Рабочая программа по внеурочной деятельности « Читаем вместе» Направление « Обще – интеллектуальное» для 5 класса



« Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по Директор МБОУ Садовская СОШ
УВ МБОУ Садовская СШ ________ ( С.Н.Нуждин)
_______( Т.А.Бурусова) Приказ №
«____» _____2016 «____»_______2016 год
Приложение №4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Садовская средняя школа»

Рабочая программа
по внеурочной деятельности « Читаем вместе»
Направление « Обще – интеллектуальное» для 5 класса
Рассмотрено и принято Автор:
На Педагогическом совете учитель начальных классов
Протокол № _ высшей категории
От______________ Купцова Е.А.
2016 -2017

Программа внеурочной деятельности обще - интеллектуального направления «Читаем вместе» для 5 класса разработана в соответствии с ФГОС НОО на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя- мир» (5-8 класс)
Программа позволяет показать учащимся. как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир книг. Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности, для формирования читательской компетентности учащихся, которая составляет основу умения учиться.
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя- мир» (5-8 класс) разработан в рамках образовательной программы для внеурочных занятий «Распространение знаний о международном гуманитарном  праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста.
Актуальность программы обуславливается тем, что положение с чтением учащихся в нашей стране крайне тревожное. Об этом говорят результаты исследования. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли лишь 43 место. Они показали слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению, т.е. смысловое чтение находится на очень низком уровне.  Поэтому существует необходимо создать такие условия, чтобы учащийся владел культурой чтения. Успехи в обучении чтению во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
 Цель программы: формирование читательской компетентности.
Через реализацию программы осуществляется единство урочной и внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство мира книг. Во внеурочной деятельности осуществляется дальнейшее образование, углубление и расширение знаний, которые на уроке далеко не всегда определены в полной мере.
Программа создает возможность для воспитания грамотного читателя, развивается память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью системы обучения в 5 классе.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
определять эмоциональный характер текста;
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
уметь прогнозировать содержание читаемого;
осознавать авторское и формировать собственное отношение к персонажам;
формулировать тему небольшого текста;
работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя. Психологи выделяют несколько уровней понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Цель курса «Читаем вместе– возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение школьников, как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях дополнительного образования.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, любовь и уважение к Отечеству;
первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки,
стремления к успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведение;
умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.
Познавательные УУД:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг;
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о её оформлении и структуре;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведении;
пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
вести диалог о прочитанной книге.
В результате освоения программы «Читаем вместе» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
пользоваться словарными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Содержание курса « Читаем вместе»
Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе внеурочной деятельности , выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литература» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся с богатым миром отечественной и зарубежной литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника
Для решения поставленных задач была определена концепция содержания. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
ориентация на читательские интересы ребенка;
разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в школе, рекомендованных Министерством образования РФ.
Однако, учитывая инновации в системе литературного образования школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности.
В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества: сочинительство, коллективное обсуждение творческих работ, графическое иллюстрирование, инсценирование.
Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Так, уже на самых первых занятиях по внеклассному чтению учащиеся заполняют читательскую анкету, которая позволяет им провести рефлексию своих читательских предпочтений, знакомятся с заповедями читателя, включающими как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению книги.
Тематическое планирование
№ Темы Количество часов
1 О правилах 6
2 Об уважении и сострадании 19
3 О войне 10
Итого 35

Календарно-тематическое планирование
 
Кол-во часов;
№ урока           Тема       Цели      Компоненты Дата
1-2 О правилах Формирование жизненных ценностей школьников Гуманистический компонент: разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.
Литературоведческий компонент: Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.
Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; выполнение заданий в ситуации диалогического общения.  
3-4
5-6
Сказка «Общее счастье» (из фольклора народов Кавказа) Показать значение правил в жизни человека4 углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки Гуманистический компонент:
Соблюдение определенных правил способствует защите людей.
Литературоведческий компонент: Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.
Развивающий компонент: обогащение словарного запаса;  
7-8
9-10 Об уважении и сострадании (общие положения) Дать представление о нравственных категориях Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства- вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.
Литературоведческий компонент: литературная сказка, композиция, роль художественной детали.
Развивающий компонент: составление устного рассказа; формулирование основной мысли произведения. Обучение дискуссионной речи.
   
11-12
13-14 Е.Носов «Трудный хлеб».Проблематика произведения. Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «уважение»;
Расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства
Развивающий компонент: составление устного рассказа; обучение дискуссионной речи  
14-15
16-17 А.Платонов «Неизвестный цветок» Сюжет. Герои сказки. Привлечь учащихся к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства; расширить представление о литературной сказке, художественных особенностях; ввести понятие «афоризм» Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий- вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.
Литературоведческий компонент: развитие понятия «литературная сказка», её отличие от народной сказки.
Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; формулирование основной мысли произведения.
 
   
18-19
20-21 О.Уайльд «Мальчик- звезда». Тема сострадания в сказке. Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание»; расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как жанровом признаке сказки Гуманистический компонент: понятия «сострадание», «милосердие».
Литературоведческий компонент: построение литературной сказки.
Развивающий компонент: обучение дискуссионной речи  
22-23
24-25 Творческая мастерская Иллюстрирован. прочитанных произведений; защита творческий работ Гуманистический компонент: понятия «сострадание», «уважение»
Литературоведческий компонент: работа над основной мыслью произведения.
Развивающий компонент: развитие монологической речи уч-ся  
26-27
28-29 О войне (обзор произведений на военную тему) Общая мысль произведений о войне. Герои, события, судьбы Привлечь внимание учащихся к теме «война и мир»; показать актуальность данной темы в современное время Гуманистический компонент: даже на войне можно проявлять человечность.
Литературоведческий компонент
: различные жанры произведений.
Развивающий компонент: развитие исследовательских способностей, развитие словарного запаса уч-ся.  
28-29
30-31
33-34
35 Л.Н.Толстой «Война и мир» (отрывки из романа).
История и художественное произведение. Герои военных событий. Кутузов- великий полководец. Участие в партизанской войне людей различных сословий и возрастов.
Итоговый урок Формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о художественной детали. Гуманистический компонент: даже на войне можно проявлять человечность
Литературоведческий компонент: сравнительная характеристика героев; исторический фон художественного произведения.
Развивающий компонент: развитие умения рассуждать, развитие исследовательских способностей (ассоциативного мышления, творческого воображения, умения сравнивать)  
 
« Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по Директор МБОУ Садовская СОШ
УВ МБОУ Садовская СШ ________ ( С.Н.Нуждин)
_______( Т.А.Бурусова) Приказ №от«____» _____2016 Приложение №4 «____»_______2016 год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа
Авторская программа
по внеурочной деятельности « Читаем вместе»
Направление « Обще – интеллектуальное» для 6 класс
Рассмотрено и принято Автор:
На Педагогическом совете учитель начальных классов
Протокол № _ высшей категории
От______________ Купцова Е.А.
2016 -2017
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности обще - интеллектуального направления «Читаем вместе» для 6 класса разработана в соответствии с ФГОС НОО.на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя- мир» (5-8 класс)
Программа позволяет показать учащимся. как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир книг. Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности, для формирование читательской компетентности учащихся, которая составляет основу умения учиться.
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя- мир» (5-8 класс) разработан в рамках образовательной программы для внеурочных занятий «Распространение знаний о международном гуманитарном  праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста.
Актуальность программы обуславливается тем, что положение с чтением учащихся в нашей стране крайне тревожное. Об этом говорят результаты исследования. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли лишь 43 место. Они показали слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению, т.е. смысловое чтение находится на очень низком уровне.  Поэтому существует необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, чтобы сформировалась и развивалась его читательская компетентность и в итоге он стал " человеком читающим", личностью, владеющей культурой чтения. Успехи в обучении чтению во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современном обществе. Центральной задачей для всех учащихся является научиться эффективно находить знания, критически мыслить, умение воспринимать новую информацию и критически её исследовать.
 Цель программы: формирование читательской компетентности и читательской самостоятельности школьника.
совершенствование навыка чтения учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками- читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности.
развитие умения работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
Через реализацию программы осуществляется единство урочной и внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство мира книг. Во внеурочной деятельности осуществляется дальнейшее образование, углубление и расширение знаний, которые на уроке далеко не всегда определены в полной мере. Реализация данной программы способствует успешности обучения младших школьников курсам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технологии», «Светский этики» Программы будет способствовать расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. поможет решить задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа создает возможность для воспитания грамотного читателя, развивается память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью системы обучения в 6 классах.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
определять эмоциональный характер текста;
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
уметь прогнозировать содержание читаемого;
осознавать авторское и формировать собственное отношение к персонажам;
формулировать тему небольшого текста;
работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя. Психологи выделяют несколько уровней понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Цель курса «Читаем вместе– возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение школьников, как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях дополнительного образования.
Задачи:
воспитание любви к книге, совершенствование навыка чтения у учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
знакомство учащихся с книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса школьников;
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности « Читаем вместе»
Личностные, метапредметные результаты
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
Универсальные учебные действия:
Личностные УДД:
- Формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УДД:
- Возможность учиться: осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно различные виды работы, выбирать книги.
Познавательные УДД:
- Осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УДД:
- Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
К концу 6 класса учащиеся должны:
знать:
- авторов изученных произведений;
- содержаний изученных произведений;
- базовые теоретико - литературные понятия.
уметь:
- передавать содержание текста (сжато, выборочно, подробно);
- владеть техникой чтения;
- владеть навыками работы с книгой;
- владеть навыками ведения дискуссии;
- уметь выражать свое мнение в устной  и письменной форме;
- выполнять частично анализ текста.
Предполагаемый результат:
- читатель, обладающий художественным вкусом; знакомый с литературоведческими понятиями: тема, основная мысль, лирический герой, жанр и т.д.; умеющий видеть позицию автора;
- человек, имеющий свою позицию, собственный взгляд; обладающий личным достоинством, уважающий чужое мнение и выбор.
Содержание курса
К изучению представлены те классические произведения мировой литературы, которые формируют основы читательской культуры школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказы, повести классиков отечественной и зарубежной литературы не входящие в обязательную программу для чтения (произведения А. Грина, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, К. Паустовский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и др.).
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вокруг тебя- МИР…», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литература» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся с богатым миром отечественной и зарубежной литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника.
Для решения поставленных задач была определена концепция содержания. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
ориентация на читательские интересы ребенка;
разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в школе, рекомендованных Министерством образования РФ.
Однако, учитывая инновации в системе литературного образования школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности.
В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества: сочинительство, коллективное обсуждение творческих работ, графическое иллюстрирование, инсценирование.
Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Так, уже на самых первых занятиях по внеклассному чтению учащиеся заполняют читательскую анкету, которая позволяет им провести рефлексию своих читательских предпочтений, знакомятся с заповедями читателя, включающими как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению книги.
Тематическое планирование
№ п/п Тема Основные понятия Вид контроля Планируемые результаты
Предметные Метапредметые Личностные
Введение – 1 час
1 Вводное занятие.
Какой ты читатель? Заглавие, эпиграф, аннотация, оглавление, предисловие, введение, заключение Уметь определять на практике, какую информацию можно получить до прочтения книги, работая с заглавием, эпиграфом, оглавлением, аннотацией, предисловием или введением. Умение формулировать выводы Воспитание уважительного отношения к литературным произведениям
А.С. Пушкин- 6 часов
2 «Барышня-крестьянка» Проза Умение выявлять главное, соблюдать хронологическую последовательность при изложении материала Умение формулировать выводы Совершенствование духовно-нравственных качеств личности Использование различных источников информации.
3 «Капитанская дочка» Повесть. Умение формулировать основную мысль, идею текста, пересказывать, составлять план, выразительно читать по ролям, сравнивать литературный и мультипликационный материал Умение структурировать материал Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
4 «Капитанская дочка» Повесть. Умение формулировать основную мысль, идею текста; пересказывать, составлять план, выразительно читать по ролям , сравнивать литературный и мультипликационный материал Умение структурировать материал Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
5 «Пиковая дама» Образ главного героя. Умение работать с текстом ,пересказ с опорой на ключевые слова оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста. Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции Воспитание уважительного отношения к литературным произведениям
6-7 «Жених».«Во глубине сибирских руд...». «Выстрел». Сказка. средства художественной выразительности Умение анализировать, сопоставлять, задавать вопросы и т.д.
Выразительное чтение, чтение по ролям Умение структурировать материал, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Стихи из заветной тетради – 4 часа
8-9 Лирика
(Ахматова А., Мандельштам О., Цветаева М.) Тема, идея, значение заголовка, средства художественной выразительности, особенность звукового оформления, рифма, настроение, которым проникнуто стихотворение к/р (анализ стих-ния) Знание, умение и владение навыками анализа поэтического произведения и выразительного чтения Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
10-11 Дети и война (стихи о ВО войне)
К.М. Симонов,
А. Барто,
Б. Пастернак, В.Берестов 
А.Т. Твардовский 
О. Бергольц Тема, идея, значение заголовка, , особенность звукового оформления, рифма, настроение, которым проникнуто стихотворение наизусть Знание, умение и владение навыками анализа поэтического произведения, выразительное чтение Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Откройте сердце для доброй книги – 24 часа
12 А. Грин
«Зеленая лампа» Основная мысль, идея, стиль речи, тип речи Уметь:
1) до чтения
Осмысливать заголовок и имя автора;
Прогнозировать содержание и смысл текста;
2) Во время чтения
Выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;
Искать в тексте ответы на эти вопросы;
3) После чтения
Пересказывать, составлять план и другие задания по тексту Умение понимать проблему Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
13-14 Н.В. Гоголь
Сборник « Вечера на хуторе близ Диканьки» (8 текстов) Основная мысль, идея, простой и сложный план. художественная деталь в тексте Групповая миниатюра Уметь:
1) до чтения
Осмысливать заголовок принадлежность к литературе;
Прогнозировать содержание и смысл текста;
2) Во время чтения
Выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;
Искать в тексте ответы на эти вопросы;
3) После чтения
Формулировать основную мысль, идею текста;
Пересказывать, составлять план и другие задания по тексту (составление опорных схем, рисунков, комиксов), фрагментарный пересказ .
Знать виды планов.
Уметь составлять разные виды планов: краткий, развёрнутый, тезисный, цитатный, в форме вопросов. Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
15 Б. Екимов
«Ночь исцелений» Рассказ Умение анализировать художественный текст, находить средства выразительности Умение понимать проблему Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
16 К. Паустовский
«Подарок», «Жильцы старого дома»,
«Корзина с еловыми шишками» Средства изображения героев: поступки, внешний облик, речь, пейзаж Умение анализировать заглавие текста, членить текст на смысловые части, выделять микротемы текста, определять главную и второстепенную информацию, выразительное чтение Умение выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
17 К. Паустовский
«Подарок», «Жильцы старого дома»,
«Корзина с еловыми шишками» Средства изображения героев: поступки, внешний облик, речь, пейзаж Умение анализировать заглавие текста, членить текст на смысловые части, выделять микротемы текста, определять главную и второстепенную информацию, выразительное чтение Умение выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
18 Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками» Проблематика произведения, авторская позиция и способы ее выражения Умение формулировать вопросы различного характера
Кто? Что? Когда? Какие?
Как? Каким образом? Каким способом?
Почему? Зачем? С какой целью?
Умение отвечать на вопросы различного характера
Кратко
Развёрнуто
Используя цитаты
Выразительное чтение умение анализировать, высказывать свою точку зрения Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
19 Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками» ПрПроблематика произведения, авторская позиция и способы ее выражения Умение формулировать вопросы различного характера
Кто? Что? Когда? Какие?
Как? Каким образом? Каким способом?
Почему? Зачем? С какой целью?
Умение отвечать на вопросы различного характера
Кратко
Развёрнуто
Используя цитаты
Выразительное чтение умение анализировать, высказывать свою точку зрения Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
20 А. Беляев
«Голова профессора Доуэля»
«Человек-амфибия» ПрПроблематика произведения, авторская позиция и способы ее выражения Умение анализировать литературное произведение, выразительнее чтение умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
21 А. Беляев
«Голова профессора Доуэля»
«Человек-амфибия Проблематика произведения, авторская позиция и способы ее выражения Умение анализировать литературное произведение, выразительнее чтение умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
22 В. Киселев
«Девочка и птицелет» Особенности публицистического стиля, авторская оценка Сопоставление художественного и публицистического стиля, Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения. Умение вести диалог на заданную тему Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
23 П.П. Бажов
«Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» и др. Сказ к/р сочинение-рассуждение Выразительное чтение; умение краткого пересказа от первого лица, составление текста-рассуждения прочитанного умение формулировать выводы, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности Выявление непреходящих нравственных ценностей.
24 П.П. Бажов
«Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» и др. Сказ к/р сочинение-рассуждение Выразительное чтение; умение краткого пересказа от первого лица, составление текста-рассуждения прочитанного умение формулировать выводы, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности Выявление непреходящих нравственных ценностей.
25 Н.С Лесков
«Человек на часах», «Тупейный художник» Умение анализировать, сопоставлять, задавать вопросы и т.д. Выразительное чтение, чтение по ролям Умение видеть проблему и формулировать выводы Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
26 Н.С Лесков
«Человек на часах», «Тупейный художник» Умение анализировать, сопоставлять, задавать вопросы и т.д. Выразительное чтение, чтение по ролям Умение видеть проблему и формулировать выводы Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
27 А.П. Чехов
«Беззащитное существо», «Налим», «Жалобная книга». Художественный вымысел, правдоподобие и фантазия, многозначные слова Выразительное чтение по ролям, рассуждение, соотношение литературных героев и реальных людей Умение высказываться по заявленной проблеме, участвовать в диалоге Толерантное отношение к людям.
28 А.П. Чехов
«Беззащитное существо», «Налим», «Жалобная книга». Художественный вымысел, правдоподобие и фантазия, многозначные слова Выразительное чтение по ролям, рассуждение, соотношение литературных героев и реальных людей Умение высказываться по заявленной проблеме, участвовать в диалоге Толерантное отношение к людям.
29 А.И. Куприн
«Изумруд», «Однорукий комендант» Сравнительная характеристика, эпизод, деталь, синтаксические средства выразительности речи Умение анализировать, сопоставлять, задавать вопросы и т.д.
Выразительное чтение, чтение по ролям Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции Толерантное отношение к людям
30 А. Грин «Победитель» характеристика героя, финал рассказа, сюжет Умение заканчивать рассказ по данному началу, делить рассказ на смысловые части, объяснять поведение главного героя Умение формулировать собственные выводы. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
31 В. Железников «Чучело»,
«Чудак из шестого „Б“»,
«Путешествие с багажом», Сравнительная характеристика, эпизод, деталь, синтаксические средства выразительности речи Умение анализировать заглавие текста;
членить текст на смысловые части;
составлять цитатный план;
выделять микротемы текста;
определять главную и второстепенную информацию.
Умение сравнивать повесть и художественный фильм Умение понимать проблему. Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
32 В. Железников «Чучело»,
«Чудак из шестого „Б“»,
«Путешествие с багажом», Сравнительная характеристика, эпизод, деталь, синтаксические средства выразительности речи Умение анализировать заглавие текста;
членить текст на смысловые части;
составлять цитатный план;
выделять микротемы текста;
определять главную и второстепенную информацию.
Умение сравнивать повесть и художественный фильм Умение понимать проблему. Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
33 Защита проектов «Книга, с которой интересно» Защита проектов Знать сюжет книги, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам понимать их духовные и нравственные качества, в творческой форме презентовать любимую книгу Умение подбирать аргументы для утверждения собственного мнения Расширение кругозора, пропаганда литературного чтения
34 Защита проектов «Книга, с которой интересно» Защита проектов Знать сюжет книги, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам понимать их духовные и нравственные качества, в творческой форме презентовать любимую книгу Умение подбирать аргументы для утверждения собственного мнения Расширение кругозора, пропаганда литературного чтения
35 Сдача дневника читателя