».
Полуприлегающий силуэт - характеризуется умеренными пропорциями, приближенными к естественным пропорциям фигуры человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Линия талии здесь четко выражена и располагается на естественном месте. Композиция полуприлегающего костюма не предполагает использования контраста в – соотношении размеров и масс ее отдельных частей и элементов строится по принципу нюанса. Такая силуэтная форма может быть рекомендована людям с различными фигурами и типами сложения. Особенно характерен полуприлегающий силуэт для верхней одежды.
Прилегающий силуэт - прекрасно подходит для стройных людей, подчеркивая достоинства их фигуры. Под понятием прилегающий силуэт подразумеваются две формы, которые принято называть силуэтом «X» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкой талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются. Силуэт «Х» напоминает две трапеции (лиф и юбка), соединенные между собой малыми основаниями по линии талии. Одежда силуэта «X» хорошо подходит высоким стройным женщинам. Изделия с силуэтом «песочные часы» имеют маленький облегающий лиф и узкую не расклешенную юбку. Этот силуэт не столь активен, как «X» силуэт, и больше всего подходит стройным женщинам невысокого роста, подчеркивая их миниатюрность и превращая ее в достоинство.
Гораздо реже, чем описанные выше силуэтные формы встречается «овал». По сути дела он представляет собой модификацию прямого силуэта, но в отличии от последнего имеет округлую форму плеча и зауженную линию низа изделия. Таким образом, самая широкая часть одежды овального силуэта - это область талии и бедер.
Скругление плечевой линии может быть достигнуто различными способами-благодаря конструкции изделия (например, покрой реглан или полуреглан), использованием деталей определенной формы (например крупный, высокий воротник или широкий воротник - стойка) В одежде такого силуэта плечевые накладки либо вовсе не применяются, либо последние имеют круглую форму.
Сужение к низу можно получить за счет конструктивных деталей, например вытачек или притачного пояса, или же стянув низ изделия шнуром или резинкой. Одежда силуэта «овал» не рекомендуется для женщин невысокого роста, так как визуально она «приземляет» фигуру.
3. ЛИНИИ В КОСТЮМЕ
Костюм, как и любой другой предмет, имеет множество различных линий, совокупность которых дает нам исчерпывающую информацию о форме и частях костюма.
По своему назначению линии костюмной формы подразделяются на:
силуэтные линии - описывающие контур предмета, его абрис; они дают обобщенное представление о форме, не конкретизируя частности внутри самой формы;
конструктивные линии - располагающиеся внутри силуэта и показывающие конструкцию этой формы, т.е. каким образом отдельные элементы и части формы составлены в целое; в костюме такими линиями являются все швы, линии соединения рукава с лифом, лифа с юбкой, а также вытачки, складки и др.;
декоративные линии - это линии рисунка декоративных отделок, а также орнаменты ткани; если они совпадают с конструктивными линиями, то ихназывают конструктивно - декоративными; в народной одежде орнаменты,отделочные материалы (ленты, кружева, тесьма) и другие декоративные элементы часто располагают вдоль линий конструкции изделия, создаваяконструктивно - декоративные линии.
Значение различных линий в костюме очень велико, однако далеко не однозначно. К самым важным линиям, можно отнести силуэтные, так как именно они определяют общий характер костюмной формы, её пластическую организацию. Эти линии невозможно скрыть и замаскировать. Вторыми по значению линиями являются конструктивные. Их можно свести в костюме до минимума, но совсем без них обойтись нельзя, так как это линии соединения отдельных частей формы в целое изделие. Однако, если предполагает модель, конструктивные линии можно сделать незаметными, особенно когда изделие изготавливается из ткани с активным рисунком. Линии, без которых одежда вполне может обойтись,- декоративные. В функциональном отношении они не имеют значения, однако придают модели нарядность и выразительное образное звучание. В строгой классической одежде или в одежде, в которой преобладает утилитарная функция, декоративные линии практически исключаются.
Характер линий в костюме зависит от пластических свойств материалов составляющих костюм. Существуют материалы плотные, жесткие, хорошо удерживающие приданную им форму. В таком случае форма одежды описывается прямыми или ломаными линиями. К таким материалам относят плотные шерстяные и синтетические ткани, толстая кожа, пленочные материалы и др. Другие материалы, обладающие мягкой пластикой - они создают неустойчивые, «текучие» формы. Здесь преобладают волнистые и кривые линии. К материалам с такими свойствами можно отнести натуральный шелк, тонкую хлопчатобумажную и шерстяную ткань, а также мягкую тонкую кожу или замшу.
Линии с различным пластическим характером создают разнообразное образно- эмоциональное звучание изделия. Платье, изготовленное из легкого шелка, имеет округлую, мягкую форму, описанную плавными линиями, что создает ощущение нежности, романтичности. Костюм, выполненный из плотного формообразующего материала, имеет жесткую, угловатую форму. Такой костюм утверждает образ энергичного, уверенного в себе человека, возможно несколько суховатого и категоричного.
По направлению линии бывают горизонтальные, вертикальные и наклонные, или диагональные. Все они также сообщают композиции костюма различное образно эмоциональное звучание.
Горизонтальные линии ассоциируются с горизонтом и придают композиции костюма определенную статичность, устойчивость. Зрительно они делают форму более широкой, поэтому такие линии нежелательны в одежде для невысоких людей с полной фигурой. Если в модели не удается избежать горизонтальных конструктивных линий, то их не следует акцентировать.
Вертикальные линии, наоборот, сообщают форме стройность и создают ощущение вытянутости вверх. Их применение в костюме способно улучшить внешность полных людей, сделать их фигуру более привлекательной. Однако такими линиями нельзя злоупотреблять при проектировании одежды для фигур высоких и худощавых.
Наклонные, или диагональные линии являются самыми активными и напряженными. Они создают ощущение движения и делают композицию более выразительной. Декоративные и конструктивное наклонные линии привлекают внимание зрителя к самой одежде, и восприятие фигуры становится второстепенным. Этим можно пользоваться, чтобы скрыть недостатки телосложения человека.
4. ПРОПОРЦИИ
Пропорции – означают соразмерность элементов формы и в создании костюма являются важным фактором, определяющим его гармоничность и целостность. Пропорции делятся на две группы: простые (основанные на рациональных числах) и сложные (основанные на иррациональных числах и производных геометрических построений).
1.1 Простые пропорциональные отношения.
Выражаются дробным числом, где числитель и знаменатель - целые числа от 1 до 8. Стр. 42 рис. 16 – схемы простых пропорций в одежде. Среди них встречаются подобные пропорции (тождество 1: 1), нюансные (соотношение 2:3), контрастные (соотношения 1:4, 1:5) рис.17.
Модели, основанные на подобных пропорциях часто используют при создании делового костюма (т.к. статичность формы костюма заставляет собеседника проникнуться доверием к его обладателю).
Контрастные пропорции более экстравагантны и заметны, активно привлекают внимание окружающих. Их целесообразнее использовать для проектирования вечерних костюмов и в одежде для неформальной обстановки.
1.2. Сложные пропорциональные отношения.
Начиная с древности, в поисках наиболее гармоничных форм, были найдены сложные пропорции, основанные на иррациональных числах, которые выводились с помощью математических решений и геометрических построений (треугольники Пифагора, прямоугольники Фибоначчи, динамические треугольники, принцип «золотого сечения» и т.д.).
Из истории самой известной и востребованной гармоничной пропорцией является принцип «золотого сечения» - излюбленная пропорция художников и архитекторов Античности, которую в эпоху Возрождения называли «божественной пропорцией», (Первым ввёл этот термин Леонардо Да Винчи – великий художник, архитектор, изобретатель и музыкант эпохи Возрождения. Он говорил: «Только там, где есть продуманность пропорций – есть целостность форм!»).
Пропорция считается «золотым сечением» тогда, когда меньшая часть относится к большей так, как большая – к целому. При делении отрезка согласно «золотому сечению» сторона АВ будет так относиться к стороне ВС, как АС относится к АВ (АВ/ВС = АС/АВ).
I-----------------------------------------I-----------------------I
A 0.618 B 0.382 C
На основе пропорции «золотое сечение» был построен математический ряд чисел Фибоначчи (Итальянский математик), замечательный тем, что каждое последующее число ряда, оказывается равным сумме двух предыдущих : 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д. Он обладает таким свойством, что отношения м/д соседними членами по мере возрастания чисел ряда всё более приближаются к 0,618 т.е. к отношению «золотого сечения» (пропорции в костюме : 1:2, 2:3, 3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д. (Рис.48).
В отношении «золотого сечения» находятся элементы, геометрических фигур. Эти пропорции были обнаружены в объектах живой природы: в строении раковин, деревьев, в расположении семян подсолнуха, в строении тела человека. Его наблюдают в устройстве вселенной, в расположении планет. Согласно принципу «золотого сечения» голова человека составляет 1/8 длинны тела, а линия талии делит его как 5/8.
Пропорции в костюме – это соотношение частей его формы между собой. Они подразумевают членение по горизонтали. Использование принципа «золотого сечения» вызывает у зрителя наиболее гармоничное восприятие и рекомендуется для делового стиля (в женском костюме по принципу «золотого сечения» «золотого сечения» выбирается наиболее подходящая длинна юбки и рассчитывается длина пиджака). В мужской одежде в качестве основы для расчёта берётся длина брюк.
Пропорциональные соотношения в костюме. (ВАРИАНТ 2)
Важнейшим композиционным средством, помогающим достижению гармоничной организации проектируемой формы изделия, является пропорция.
Слово «пропорция» ввел в употребление древнеримский оратор Цицерон ещё в 1 веке до н.э., переведя таким образом на латынь платоновский термин «аналогия», который буквально означал «соотношение».
В работе над композицией пропорционирование является главным регулирующим средством, определяющим то гармоничное соотношение, которое должно существовать между целым и его частями, а так же между частями по отношению к друг другу. Иными словами, пропорция- это связь, соединяющая внутри целого его составные части и обеспечивающая движение от одного размера к другому.
Пропорции бывают арифметические, или как их еще называют, рациональные, и геометрические, или иррациональные. Арифметические пропорции представляю собой соотношение .целых чисел. Рациональные отношения содержат в себе модуль, который укладывается целое число раз в каждой величине, составляющей форму. Арифметические рациональные пропорции применяются в композиции, когда нужно ясно выразить подчиненность частей целому.
К геометрическим или иррациональным пропорциям относят такие соотношения, которые основаны на геометрической закономерности их построения. Например соотношение сторон квадрата к его диагонали или отношение половины основания равнобедренного треугольника к его высоте.
Издавна в пропорции усматривалась объективная основа красоты. Многие Л I выдающиеся художники, архитекторы, философы, математики стремились v открыть законы пропорционирования, которые лежат в основе гармонии^ ~ В искусстве Древнего Египта применялась сетка квадратов, на основе которой создавались архитектурные и скульптурные произведения. Каждый такой квадрат представлял собой модуль.
В период античности сформировались новые системы. Квадрат остался основой пропорционирования, но на ряду с модульной системой древние греки активно использовали так называемое «золотое сечение». Художники Древней Греции открыли эту систему пропорций, а сам термин ввел Леонардо да Винчи, великий художник, архитектор, изобретатель и музыкант эпохи Возрождения.
«Золотое сечение» является иррациональным соотношением. Суть этой пропорции состоит в том, что сумма двух величин относится к большей величине так же, как большая величина относится к меньшей. Соотношение этих частей можно определить примерно как 0,618:0,382. Приблизительно в целых числах «золотое сечение» выражается как 5:3, 8:5, 13:8, 21:13 и т.д., давая все более точное выражение по мере возрастания чисел.
Принцип «золотого сечения» можно наблюдать и в искусстве и в природе. Эта пропорция лежит в основе строения человеческого тела, изучению которого нужно уделить особое вниманиеб, так как одежда в своем композиционном решении всегда зависит от фигуры человека.. Однако во все времена человеческое тело являлось объектом модной стилизации, т.е. намеренного искажения естественных пропорций с целью приближения его к эстетическому идеалу данной эпохи.
Наиболее отчетливо обнаруживаются изменения идеала женской красоты-например, от пышных форм 17 века изображенных Рубенсом, до стройных узкобедрых, высоких фигур, предпочитаемых в наше время. Самым доступным средством стилизации тела человека является одежда.
Поскольку форма одежды определяется человеческой фигурой и представлениями современников о красоте ее пропорций, при проектировании модного костюма не приходится раздумывать о размещении основных костюмных масс, как, например, в технике или архитектуре, ведь
тело само представляет собой упорядоченную систему с определенным расположением ее частей относительно вертикальной оси.
Однако это не исключает поиска новых вариантов гармоничных пропорций в каждом создаваемом костюме. Работа начинается с определения силуэта. В зависимости от творческой идеи и пластических свойств материалов модельер выдирает мягкую или жесткую форму и расчленяет ее на крупные части- лиф и юбку (или брюки). Соотношение величин этих частей, а так же длины изделия к его ширине являются основой пропорционального построения всего костюма.
ем более мелкие части формы- воротник, рукава,- сопоставляются с общей массой силуэта. Дальнейшее пропорционирование идет по пути организации формы посредством вертикальных, горизонтальных и диагональных линий, определяющих ее детальное членение. Правильный выбор пропорциональных отношений различных элементов имеет важное значение для восприятия самого костюма и фигуры человека, в этот костюм одетого. Соразмерность и удачная организация частей и элементов костюма помогают придать фигуре человека привлекательность и нивелировать некоторые недостатки внешности.
Пропорционирование в художественно- проектном творчестве используется как способ для поиска модификации исходной формы одежды. Изменяя пропорциональные соотношения отдельных величин формы и ее фрагментов, можно добиваться совсем нового ее образного звучания. Модификации формы костюма ведет к дальнейшему ее развитию, переходу к другой форме с другими акцентами. Таким образом, пропорционирование превращается в активно действующее средство формообразования. А этот процесс и составляет суть такого явления, как мода.
5. МАСШТАБНОСТЬ
Непосредственно с поиском пропорций проектируемого костюма связано такое композиционное средство, как масштабность. Под масштабностью подразумевается соотнесенность размеров, массы предмета и его деталей с размерами человеческого тела.
Древнегреческий философ Протагор назвал человека мерой всех вещей. Человеку свойственно размеры какого-либо объекта определять относительно своего роста. В первую очередь это относится к предметному миру, произведенному самим человеком.
Материальная среда, создаваемая людьми в процессе их жизнедеятельности, будь то здание, предметы быта или одежда, должна быть масштабна, т.е. соразмерна человеку, а значит, удобна в практическом использовании.
Так, например, при проектировании мебели, определении размеров ее общей формы и деталей должны учитывать не только эстетические параметры, но и эргономические (высота и глубина сидения, форма спинки,
уровень расположения ручек для открывания дверок шкафов и т.д.), обеспечивающие удобство их эксплуатации.
Масштабность в одежде^проявляется не так, как в архитектуре технике. Человек находится внутри одежды и передвигается вместе с ней. Если речь идет о бытовой одежде, а не о театральной или-сценической, то все средства композиции должны быть направлены на то, чтобы общая масса ее, № членения, и детали соответствовали фигуре человека, обеспечивая удобство пользования ею^в утилитарном, и в эстетическом смысле.
Соблюдение масштабности в композиции костюма обязательно еще и потому, что отсутствие ее приводит к гротеску, комичности внешнего облика человека. Этот прием, т.е. нарушение масштабности, с успехом используется в цирковом и театральном искусстве, а также в карикатуре. Но если его применять в бытовом костюме, то исчезает главная задача последнего-обеспечение человеку физического и психологического комфорта.
Правильно найденное в процессе художественного проектирования соответствие массы костюма размерам человеческой фигуры может не только подчеркнуть достоинства этой фигуры, но и нивелировать недостатки.
Очевидно, что достижение масштабности изделия самым прямым образом связано с пропорционированием. При поиске пропорций в костюме всегда возникает вопрос, соответствует ли данная деталь росту человека, общему силуэту одежды, площади или расположению того или иного членения формы. Сама площадь сечения, в свою очередь, соотносится с площадью формы в целом.
При проектировании изделия нужно помнить, что детали его должны выражать структуру костюма, выявлять его форму, поэтому они должны находиться в прямой зависимости от конструктивной основы.
Можно варьировать в одежде форму и размер таких важных деталей, как воротник, карманы, манжеты, придавая таким образом всему костюму каждый раз новое образное звучание. Можно предложить модельный ряд развития формы с большей или меньшей напряженностью в пропорциях форм костюмов (создание коллекций перспективной моды). Но если переступить некий предел величины, делая детали либо слишком большими, либо слишком маленькими, это отрицательно скажется на общем восприятии композиции костюма и на комфортности изделия.
На рисунке изображен костюм, у которого слишком большие карманы расположены очень низко, без учета эргономических требований. Такое нарушение масштабности не только ухудшает внешний вид изделия, но и делает неудобным пользование им.
Верно найденная масштабность формы костюма, ее членений относительно величины фигуры человека делает ее изящной, стройной, легкой. Неугаданная масштабность часто приводит к тому, что одежда, ее форма и детали утяжеляют фигуру, делают ее излишне массивной.
Если одежда изготавливается из материалов гладкокрашеных, без рисунка, то главное внимание при определении масштабности уделяется пропорциям формы и ее деталей и элементов. При проектировании изделия из ткани с активным крупным рисунком очень важно учитывать размер рисунка, его раппорт и цвет.
Рисунок ткани может визуально укрупнить фигуру человеками уменьшить ее, облегчить или сделать более монументальной. От того, как рисунок членит плоскость костюмной формы, разрушает ее или объединяет, в значительной степени зависит эстетическое восприятие изделия.
Каким бы модным не был рисунок ткани по величине изобразительного мотива, характеру раппорта, цветовому решению, его необходимо использовать в костюмной композиции так, чтобы он соответствовал размерам человеческой фигуры, ее пластике. Ведь прежде всего костюм должен способствовать достижению изящества человека.
Представления о масштабности и ее выразительности могут претерпевать изменения во времени в зависимости от эстетических представлений того или иного художественного стиля, господствующего в искусстве в целом и в костюме в частности. Однако, к какому бы варианту не пришел модельер при проектировании одежды, костюм не должен подавлять человека ни физически, ни психологически.
Таким образом, выбор правильной масштабности в композиции костюма представляет собой чрезвычайно важную задачу, от решения которой во многом зависит общее восприятие одежды и внешнего облика человека, для которого она предназначена.
Выразительные средства композиции костюма.
Композиция в костюме - это средство приведения всех элементов костюма в единое гармоническое целое. Решение этой задачи осуществляется различными композиционными приемами и средствами. Это:
Контраст, нюансы, тождество;
Симметрия и асимметрия;
Ритм и метр;
Динамика и статика.
1. Контраст, нюансы, тождество
Связь элементов формы в костюме может строиться по 3-м принципам: контраст, нюансы, тождество.
Контрастэто резко выраженные различия между двумя
однородными свойствами (может быть формой, величиной, цветом лифа и юбки). О контрастном отношении элементов говорится при сопоставлении большого и малого, темного и светлого, гладкого и шероховатого и т.д. То есть контраст в отношении костюма может проявляться в силуэте, форме, фактуре, цвете.
Выбор степени контрастности определяется назначение изделия. Недостаточность контраста может не обеспечить композиции необходимой выразительности, чрезмерность же его может зрительно разрушить композиционное единство.
Противоположностью контраста является нюанс мягкое, слабо выраженное различие. Нюансное отношение форм, фактур, цветовых пятен в костюме — самое тонкое и деликатное из композиционных средств. Костюм с нюансным отношением элементов не бросается в глаза. Его эстетические достоинства раскрываются не сразу, а предполагают внимательное рассмотрение. Нюанс часто выступает как главное средство достижения элегантности. В отличие от нюанса контрастная композиция более активна и выразительна. Поэтому костюм, композиция которого основана на контрастных отношениях, всегда необычен, оригинален и преследует цель -выделиться на общем фоне.
Таким образом: выбор контраста или нюанса в решении костюмной композиции определяется назначением костюма и его социально-возрастной принадлежностью. Принцип контраста целесообразно использовать при проектировании одежды для праздничных или торжественных случаев (контраст форм, фактур), а также одежды для занятий спортом и активного отдыха (контраст цвета). В то же время слишком «кричащая» одежда может быть неуместной или вызывающей в деловой обстановке, поэтому повседневный деловой костюм лучше основывать на принципе нюанса.
Одежда с контрастным решением композиции подходит для детей и молодежи, отражая их стремление к оригинальности, индивидуальности, некоторый максимализм. Люди же зрелого и пожилого возраста гораздо комфортнее себя чувствуют в неброской, но элегантной одежде с нюансным отношением его частей и элементов.
2. Симметрия и асимметрия
Композиционная целостность костюма достигается тогда, когда в его композиции все элементы и части формы костюма сбалансированы между собой или уравновешены. В равновесии могут находиться как симметричные формы, так и асимметричные.
Симметрия закономерное расположение равновесных частей относительно друг друга. Существует несколько видов симметрии, которые дают возможность создавать разнообразие симметричных композиций.
Зеркальная симметрия. В ней одна половина композиции представляет собой зеркальное отображение другой. Пример: тело человека.
Центрально-осевая симметрия. Здесь равные части расположены вокруг центральной оси и при повороте - полностью совмещаются. Пример: розетки, вписанные в круг.
Симметрия винта и спирали. Композиция создается путем вращения элемента вокруг оси и одновременного движения вдоль этой оси. Здесь элементы формы могут перемещаться в одной плоскости, постепенно приближаясь к центру.
При проектировании одежды симметрии подвергаются составные части формы костюма, его членения, деталировка. Симметрия может наблюдаться в различных проявлениях: в силуэте, в конструктивной основе (покрое), распределении деталей (карманов, клапанов, погончиков), размещении декоративной отделки или цветовых пятен. Соблюдение полной симметрии обеспечивает форме статичность. Симметрия воспринимается человеком как проявление порядка, закономерности, сообщает некоторую уверенность, даже бодрость. Порядок - освобождает мысль. Ле Кобюзье: «Человеку необходим порядок, без него все его действия теряют логику. Чем совершенен порядок, тем спокойней и уверенней человек. Он делает умозрительные заключения, основываясь на порядке, который диктуется ему потребностью психики».
Порядок продиктован ему потребностями психики. Однако человек по своей психологии устроен двояко: с одной стороны, он стремится к закономерности, порядку, с другой - достигнув этого, он во что бы то ни стало старается его нарушить.
Асимметрия - средство композиции, в котором равенство частей и их расположения заменяется зрительным равновесием непохожих друг на друга элементов (рис. 17).
Асимметричная по своей форме одежда имеет особую остроту и оригинальность. Подобные решения более характерны для молодежной авангардной одежды, а также для вечерних нарядов, в которых приоритет отдается не практичности, а образности и оригинальности. Асимметрия в костюме достигается путем внутренних членений (горизонтальных, вертикальных, диагональных, что может усиливаться использованием различных по цвету, рисунку или фактуре тканей (рис. 18). Композиция может быть решена за счет неодинакового расположения функциональных и декоративных деталей (карманов, клапанов, кокеток, воротников, застежек, складок (рис. 19), за счет использования различных аксессуаров (дополнений к одежде).
Асимметрично завязанный платок или шарф, сумка, надетая через голову все эти детали, благодаря манере их ношения нарушают однообразие симметричных костюмов, показанных на рис. 20, 21, 22, и становятся композиционными акцентами. Бытовая повседневная одежда, у которой ее практическая функция преобладает над эстетической, чаще всего имеет симметричную композицию. Это связано с тем, что асимметричное решение затрудняет проектирование костюма и его функциональное использование.
Симметричная одежда - удобная, но при этом немного скучноватая. Разрешить это противоречие помогает дисимметрия, то есть частичное нарушение симметрии. Любое отклонение в симметричной системе, устранение или добавление хотя бы мелкой детали привлекает внимание, вносит в композицию напряженность.
Дисимметрия используется в том случае, когда симметричные формы производят излишне строгое впечатление. Обычно одежда симметрична по своей форме и конструктивному решению. Элемент асимметрии вносился в костюм в виде косой застежки, не по центру завязанного пояса или платка, за счет использования различных аксессуаров. Дисимметричным акцентом в русской одежде является рисунок декора - вышивки, стежки, аппликации.
Итак, симметрия и асимметрия, как два начала, организующие костюмную форму. Симметрия воспринимается зрителем как проявление покоя, закономерности, неподвижности, тогда как асимметрия означает движение, случайность, свободу.
3. Ритм и метр
Многим явлениям природы свойственно чередование и повторение. Повторяемость движений характерна для всех процессов жизни человека. Закономерное чередование, последовательное изменение элементов называется ритмом.
Ритм существует во всех видах искусства: в музыке - это сочетание звуков, в поэзии - чередование рифм, в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве - разнообразное повторение и чередование форм и элементов на плоскости или в пространстве. Закономерное чередование элементов позволяет создавать ритмические композиции. Ритм сообщает композиции динамическое равновесие, для создания выразительного ритмического движения большую роль играют не только характер и размещение элементов, но и их количество.
Частным случаем ритма является метр. Метр предполагает чередование равных по величине элементов через равные промежутки. Метрическое чередование элементов сообщает композиции некоторую монотонность.
Композиции, построенные с применением метрического или ритмического порядка, могут быть с интервалами и без; могут быть простыми, то есть состоящими из одного повторяющегося элемента, а могут быть сложными, когда в них сочетаются несколько простых ритмических рядов или повторяются элементы двух или более видов. Примерами метрических рядов могут служить заложенные в одну сторону складки на юбке, петли и пуговицы застежки, а также орнаментные полосы рисунка ткани, из которой изготовлена одежда (рис.23).
Однако если необходимо создать более яркий и динамический образ, художник-модельер использует ритм как средство организации формы. Ритм в костюме представляет собой убывание или нарастание чередующихся объемов, конструктивных деталей, а также сгущение цвета, тона, фактуры (рис. 24), изображен костюм, который состоит из трех частей - юбки, свитера и жилета. Здесь хорошо прослеживается убывание кверху объемов костюмных масс, создающее ритмическую композицию.
Ритм проявляется в 3-х видах:
- изменяется величина чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними;
- сохраняется величина чередующихся элементов при изменении интервалов между ними;
- изменяются и величины элементов, и интервалы между ними.
По способу организации элементов в костюме ритмический порядок может приобретать различные направления: вертикальное (рис. 25), горизонтальное (рис. 26), диагональное (рис. 27), спиральное, радиально-лучевое или веерное (рис. 28). В каждом случае возникает новый характер движения, а значит и новое образное звучание костюма в целом.
Композиционная ритмика в костюме должна начинаться с установлением ритмического порядка главных форм, каковыми являются, по меньшей мере, три величины - облегающих голову, корпус, руки.
Обычно в композиции костюма ритмизации подвержены все свойства формы: объемы частей костюма, конструктивные и декоративные линии, фактура, светловые и цветовые отклонения, размер и расположение деталей и т.д.
5. Динамика и статика.
Динамика характеризует композицию, в которой обязательно присутствует развитие, изменение, определенная направленность, то есть движение.
В динамической композиции взгляд зрителя непроизвольно начинает двигаться в границах заданного художником направления. С помощью динамики можно привлечь внимание к главному элементу или к главной части композиции.
Статика представляет собой отсутствие зрительного движения. Она подчеркивает состояние покоя, устойчивости во всем строе композиции.
В динамичной композиции движение может быть направлено - к центру, от центра, уводя взгляд зрителя за пределы композиции: вверх или вниз, вертикально или наклонно.
При проектировании одежды важно предусмотреть: какое из этих свойств будет превалировать. Это во многом зависит от функциональности костюма.
Статичность, как главное композиционное средство, уместнее в повседневном деловом костюме. Динамика же, обеспечивающая яркое эмоциональное звучание, обычно проявляется в одежде для праздников и активного отдыха. Динамическая композиция весьма уместна в молодежной среде, так как прекрасно соответствует темпераменту, активности молодых людей, их стремлению выделиться, привлечь внимание. Люди зрелого и пожилого возраста предпочитают одежду более спокойную, а значит имеющую статическую композицию.
Динамичность и статичность в композиции костюма могут быть достигнуты различными путями. Прежде всего, эти свойства привлекаются в самой форме костюма. Наиболее статичной является одежда прямого силуэта, которая по форме приближена к квадрату или прямоугольнику.
Более динамична одежда трапециевидного силуэта. Уравновешенную динамичную композицию имеет одежда, прилегающая с Х-образным силуэтом. Здесь ярко выражено движение формы талии (рис. 31).
Статичность или динамичность придают композиции костюма и линии, описывающие силуэт, членящие его внутри.
Прямые горизонтальные линии, вызывают ощущение покоя, равновесия. Поэтому наличие их в костюме (во внутреннем членении силуэта) придает форме статичность (рис. 32). Наклонные линии сообщают композиции динамичность. Это относится и к силуэтным, и к конструктивным, и к декоративным линиям, что хорошо видно на рис. 33.