2 класс. Урок литературы. Красота зимы в произведениях русских писателей . С. Есенин Берёза


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №78 д. Пятково








Урок литературного чтения во 2-м классе.
Тема: «Красота зимы в произведениях русских поэтов. С. Есенин «Берёза»
Составила: О.Г.Иванова.
учитель начальных классов











2012 -2013 учебный год

Урок литературного чтения во 2-м классе.
Тема: «Красота зимы в произведениях русских поэтов. С. Есенин «Берёза»
Цели урока: продолжить формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления; прививать любовь к природе и Родине.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений; выразительно читать, передавая настроение произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Оборудование: портрет С. Есенина и П.И.Чайковского; визуальные материалы по теме; фотоматериалы с зимним пейзажем; выставка творческих работ учащихся; музыкальный центр; компьютер; проектор.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Дети под музыку П. Чайковского «Времена года. Декабрь». Входят в класс, рассаживаются за свои столы.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости и для того чтобы гостям у нас понравилось нужно создать хорошее настроение. Ведь хорошее настроение залог успеха. А как показать, что у вас хорошее настроение? (Улыбнуться) Правильно ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся гостям и с позитивным настроем приступим к уроку.
2. Постановка целей урока.
- Обратите внимание на экран. Перед вами 8 картинок. Что вы можете сказать об этих картинках?
№1 №2


№3 №4


№5 №6

№7 №8
- Какая картинка лишняя? (№5) Почему?
- Что объединяет остальные картинки? (Зимняя тематика)
- Назовите приметы зимы. (Ответы детей)

- Внимание на экран. ( Показ слайдов с изображением зимней берёзы.)
- Ребята, как называется дерево, изображённое на этих картинках? (Берёза)
-Внимание. Сейчас мы разделимся на две команды и выберем из данных прилагательных слова подходящие к образу берёзки. Победит команда выполнившая задание первой. (ребята работают в группе, результат вывешивают на доске, хором зачитывают прилагательные.)
- Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России. В нашем краю на территории Московской области встречаются два вида берёз: береза повислая и береза пушистая.


Береза повислая – дерево, высотой более 30 м, с поникшими ветвями и гладкой белой корой, которая с возрастом темнеет и растрескивается
.

Береза пушистая очень неприхотлива и морозостойка. Этот вид может расти в сырых местах. Ствол у нее белый почти до основания, а крона вытянута вверх или распростерта.
- Прослушайте, пожалуйста, следующие строки о русских берёзках.
О чем поешь, моя береза. Качаясь тихо, как во сне? И почему, не знаю, слёзы, Приходят, светлые, ко мне?

Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками.

Твои берёзы белые, Россия, Твоё хранят тепло и доброту, И только здесь могу я быть счастливым, И только здесь любимым быть могу...

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
- Какой из этих отрывков из стихотворений больше всего похоже на сказку?
- Верно, последний. Это отрывок из стихотворения С.Есенина «Берёза».(портрет поэта)
- Ребята, мы с вами уже знакомились с творчеством С. Есенина. Какие произведения вы помните? (ответы детей)
-Давайте подведём итог и определим тему нашего урока.
-Произведение, какого поэта прозвучит на уроке? ( Есенина).
- О чём будет это произведение? (О берёзе)
- О берёзе в какое время года? (О зимней берёзе)
-Верно. Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина «Берёза»
3.Физминутка «Весёлая берёза»
Берёзка в белом сарафане шаги на месте Весною водит хоровод руки на поясе, Звенит серёжками тихонько повороты в правую и левую сторону И птичек в гости всё зовёт ритмичные взмахи руками к себе. Раскроет свои руки-ветки, руки в стороны, Опустит ветки-пальцы вниз сводят руки к центру вниз. Подставит солнышку листочки ритмичное покачивание рук над головой Чтоб лучик на ветвях повис.

4. Работа над темой урока.
- Ребята. На уроках изобразительного искусства вы рисовали пейзаж с зимней берёзой, думаю, что выставка ваших рисунков будет прекрасной иллюстрацией к нашему уроку.
- А теперь прослушайте это стихотворение.(Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Январь».)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Чем это стихотворение напоминает сказку?
-Прочитайте стихотворение про себя.
-Кто сможет прочитать это стихотворение вслух с выражением? ( чтение стихотворения детьми)
Словарная работа
- Знаете ли вы значение слов «кисти», «кайма», «бахрома»?
- Кайма – полоска, обивка по краю чего-нибудь;
- Кисть – пучок ниток, шнуров, употребляемых как украшение;
-Бахрома – тесьма для обшивки какого-либо изделия с рядом свободно свисающих шнуров или кистей.
- Сейчас, ребята, мы с вами оживим это стихотворение и запомним его наизусть. Приготовьте, пожалуйста, ваши заготовки. (Инсценировка стихотворения, создание объёмной картинки)
Хором читают стихотворение наизусть.
5. Коллективное творчество.
- Мы с вами тоже можем превратиться в волшебников. Давайте эти простые невзрачные веточки превратим в волшебные, зимние и праздничные. Скоро Новый год и это будет ещё одним шагом приближающим нас к празднику. А работу мы будем выполнять под музыку прекрасного русского композитора, она сопровождала нас в течение всего урока, музыка П.И.Чайковского «Времена года». (Коллективное творчество)
6. Рефлексия.
-Что вы узнали на уроке?
-За что вы похвалили бы себя?
-Что у вас особенно получилось?
7. Подведение итогов урока.
- С каким стихотворением вы познакомились?
- Кто автор этого стихотворения?
- Что вы узнали о берёзах?
8. Домашнее задание.
- На уроке мы много времени посвятили тому, чтобы научиться читать стихи выразительно. Вашим домашним заданием будет подготовка к чтению стихотворения «Берёза» наизусть на классном конкурсе чтецов.


Рисунок 5Описание: Описание: http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=6297423-14-72&n=21Рисунок 3Описание: Описание: http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=117460559-37-72&n=21Рисунок 1Описание: Описание: http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=473730435-19-72&n=21