Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах-статья


Творческая мастерская «Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах»
Я, учитель начальных классов, работаю по комплекту УМК «Школа России» Процесс обучения рассматриваю как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития.
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Поэтому, развитие детей в школе должно происходить на основе современных технологий и методик, которые помогут учащимся владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться («умею учить себя»), развивать познавательные интересы («люблю учиться») и внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).Обладая большим опытом работы в образовательной сфере, я имела возможность убедиться в том, что на разных этапах профессиональной деятельности эффективными бывают и разные методы работы с детьми. Опытным путём отсеивались менее эффективные формы работы, и по крупицам собиралось и применялось все более плодотворное и результативное, приносящее удовлетворение в работе и мне, и детям.
Ещё много лет назад я стала применять эпизодически парную работу, а затем уже внедряла её и в групповую работу с временными творческими группами. Со временем этот вид работы стал необходимостью, так как давал положительные результаты. А со следующего учебного года я буду работать в 1 классе по федеральному образовательному стандарту нового поколения. И думаю, что именно групповая технология будет наиболее приемлема при формировании компетентностей учащихся, что предполагает новый стандарт.
Поэтому приоритетным направлением в своей работе ставлю групповую методику.
Цель: сформировать умение использовать знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи.Работа в системе РО и использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что:
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
Сама организация совместного обучения предполагает учебное взаимодействие детей, поэтому я строю взаимоотношения не с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей и использую следующие приёмы:
Предлагаю учащимся такую работу, которая позволяет общаться
Создаю в группе дух единой команды
Обеспечиваю положительный эмоциональный фон во время работы
Стараюсь высоко оценивать и поощрять достигнутые ребятами результаты
Организую самоконтроль и взаимоконтроль учащихся
Организую работу в группе так, чтобы каждый мог проявить инициативу и ответственность
При групповых методах работы действуют следующие принципы:
Взаимного обогащения
Обмена информацией
Активности (исчезает анонимность деятельности)
Использования личного опыта
Взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимопонимания
Ответственности и долга
Общего анализа деятельности
При групповой работе действуют также воспитательные задачи:
умение слушать и слышать;
правильно воспринимать обучающую задачу;
умение правильно относиться к своей работе и коллективной;
умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей;
умение подчиняться правилам поведения в группе;
умение преодолевать трудности, конфликты;
это мощный фактор психического развития учащихся;
общение и совместная деятельность позволяют укреплять друг в друге самостоятельности, независимости;
практикуются контроль и оценка ситуации;
Мотивы включения в совместную учебную деятельность:
Вместе работать веселее и интереснее.
Общение, положительный настрой, ведь практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых.
Возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы).
Лучшее запоминание материала.
Возможность реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения.
Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту.
Ребенок начинает проверять самого себя, искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой.
Существуют различные методы групповой работы. Некоторые из них я использую у себя на уроках:Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.
Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения
Мозговой штурм - используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей.
Групповой опрос - проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы.
( В своей работе чаще всего использую кооперативное обучение, т.к. решение общей задачи сплачивает учащихся, а также, работают все члены группы и мозговой штурм – при изучении нового материала)Существует много идей рассадки учащихся для работы в группе. Могу предложить некоторые из них:Как может происходить деление на группы?
По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору.
Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности
По определенному признаку. Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная — согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».
По выбору педагога В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. ( В моём классе чаще всего происходит деление на группы по желанию, если задаётся внеклассное задание, случайным образом – влияет посадка детей по рядам и по выбору педагога, т. к. делаю группы равноценные)
Основные противопоказания при организации работы в группе: 
Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока».
Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
Вот некоторые «нельзя» при организации работы в руппе:
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)
Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен «шумомер»- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
Плюсы группового обучения:
психологический комфорт в общении;
воспитательное значение;
создание творческого характера мышления в работе;
возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к товарищам;
возможность добывать знания самостоятельно;
момент игры;
возможность открыто помогать друг другу;
учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
отсутствуют дисциплинарные нарушения;
учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.
Считаю целесообразно вводить групповую работу на следующих этапах урока: при закреплении изученного материала (работа в группе помогает ученику мобилизовать свои знания по данной теме, уметь владеть методом взаимопроверки), при объяснении нового материала (ставиться задача, которую дети в группе должны решить), при повторении пройденного (дети работают по схеме – «учусь сам – учу другого»).Групповая технология даёт:
каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера
возможность самоутвердиться
даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Результатами моей работы по данной технологиям считаю: высокие результаты обученности и качества знаний в классах, а также готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность работать с информацией разного типа, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу, способность использовать средства речи для получения и передачи информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески, желание и умение отказаться от образца, обоснованное желание учитьсяГрупповая технология даёт каждому ребёнку:
эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера 
возможность самоутвердиться
даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
С использованием данного метода обучения учебная деятельность учащихся приобрела неоспоримые плюсы:
психологический комфорт в общении;
воспитательное значение;
создание творческого характера мышления в работе;
возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при помощи товарищей;
возможность добывать знания самостоятельно;
момент игры;
возможность открыто помогать друг другу;
учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
отсутствуют дисциплинарные нарушения;
учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.
Проблемы и трудности группового обучения, которые определяют задачи для дальнейших исследований:
охват объема знаний каждым ребенком;
проблема личной победы;
темп работы - нет времени на «подумать»;
учет личного вклада в коллективную деятельность;
внутригрупповое распределение.
При построении учебного сотрудничества на уроках всегда учитывается тот факт, что такой формы общения в детском опыте ещё не было. Поэтому детское сотрудничество следует продумывать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи – без проработки, без доведения до автоматизма всех этих действий невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.
Например, дано задание на доске: Вера, верный, верить. Победа, победный, победить.
– Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто? или что?, на вопросы что делать? или что сделать?, а какие на вопрос какой?
Когда дети готовы, они поднимают руку.
– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.
Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Учителю важно ещё раз спросить:
– Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.
Так постепенно надо приучать учеников вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.
Следующие этапы:
Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Работа на карточках с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).
Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:
Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала. Скажи товарищу, как ты его понял. Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.
Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и каллиграфию письма, домашнее задание и т. д.
Соединять детей в группы надо с учётом их личных склонностей:
Самому “слабому” ученику нужен не столько “сильный”, сколько терпеливый и доброжелательный партнёр.
Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем.
Двух озорников объединять опасно, но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт.
Самых развитых детей не следует надолго прикреплять к “слабеньким”, им нужен партнёр равной силы.
По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких “группах риска”можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.
Для срабатывания групп нужно 3–5 занятий. Поэтому часто детей не пересаживаю. Но закреплять единый состав группы, скажем, на четверть, тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт с разными партнёрами. При оценке работы группы подчёркиваю не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, трудолюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств:
повышается учебная и познавательная мотивация и снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным;
в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
улучшается психологический климат в классе.
Однако в ней есть и некоторые минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Основные противопоказания при организации групповой работы:
Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме совместной беспомощности.
Детей, которые по каким-то причинам отказываются работать сегодня вместе, нельзя принуждать к общей работе, а завтра можно предложить им сесть вместе.
Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешите ему отсесть; не позволяйте себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более публичных оценках.
Нельзя занимать совместной работой детей более 10–15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости.
Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы, дети должны обмениваться мнениями, высказывать своё отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возмущёнными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлёкшись задачей не способны к полному самоконтролю.
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.
В заключение хотелось бы отметить, что в групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа её выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.
Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса.