Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Умники и умницы (общеинтеллектуальное направление)


Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 88 с УИОП, а также на основе авторского курса О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
Курс предназначен для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом
Программа имеет возрастную привязку:
для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности;
для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 45 минут (34 часа). Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.
Основной целью программы является воспитание творческой личности и создание условий для ее самореализации, развитие познавательных способностей ребенка.
При разработке программы занятий по развитию творческих способностей младших школьников, мною были поставлены следующие задачи:
1. Воспитательные:
формирование у детей основ анализа действительности;
эмоциональное развитие, развитие у учащихся уверенности в своих силах, чувства радости, успеха в учении;
развитие умения слушать мнение других и смело высказывать свои мысли;
развитие умения самостоятельно принимать решения.
2. Познавательные:
повышение уровня общей образованности младших школьников;
формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
развитие умения анализировать и решать нестандартные, повышенной сложности и практические задачи;
целенаправленное развитие системно-диалектического мышления;
углубление мотивации и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков
3. Развивающие:
развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
развитие творческих способностей (беглость, гибкость, оригинальность мысли);
развитие пространственного мышления;
развитие речи;
развитие умения синтезировать, комбинировать;
развитие творческого воображения.
В основу программы заложены следующие принципы:
преемственность - каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса учащихся, тем самым осуществляется постепенное усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;
интеграция - в программе заложено преподавание разных (основных) школьных предметов, что позволяет:
а) создать основу для формирования систематических межпредметных связей;
б) формировать единую гармоничную, научнообоснованную модель мира в сознании учащихся;
в) осуществить эвристическое обучение (подача материала с точки зрения разрешения проблем).
Формы и методы работы внеурочной деятельности. Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления. Обучающиеся принимают активное участие в викторинах, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах на муниципальном и международном уровне. Проводятся защиты проектов, конкурсы, викторины, познавательные игры.
Общая характеристика
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме занятий общеинтеллектуальной направленности. Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4 года, объёмом в 135 часов
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).
Система занятий по программе «Логика. Память. Мышление» позволяет развить следующие универсальные учебные действия.
Познавательные:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Метапредметные:
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Личностные:
воспитание межличностных отношений;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Основные технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие, проектные, информационно-коммуникативные, технология составления портфолио, компьютерные технологии обучения.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).
Методы обучения:
словесные, наглядные, практические.
индуктивные, дедуктивные.
репродуктивные, проблемно-поисковые.
самостоятельные, несамостоятельные.
Содержание курса
Вводное занятие (1 ч.). Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры.
Тест способностей (1 ч.). Развивать умение последовательного рассуждения.
Решение нестандартных задач (3 ч.). Развитие умения решать нестандартные задачи: перекладывание счетных палочек, разрезание фигур на одинаковые части. Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание
Командные игры (2). Групповая работа. Коллективное принятие решения. Игра Брейн-ринг.
Зрительно-пространственные тесты (3 ч.). Графические матрицы: изобрази недостающий предмет.
Участие в дистанционных предметных и межпредметных конкурсах (8 ч.) Применение знаний по предмету русский язык.
Ребусы (4 ч.). Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения разгадывать и составлять ребусы. Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус.
Словесные тесты. (2 ч.). Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры.
Цепочки (3 ч.). Математические цепочки. Словесные цепочки. Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д. Обогащение словарного запаса. Развитие быстроты реакции и концентрации внимания. Совершенствование вычислительных навыков.
Анаграммы (1 ч.) Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.
Числовые тесты (1 ч.). Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест.
Логические задачи (2 ч.). Решение логическо – поисковых заданий. «Мозговая гимнастика». Решение логических задач, задач на смекалку. Творческая работа: объединение трех предметов, по одному признаку. Решение комбинаторных задач.
Синквейн. (2 ч.) Знакомство с понятием «синквейн», составление синквейна.
Итоговое занятие (1 ч.). Тест достижений. Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году?
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
Умники и умницы
(общеинтеллектуальное направление)
4 «Б» класс

урока Тема занятий Количество часов Описание примерного содержания занятий Дата примечание
план факт 1. Вводное занятие. Диагностика познавательных процессов. 1 Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. 03.09. четверг
2. Диагностика познавательных процессов 1 Развивать умение последовательного рассуждения. 10.09. 3. Контрольный тест по математике ЦДО «Снейл» 1 Применение знаний по предмету математика. 17.09. 4. Контрольный тест по русскому языку ЦДО «Снейл» 1 Применение знаний по предмету русский язык. 24.09. 5. Командные игры 1 Групповая работа. Коллективное принятие решения. Игра Брейн-ринг. 01.10. 6. Международный конкурс «Занимательная математика» 1 Применение знаний по предмету математика. 08.10. 7. Зрительно-пространственные тесты 1 Графические матрицы: изобрази недостающий предмет. 15.10. 8. Зрительно-пространственные тесты 1 Графические матрицы: изобрази недостающий предмет. 22.10. 9. Решение текстовых задач 1 Применение знаний по предметам начального обучения. Умение составлять, придумывать, объяснять задачи. 29.10. 10. Числовые ребусы. 1 Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус. 12.11. 11. Ребусы. 1 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения разгадывать ребусы. 19.11. 12. Ребусы. 1 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения составлять ребусы. 26.11. 13. Международный конкурс «Мозаика» 1 Применение знаний по предметам начального обучения. 03.12. 14. Числовые ребусы. 1 Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус. 10.12. 15. Математические цепочки 1 Развитие быстроты реакции и концентрации внимания. Совершенствование вычислительных навыков. 17.12. 16. Словесные тесты. 1 Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры. 24.12. 17. Словесные тесты. 1 Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры. 14.01. 18. Словесные тесты. 1 Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры. 21.01. 19. Словесные цепочки. 1 Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д. 28.01. 20. Словесные цепочки. 1 Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д. Обогащение словарного запаса. 04.02. 21. Математические цепочки 1 Развитие быстроты реакции и концентрации внимания. Совершенствование вычислительных навыков. 11.02. 22 Международный конкурс по русскому языку «Ёж» 1 Применение знаний по предмету русский язык. 18.02. 23. Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру» 1 Применение знаний по предмету математика. 25.02. 24. Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру» 1 Применение знаний по предмету математика. 03.03. 25. Анаграммы. 1 Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму. 10.03. 26. Числовые тесты 1 Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест. 17.03. 27. Конкурс эрудитов 1 Выявление уровня развития внимания, памяти, мышления. 06.04. 28. Логические задачи. 1 Решение логическо – поисковых заданий. «Мозговая гимнастика». 13.04. 29. Логические задачи. Триады. 1 Решение логических задач, задач на смекалку. Творческая работа: объединение трех предметов, по одному признаку. 20.04. 30. Логические задачи. 1 Решение комбинаторных задач. 27.04. 31. Нестандартные задачи. 1 Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание 05.05. 32. Синквейн. 1 Знакомство с понятием «синквейн», составление синквейна. 12.05. 33. Синквейн. 1 Знакомство с понятием «синквейн», составление синквейна. 19.05. 34. Итоговое занятие. Тест достижений. 1 Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году? 26.05. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Карточки.
Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Математика».
Технические средства: проектор, компьютер, интерактивная доска (экран).
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 - 9 лет). / М.: Росткнига, 2013.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 - 9 лет)./Методическое пособие. 3 класс. – М.: Росткнига, 2013.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития 2007 Развивающее обучение
Планируемые результаты освоения курса
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы курса «Логика. Память. Мышление».
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.