Программа внеурочной деятельности Интеллектуальное направление Занимательная математика 3 класс



2016-2017 уч. год. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________________

-----------------------
Протокол №
от «30» 08. 2016 г.

«Согласованно»
Заместитель директора по ВР
_____________________________
Жукова Р.Р.

«30» 08. 2016 г.
«Утверждено»
Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 15
Протокол № 1
от «30» 08. 2016 г.
«Утверждено»
Директор
ГБОУ СОШ №15

Н.И. Шевцова
Приказ № ___________
от « » ___. 2016 г.




Рабочая программа
по внеурочной деятельности

Направление Общеинтеллектуальное

Наименование программы «Занимательная математика»

Класс 3- Б

Халимоненко Ирина Владимировна

Педагогический стаж 16 лет

Первая квалификационная категория

2016 – 2017 уч. г.












3 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа. Арифметические действия. Величины.
Числа от 1 до 100.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, магический квадрат и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени.
Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры: - «Весёлый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками.
Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Магазин», «Какой ряд дружнее?».
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и другие.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Геометрические узоры. Составление танграмов. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия
Тема
Характеристика деятельности учащихся
Дата




План
Факт

1-2
Математика - царица наук.
Знакомство с курсом «Занимательная математика». Беседа «Математика - царица наук».



3-4
Интеллектуальная разминка
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».



5-6
«Числовой» конструктор
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, , 90; 3) 100, 200, 300, 400, , 900.



7-8
Геометрия вокруг нас
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.



9-10
Танграм: древняя китайская головоломка. Конструирование многоугольников из деталей танграма.
Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.



11-12
Волшебные переливания
Задачи на переливание.



13-14
В царстве смекалки
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).



15-16
«Шаг в будущее»
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».



17-18
«Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.



19-20
Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).



21-22
Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.



23-24
Математические фокусы
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, , 15.



25-26
Математические игры
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).



27-28
Секреты чисел
Числовой палиндром число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.



29-30
Математическая копилка
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.



31-32
Математическое путешествие
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй - прибавляет 180, третий вычитает 160, а четвёртый - прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 +
+ 150= 670



33-34
Выбери маршрут
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.



35-36
Числовые головоломки, ребусы.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).



37-38
В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).



39-40
Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.



41-42
Геометрический калейдоскоп
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.



43-44
Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.



45-46
Разверни листок
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.



47-48
От секунды до столетия
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.



49-50
Проект «Календари и их виды».
Работа со словарями, энциклопедиями. Составление буклетов о календарях.



51-52
Числовые головоломки, загадки.
Решение и составление ребусов, загадок, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.



53-54
Конкурс смекалки
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.




55-56
Это было в старину
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины».



57-58
Старинные русские меры длины.
Формирование представлений о малых старинных мерах длины: «пядь», «локоть», измерять различные предметы, используя эти меры длины».



59-60
Математические фокусы
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.



61-62
Энциклопедия математических развлечений
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).



63-64
Решаем задачи на клетчатой бумаге.
Решение нестандартных задач, развитие пространственных представлений.



65-66
Проект «Любимый город в задачах».
Работа с энциклопедией, художественной литературой. Наблюдение, анализ и развитие умения составлять текстовые задачи.



67-68
Математический лабиринт
Итоговое занятие -открытый интеллектуальный марафон.








МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. -2009. - № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. - СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. М. : АСТ, 2006.
8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. М. : Просвещение, 1975.
9. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 3класса общеобразовательных учреждений. М: Вентана-Граф, 2014.

Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com «Сократ» развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.










15