Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности (интеллектуальное направление) 1-4 класс




Адаптированная рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Культура добрососедства»


для 1 –4 класса коррекции
































Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Программа составлена она с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.
Учебно-воспитательные цели курса:
воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
воспитание толерантности как основного принципа демократии;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели курса:
формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.
Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:
1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.
2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.
3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.
4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.
5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).
6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.
7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данного курса являются:
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем; 
возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
единство изучения России и Крыма как субъекта России;
приоритетность воспитательных задач;
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.

Общая характеристика курса «Культура добрососедства».
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.
Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы.
Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.
При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих культур.
Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни.
Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.
В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.
В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по 4 класс по 1 академическому часу – 35-40 мин (34 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Объем учебной нагрузки установлен СанПиНом.
Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 33-34 учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.
Формы организации внеурочной деятельности
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный. В первом классе имеет место лишь вербальное оценивание. Формы его могут быть разнообразные. 
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:
- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,
- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,
- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).

Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся
должны знать:
названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
5-6 названий национальных блюд;
несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
об экологии, о роли природы в жизни человека;
об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
о ремеслах, мастерах Крыма; 
о национальной одежде и кухне народов Крыма;
о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
о семейных святынях;
о ценностях, которые объединяют все народы;
должны уметь:
рассказать, как готовится его любимое блюдо;
одеть куклу в элементы национального костюма;
вести диалог с товарищами; 
сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».

Тематическое планирование 4 класс

Тема занятия
Содержание занятия
Требования к уровню подготовки
Кол-во
часов


Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве 
Цели и задачи курса «Культура добрососедства».
Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем»
1

Географическая среда (5 часов)


Крым на карте РОССИИ. 
Представление о Крыме как полуострове.
Находить на карте России Крымский полуостров 
1


Крымский ландшафт
Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в своем регионе
Иметь представление о ландшафте Крыма своего региона
1


Путешествие в Крымский лес.
Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии
Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека
1


Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма.
Музеи природы в Крыму (Никитский ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т. д.)
Знать, что такое музей природы, какие бывают музеи природы; правила поведения в музеях природы. Иметь представление о роли и значении музеев природы.
1


Охрана природы Крыма
Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов
Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным.
1

История (6 часов)


История Крыма
Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция
Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения)
1


Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма.
Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма. Их внешний облик, назначение зданий, значимость этих памятников сегодня
Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии
1


Знаменитые личности, побывавшие в Крыму
Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. Знакомство с биографиями и деятельностью некоторых известных исторических, общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или жили в Крыму.
Познакомиться с биографиями и деятельностью наиболее известных крымских исторических, общественных и культурных деятелей, ученых и литераторов. Знать знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым
1


Происхождение названия улиц нашего города
Происхождение названия улиц нашего города.
Знать происхождение названия улиц.
1

1112
Музей в нашей жизни
Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее
Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев
2

Традиционная и современная культура (12 часов)

13
Представление о национальной одежде. Одежда наших предков.
Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа
Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм
1

14
15
Ремесла Крыма.
Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства 
Знать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму
2

16
Разнообразие блюд крымской кухни. 
Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо
Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3-4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо
1

17
Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве.
Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в повседневной жизни. Учимся придумывать и рисовать орнаменты
Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму.
1

18
Поем о нашей родине на разных языках.
Поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма – символ автономии.
Знать несколько композиторов, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения народов, проживающих в Крыму
1

19
Обряды различных этносов Крыма.
Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища 
Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища
1

20
Новоселье.
Новоселье праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов
Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья
1

2122
Государственные праздники
Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.) 
Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников
2

23
Представление о многообразии религий на примере праздников.
Многообразие культур и религий народов, населяющихся Крым.
Знать 2-3 названия религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющихся Крым
1

24
Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину.
Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек
Знать и уметь играть в несколько игр наших бабушек и дедушек.
1

Язык соседа (3 часа)

25
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе
Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе
1

26
Учимся говорить на языке соседа.
«Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье праздник моей семьи и моих соседей»
Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством
1

27
Национальный фольклор
Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях
Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях
1

Аксиология (2 часа)

28
Отношение к родителям и старикам
Отношение к родителям и старикам.
Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам
1

29
Ценности, которые объединяют всех. 
Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность
Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам
1

Конфликтология (5 часов)

30
Учимся знакомится.
Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. 
Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами
1

31
32
32
У нас конфликт.
Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности 
Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение
2

33
34
Всегда ли нам легко общаться.
Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе
Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций
2


Тематическое планирование 1 класс

Тема занятия
Содержание занятия
Требования к уровню подготовки
Кол-во
часов


Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве 
Цели и задачи курса «Культура добрососедства».
Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Я, моя семья и мои соседи»
1

Географическая среда (5 часов)


Крым на карте России
Представление о Крыме как полуострове.
Находить на карте России Крымский полуостров 
2


«Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары) 
Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы.
Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт
1


Что такое экология.
Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.
Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека 
1


Почему надо беречь природу.
Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой.
Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным
1

История (5 часов)


Названия вокруг нас.
Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей.
Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего города (поселка, села)
1


Мое родословное древо.
Откуда родом мои предки. История имен и фамилий.
Иметь представление об истории своего рода.
2


Кто такие «крымчане». Мои соседи.
Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство.
Знать, кого называют «крымчанами», иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями и уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое «добрососедство»
2

Традиционная и современная культура (6 часов)


Представление о национальной одежде. Одежда наших предков.
Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа
Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм
1


Ремесла Крыма.
Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства 
Знать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму
2


Разнообразие блюд крымской кухни. 
Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо
Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3-4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо
1


Праздники нашей семьи.
Рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.
Знать и уметь назвать 2-3 праздника своей семьи. Уметь рассказать об одном из семейных праздников
1


Представление о многообразии религий на примере праздников.
Многообразие культур и религий народов, населяющихся Крым.
Знать 2-3 названия религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющихся Крым
1

Язык соседа (6 часов)


Родной язык, государственный язык.
Родные языки наших соседей, «язык соседа» 
Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей
1


Учимся общаться на разных языках.
Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги
Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем
1


Календарный фольклор людей.
Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. 
Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3-х фольклорных произведений
2


Произведения национальных литератур о семье и соседях
Произведения национальных литератур о семье и соседях
Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях
2

Аксиология (4 часа)


Отношение к родителям и старикам
Отношение к родителям и старикам.
Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам
1


Ценности моей семьи.
Понятие «святыня». Наши семейные святыни.
Иметь представление о том, что такое «святыня», «ценность». Знать и уметь назвать свои семейные святыни
1


Придумаем и проведем праздник нашего класса 
Праздники нашего класса.
Иметь представление о ценностях, которые объединяют все народы
2

Конфликтология (6 часов)


Учимся знакомится.
Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. 
Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами
1


У нас конфликт.
Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности 
Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение
1


Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек.
Игры, направленные на знакомство и взаимодействие
Знать не менее 3-х игр и уметь в них играть 
2



Тематическое планирование 2 класс

Тема занятия
Содержание занятия
Требования к уровню подготовки
Кол-во
часов

1
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве 
Цели и задачи курса «Культура добрососедства».
Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем»
1

Географическая среда (5 часов)

2
Природа в нашем окружении.
Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте
Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека
1

3
Крымский лес.
Крымский лес многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека.
Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека
1

4
Что дают растения человеку. 
«Зеленая аптека» в нашем регионе 
Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать
1

5
Уголок природы в классе и дома.
Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями.
Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями
1

История (6 часов)

6
«Памятник» от слова «память».
Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении.
Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения)
1

7
Этносы Крыма.
Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня.
Знать 3–5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур
1

8
Где и как учились раньше дети в Крыму.
Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки
Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители
1

9
Происхождение названия улицы, на которой находится школа.
Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников 
Знать происхождение названия улицы, на которой находится школа. Иметь представление об истории школы, в которой учатся
1

10
11
Музей в нашей жизни
Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее
Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев
2

Традиционная и современная культура (12 часов)

12
Архитектура Крыма
Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек.
Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии
1

13
14
Строим город будущего.
Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека
Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека
2

15
Украшаем свой дом.
Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями
Знать, что такое интерьер и иметь представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом
1

16
17
Обряды различных этносов Крыма.
Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища 
Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища
2

18
19
Новоселье.
Новоселье праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов
Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья
2

20
Гостеприимство.
Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье
Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях
1

21
Ремесла Крыма.
Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики.
Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму.
1

22
23
Государственные праздники
Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.) 
Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников
2

Язык соседа (4 часов)

24
25
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе
Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе
2

26
Учимся говорить на языке соседа.
«Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье праздник моей семьи и моих соседей»
Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством
1

27
Национальный фольклор
Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях
Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях
1

Аксиология (2 часа)

28
Святые места
Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства
Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства
1

29
Памятники и святые места, которые нас объединяют 
Памятники и святые места, которые нас объединяют 
Иметь представления о памятниках в своей местности, которые объединяют людей разных национальностей и разных вероисповеданий
1

Конфликтология (4 часов)

30
31
Мы разные, но мы едины.
Каждый из нас особенный, но у нас много общего
Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом
2

32
33
Всегда ли нам легко общаться.
Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе
Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций
2


Тематическое планирование 3 класс

Тема занятия
Содержание занятия
Требования к уровню подготовки
Кол-во
часов


Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве 
Цели и задачи курса «Культура добрососедства».
Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем»
1

Географическая среда (6 часов)


Наш край – самый чистый и красивый
«Чисто не там где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержание чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы
Находить на карте России Крымский полуостров. Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт.
1


Крым на карте России 
Представление о Крыме как полуострове.
Находить на карте России Крымский полуостров 
1


Охрана природы Крыма
Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов
Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным.
1

5
6
Что такое «Красная книга»
Россия и Крыма и зачем они нужны. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона
Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека 
2

7
Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты. 
Заочное путешествие по Черному и Азовскому морям, по горным туристическим маршрутам
Знать значение минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека.
1

История (4 часов)

8
Тренинги: «Автобиография по эпохам». «Представь себя другим». «Воспоминания детства»
Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры
Иметь представление о народах, живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма: армяне, азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы.
1

9
Профессии наших родителей.
Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение
Знать и уметь рассказать о том, где работают наши родители.
1

10
11
«Памятник» от слова «память».
Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении.
Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения)
2

Традиционная и современная культура (12 часов)

12
Традиционные занятия населения региона. Земледелие.
Занятия населения региона в старину: земледелие (в т.ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т.д. 
Иметь представление о различных ремеслах распространенных в Крыму.
1

13
Традиционные занятия населения региона. Ремесленные специальности.
Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др.
Иметь представление о различных ремесленных специальностях.
1

14
Традиционные занятия населения региона. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия.
Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг.
Знать современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района, когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают
1

15
Архитектура Крыма
Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек.
Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии
1

16
Строим город будущего.
Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека
Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека
1

17
Великие книги человечества.
История появления и общая характеристика книг: Библии, Ветхого Завета, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности
Знать несколько великих учителей и великих книг человечества.
1

18
Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину.
Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек
Знать и уметь играть в несколько игр наших бабушек и дедушек.
1


Праздники, которые мы отмечаем вместе. 
История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 Марта и др. Меню праздничного стола. Подарки. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа
Знать основные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников
1

19
Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала.

События, на которые приглашают, и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю.
Знать правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Варианты приветствия (поздравления, соболезнования) на родном языке и на языке соседа. Знать основные правила поведения во время религиозного ритуала. Особенности застольного этикета. Уметь правильно попрощаться и уйти.
1

20
Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа.
Какие бывают праздники. Праздники, на которые приглашают, и праздники, на которые можно прийти без приглашения. Одежда и подарки, которые соответствуют празднику.
Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Формула поздравления с праздником на родном языке и на языке соседа. Особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольный этикет. Прощание и уход
1

21
Делаем сами подарки к праздникам.
Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них
Знать методику изготовления некоторых подарков своими руками.
1

22
Традиции отдыха в наших семьях 
Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье
Понимать необходимость отдыха для человека. Уметь рассказать как отдыхают в твоей семье.
1

Язык соседа (2 часов)

23
Способы передачи информации.
Жесты и взгляды – немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». Танец – понятный всем язык, который нас объединяет
Знать несколько способов передачи информации. Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий.
1

24
Мои любимые песни. 
Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей
Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о труде, об учении на языке своих соседей.
1

Аксиология (5 часов)

25
Всех ли мы называем друзьями?
Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Обсуждение пословицы: «Раздели радость с другим – она станет вдвое больше. Раздели горе с другим – оно станет вдвое меньше».
Знать и понимать какие качества ценны для человека, которого называю своим другом. Роль дружбы в жизни человека.
2

26
27
Ценности, которые объединяют всех. 
Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность
Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам
2

28
Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию. 
Нужны ли они в жизни современного человека. Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образованным и трудолюбивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании
Знать что такое «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен народов Крыма о трудолюбии и прилежании.
1

Конфликтология (4 часов)

29
30
Что такое «любовь»? Почему она нужна людям
«Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент, а «союзник». 
Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом
2

31
32
Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. 
Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен. 
Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций
2




















































15