Статья Групповые и коллективные формы обучения























































Коллективные и групповые формы обучения.



План.


Введение.
Актуальность коллективных и групповых форм обучения.
Методика коллективных способов обучения.
Форма обучения - групповая работа. Основные принципы.
Требования к учебному материалу в групповой работе.
Функции учителя по организации групповой работы.
Элементы технологического процесса групповой работы.
Выводы.


Современное общество требует от школы не только образованного и грамотного ученика, но и ученика обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде. Современный учащийся находится в центре постоянно меняющегося мира.
И хотя для каждого человека значим его собственный мир восприятия окружающей действительности, и человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания, но он стремится к самопознанию и самореализации, а также обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию. А реализовать себя человек может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми.
На мой взгляд, в школе, мы должны научить учащихся умению общаться, умению работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Эта задача может быть решена посредством коллективных и групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.
Такими формами взаимодействия являются коллективные и групповые способы обучения. Эти формы работы подразумевают создание таких условий, в рамках которых учащиеся активно взаимодействуют.

Рассмотрим подробнее коллективные способы обучения.
Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования. Кризис традиционного образования признают почти все педагоги, и он явственно виден в следующих противоречиях обучения:

- Противоречия между мотивацией учения школьников. Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся на скуку, однообразие и непосильность учебы. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве.

- Между пассивно-созерцательными и активно- преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал - остальные и слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах.

- Между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 45 минут держать в руках весь класс.

- Между воспитанием и обучением. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пересекается учителем: « Не разговаривайте », « Не подсказывайте ». На уроках же коллективного обучения все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга.

- Между индивидуальным развитием и стандартами обучения: 1 сентября в класс пришли 20 человек и все они к 1 июня должны перейти в следующий класс. При коллективном обучении ученик может прийти в класс в любом месяце учебного года и сдать экзамен по учебной дисциплине в любое время.
В современной педагогике существует несколько методик коллективных способов обучения, применяемых в различных ситуациях в процессе обучения учащихся, а именно:

1. Изучение текстового материала по любому учебному предмету;
2. Взаимопередача текстов;
3. Взаимообмен заданиями;
4. Взаимные диктанты;
5. Разучивание стихотворений в сменных парах;
6. Выполнение упражнений в парах;
Рассмотрим более подробно метод изучения текстового учебного материала:
Составляется маршрут изучения какого-то текстового учебного материала из учебника по любому предмету. Для этого заданный материал делится на 3-6 частей. Чем младше класс, тем фрагменты текста должны быть меньше.
Два ученика, обычно сидящие за одной партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст в полголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т.е. один пересказывает прочитанное, другой дополняет, уточняет.
Дети дают название этой части и составляют ее план. При этом возникнуть спор по поводу пунктов плана, что повышает умственную активность учащихся.
Затем учащиеся записывают название первой части и ее план в тетради и расходятся. Каждый из них находит нового партнера для работы по второй части текста.
В новой паре ученики сначала кратко повторяют содержание первой части. Затем учащиеся прорабатывают вторую часть текста ( аналогично первой ) и расходятся чтобы образовать новые пары по третьей, четвертой и пятой части.
При проработке текста особое значение имеет последняя встреча. Проработав в паре последнюю часть текста, ученик сообщает дежурному и учителю о завершении своей работы. Теперь ученик готов по изученной теме выступать в малой или большой группе.
Проработавшие все части текста ученики формируют малые группы по 4-6 человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, в том числе и себе , для изложения всего материала. Группа ставит каждому оценку. Эти оценки сообщаются учителю. Учитель выставляет их в журнал.
Таким образом, при коллективных способах обучения одновременно несколько учащихся воздействуют на всех остальных, что способствует более эффективному обучению учащихся.
Для формирования умений и навыков учащихся групповая работа все больше входит в школьное обучение. Чтобы понять суть групповой работы, ее эффективность в процессе обучения, надо сравнить ее с другими формами обучения, а именно индивидуальной и фронтальной. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI века основной была индивидуальная форма обучения. Затем ее заменяет групповая. А с XIX века, когда ведущей в массовой школе стала классно- урочная система, преобладает фронтальная. Позаимствовав у американцев, основанный на принципе индивидуального обучения Дальтон- план, наши ученые- исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективистских черт. На свет появился бригадно- лабораторный метод. Его суть заключается в том, что для выполнения определенного задания сроком на одну- две недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время бригадир отчитывался перед учителем за все сделанное. Однако, очень скоро этот метод показал свою неэффективность, и в начале 30-х годов вновь вернулись к классно- урочной системе, для которой характерно преобладание фронтальной формы. Эта форма и по сей день является в нашей школе основной. Но по-моему мнению, обучающие и воспитательные возможности групповой работы явно недооцениваются. Во-первых, групповая работа строится совсем на других принципах по сравнению с индивидуальной и фронтальной формами обучения, а именно:

Класс разбивается на несколько небольших групп от 3 до 5 человек.
Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп, либо дифференцированными.
Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.
Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.
Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом, т.е. коллективно.

Как видно, для групповой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это совершенно меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности. Для того чтобы групповая работа была плодотворной, необходимо правильно отбирать учебный материал. Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются свои требования:

По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.
Быть достаточно трудным , проблемными, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.
Надо отметить, что организация групповой работы совершенно меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то в процессе групповой работы должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:

- Объяснение цели предстоящей работы;
- Разбивка учащихся на группы;
- Раздача заданий для групп;
- Контроль за ходом групповой работы;
-Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
- После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.
Без целенаправленного руководства и контроля учителя, групповая работа не имеет смысла. Ведь учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Сам технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
Подготовка к выполнению группового задания.
Постановка познавательной задачи ( проблемной ситуации ).
Инструктаж о последовательности работы.
Раздача дидактического материала по группам.
Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
Распределение заданий внутри группы.
Индивидуальное выполнение задания.
Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
Обсуждение общего задания группы ( замечания, дополнения, обобщения ).
Подведение итогов группового задания.
Сообщение о результатах работы в группах.
Анализ познавательной задачи.
Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.


Вывод

Изучая методику групповой и коллективной форм работы в учебном процессе, хочется все-таки отдать должное групповой форме работы. Хотя в современной школе еще нет ее широкого применения, я думаю, во всех инновационных технологиях эта форма работы наиболее эффективная. Потому что именно групповые технологии предполагают:
Взаимное обогащение учащихся в группе.
Организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов.
Распределение начальных действий и операций.
Коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия.
Обмен способа действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности- решения проблемы.
Взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.
Рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляет поисковую активность учащихся.


Урок соревнование в 4-м классе.

Тема: Путешествие в математическую Галактику.


Образовательные задачи:
Развивающие - развитие творческих способностей, воображения, смекалки;
Обучающая - совершенствование вычислительных навыков;
Воспитательные - формирование ответственности, интереса к математике.

Дидактические материалы: модель ракеты, маршрут полета, изображенный на большом листе бумаги, звездочки ( красные, желтые, синие ).

Ход урока

Командиры экипажей сдают рапорты о готовности экипажа к полету, отсчитываются секунды перед стартом ракеты.

Исполняется песенка об арифметике:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом
Очень важная наука
А-риф-ме-ти-ка!!

Учитель:
- Молодцы! До старта нашей ракеты осталось 10 секунд. Включить счетчик!
Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!


Станция « Сосчитай-ка »

Учитель:
- Ребята, сейчас вы все- космонавты. Первое испытание в вашем полете- соревнование « Какая ракета быстрее? » Приготовьте ручки. Внимательно послушайте правила.
Каждый командир получает ракету, на которой написаны задания. Надо решить пример, вписать ответ в окошко и быстрее передать ракету следующему. Тот, кто закончит решение, должен сидеть тихо, чтобы не мешать товарищам, и внимательно следить, какая ракета первой вернется на старт. Возвращает ракету тот член экипажа, который выполняет последнее задание. Если экипаж быстро и правильно выполнит все задания, он побеждает и награждается звездочкой ( 1-е место - красная, 2-е – желтая, 3-е – синяя звездочка ).
Командиры экипажей, ко мне!
Учитель раздает ракеты, на которых написаны задания, например, такие:
1. 180 : 3 + 401 * 7 – 89 = 740 + 180 = 560 + 962 + = 250 * 4
2. Март, апрель и май – весенние месяцы.
Сосчитай, сколько дней в весенних месяцах.
3. Лестница состоит из 17 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?
Учитель: Внимание! Старт! Приступаем к решению.
Подводятся итоги соревнования. Объявляется место, занятое каждым экипажем и прикрепляется соответствующая звездочка.
Учитель:
- Наша ракета продолжает полет. Летим на следующую станцию. На старт! Штурманы, включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!


Станция «Веселая»

Учитель:
- На станции «Веселая» вас ожидает радостная весть: в Космос полетел необычайный человек, который состоит только из геометрических фигур и цифр. Сейчас художники экипажей приступят к рисованию его портрета (на доске мелом или на бумаге фломастером). А пока они будут рисовать, мы вспомним стихи и песни о Космосе.

Звучат, например, такие строки:

- Мы летим к другим планетам!
Объявляем всем об этом!-
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет.

Жмется заинька в ракете:
- Полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
Где волков зубастых нет!

Мышки-крошки засмеялись:
- Мы летали, не боялись,
Высота- красота,
Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь
И с большой Медведицей
В синем небе встретиться.


Учитель:
- Молодцы ребята!
А сейчас подведем итоги конкурса рисунков.
Посмотрите на рисунок этого человечка и
ответьте на вопросы : какие геометрические
фигуры вы видите и сколько их?
Подводятся итоги этого этапа игры.


Станция «Спортивная»

Учитель:
- Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полете они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами сейчас проведем физкультурную минутку, чтобы снять усталость. ( Все встают и по команде учителя выполняют физические упражнения, сопровождая их речитативом.)
В полете надо внимательно следить за стрелками приборов. Стрелки - это мои и ваши руки. Повторяйте за мной! (Выполняется упражнение на внимание).
Молодцы! Вы – хорошие спортсмены. Каждая команда получает красную звездочку!
Внимание! Летим на станцию «Решай-ка». Штурман третьего экипажа, включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!



Станция «Решай-ка»

Учитель:
- На этой станции вы будете составлять и решать задачи на тему о Космосе.
Каждый экипаж составляет по одной задаче и передает е другому экипажу для решения. (Объявляются итоги этого конкурса . Если учащимся окажется трудно самостоятельно составить задачу , связанную с Космосом, то такую задачу предлагает учитель.)

Примеры задач:
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли?
Для выхода на орбиту искусственного спутника Земли скорость космического корабля должна быть около 8 км . в секунду. Какое расстояние пройдет космический корабль за 1 час?
Корабль «Союз-9» был в космосе 18 суток. Сколько часов продолжался полет?
Масса первого искусственного спутника Земли 84 кг, масса второго- на 424 кг больше, чем первого, а масса третьего- на 819 кг больше, чем масса второго. Найдите массу третьего спутника Земли
Космический корабль «Союз-35» стартовал 25 февраля 1979 г. Полет продолжался 175 дней. Назовите дату возвращения космического корабля на Землю. (19 августа 1979г.)
Космический корабль «Союз-35» находился в полете с 10 апреля 1980 г. по 11 октября включительно. Сколько дней продолжается полет? (185 дней)

Учитель:
- Внимание! А теперь наша ракета отправляется на последнюю космическую станцию. Включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!



Станция «Загадкино»

Учитель:
- Кто догадался, чем мы будем здесь заниматься? ( Отгадывать загадки). Правильно.

Дети отгадывают загадки, связанные с математикой. Подводится итог этой части соревнования и всей игры. Экипажи возвращаются на Землю, делятся своими впечатлениями от полета. На память о полете каждому участнику вручается звездочка.



15