Матер-класс по изготовлению юными авиамоделистами первого самолета


МАУ ДО «СЮТ» Моргаушского района Чувашской Республики Автор: Киршева Ирина Валериановна Мастер - класс "Рождение самолета" Цель : Способствовать развитию технического мышления школьников и познавательного интереса к техническому творчеству. Задачи:Ознакомить с историей рождения самолета.Способствовать формированию коммуникативных качеств личности. Ознакомить детей с назначением и устройством самолётов, с авиаконструкторами.Создать свой самолет.Развить творческие способности в трудовой деятельности, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать.Научить работать в группе, дружно, сообща; воспитание эстетического вкуса, экологически разумное отношение к техническому прогрессу. Рождение самолета Мечта о полете Чем закончился этот полет и состоялся ли он вообще — история об этом умалчивает. Знаменитая фраза Ивана Грозного из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»: — У меня тоже один крылья смастерил, так я его на бочку с порохом посадил... Пущай полетает! Основывается на подтвержденном историческом факте. Возможно, холоп, осмелившийся опровергнуть законы Божьи, закончил свою жизнь именно таким образом. Ведь в отсталой России того времени (1530—1584) человека, отважившегося уподобиться птице, запросто могли обвинить в связи с нечистой силой и казнить смельчака. Когда один из холопов Ивана Грозного смастерил себе крылья наподобие птичьих. С их помощью собирался спуститься с самого высокого московского сооружения — кремлевской колокольни. Следующий важный шаг сделал французский исследователь полета птиц Луи Пьер Муйяр (1834–1897). Он часто наблюдал парение птиц в восходящих потоках воздуха и пришел к твердой уверенности о возможности безмоторного полета с помощью искусственных крыльев. Первые попытки были неудачны, и только на третьем планере (1865 г.) удалось совершить небольшой полет. Планер представлял собой только крыло, образованное легкими деревянными нервюрами, обтянутыми полотном, – фюзеляжа и хвостового оперения не было. Пилот помещался в вырезе центроплана и прикреплялся к крылу ремнями. Опираясь на руки, он должен был отклонять тело в полете, осуществляя, таким образом, балансирное управление. Масса аппарата не превышала 15 кг. В России наука о полетах тоже не стояла на месте. 125 лет прошло со дня первого в мире старта самолета, приводимого в действие двумя паровыми двигателями, работающими на три воздушных винта.Его автором был генерал-майор Александр Фёдорович Можайский, моряк по профессии, который с 1876 г. проводил эксперименты с летающими моделями самолетов. Описание полета приведено в газете «Санкт-Петербургские новости»: «В нашем присутствии опыт был произведен в большой комнате над маленькой моделью, которая бегала и летала совершенно свободно и опускалась очень плавно...» Модель самолета А.Ф.Можайского. "Воздухоплавательный снаряд" Можайского. В 1881 г. он получает привилегию (патент) на конструкцию полномасштабного самолета, а уже через два года, в 1883 году была построена конструкция до того времени невиданной машины. Самолет был продуман технически грамотно, но малая мощность двигателей не позволила ему подняться в воздух. После успешных опытов с летающими моделями, проведенными в 1876-77 годах А.Ф.Можайский обратился в Военное министерство России с предложением о создании полноразмерного самолета собственной конструкции. Во время очередного испытания самолет потерпел аварию. А.Ф.Можайский погиб, а самолет забросили. Следующий шаг сделал Отто Лилиенталь. Немецкий инженер и первый лётчик-исследователь разработал, построил и испытал одиннадцать летательных аппаратов. Совершил свыше 2 тыс. полётов на планерах собственной конструкции.. Планер конструкции Лилиенталя. Планер (от французского слова «planeur» —парить)— безмоторный летательный аппарат. В конце XIX века процесс освоения воздушного пространства выходит на качественно новый уровень: производятся десятки испытаний летательных аппаратов. Серия его планеров (1889–1896) показала реальную возможность полетов. Отто Лилиенталь готовится к полёту В отличии от многих пионеров авиации не пытался сразу взлететь, а долго бегал по холмам пытаясь определить центр подъемной силы. Первый «полёт» совершил просто поджав коленки. Известия о человеке, который умеет летать, как птица, распространились по миру. Посмотреть на него приезжали не только туристы и любопытные, но и видные специалисты. Дальность его полетов составила 250 м, полетное время достигло 20–30 с. «Люди, несомненно, научатся летать! Завоевание воздуха придет через планеризм». Биплан Лилиенталя, самолет с двумя крыльями, расположенными одно над другим. 10 августа 1896 года Отто Лилиенталь во время очередного полета в Берлине погиб. О. Лилиенталь, произнеся эти слова, оказался провидцем, однако этого еще не знали его современники Полет Лилиенталя на планере собственнойконструкции. Уже были изобретены воздушные шары (аэростаты), дирижабли и планеры, но не было самолета. Самолет – летает сам. Надо было сделать шаг от планеров к мотопланеру и далее. Его сделали в 1903–1905 гг. американские изобретатели братья Орвила и Уилбура Райт. В 1900 году они сделали биплан весом в 22 кг. и с размахом крыльев 5,2 метра. Начиная с 1900 года, братья сконструировали ряд бипланов, однако дальность их полета составляла не более 118 метров. Орвилл и Уилбер Райт. Биплан братьев Райт. Полет братьев Райт Но к ищущим и смелым людям приходит удача. Братья регулярно проводили аэродинамические исследования на планерах собственной конструкции , шаг за шагом накапливая научно-практический опыт и только после этого приступили к созданию самолетов. ПЛАНЕР, ИСПЫТАННЫЙ БРАТЬЯМИ РАЙТ в 1902 в дюнах Китти-Хоук (шт. Сев. Каролина). Опираясь на опыт своих предшественников и на собственный опыт планеростроения, братья Райт создали самолет, который обладал не только необходимой для полета энерговооруженностью, аэродинамическими качествами и запасом прочности, но и имел эффективную систему бокового и продольного управления. 14 декабря 1903 году человечество, наконец, осуществило свою давнюю мечту о полете и, в небо поднялся самолет, рожденный в США "Флайер» , который продержался 3,5 секунды. Первый аэроплан братьев Райт. "Флайера» III. Аэроплан братьев Райт. 1904 г. Это была настоящая революция! В небо поднялись летательные аппараты тяжелее воздуха, совершившие моторные полеты с человеком на борту. Запуск "Флайера» II. Последний совершил полет продолжительностью 39 мин. 23 сек. И покрыл при этом расстояние в 38,9 км. Беспокойные американцы не собирались починать на лаврах. Через год прошли успешные испытания "Флайера II", а чуть позже - его улучшенной модификации "Флайера III". В 1883 г. Российский изобретатель А.Ф.Можайский построил и испытал первый в мире самолет на двадцать лет раньше американцев братьев Райт, которым до последнего времени совершенно незаслуженно приписывалось это изобретение Викторина Откуда хотел взлететь на самодельных крыльях холоп Ивана Грозного? Кремлевской колокольни Викторина 1 Французский изобретатель Луи Пьер в 1865году создал планер, из каких частей он состоял Из одного крыла, к которому привязывался ремнем Викторина 2 . Кто изобрел первый в мире самолет, приводимый в действие 3мя воздушными винтами? Александр Федорович Можайский Викторина 4. В каком году А.Ф. Можайский построил свой самолет в натуральную величину? 1883 Викторина 5. Немецкого инженера, летчика-исследователя, называют отцом планеризма, за отважные испытания собственных планеров, в которых для старта использовал свои ноги, а как настоящее его имя? Отто Лиленталь Викторина 6. Что такое планер? Безмоторный летательный аппарат Викторина 7.Французский изобретатель Луи Пьер в 1865году создал планер, из каких частей он состоял Из одного крыла, к которому привязывался ремнем Викторина 8. Назовите мена изобретателей, которые накапливали опыт на планерах своих конструкций, прежде чем перейти к созданию самолетов? Орвилл и Уилбер Райт Викторина 9. Какие планеры они изобретали?Биплан Викторина 9. Как назывался первый самолет Братьев Райд и последующие улучшенные его модели? (Файер1, 2, 3)Орвилл и Уилбер Райт. Викторина 10. На сколько лет раньше А.Ф. Можайский опередил братьев Райд в создании первого самолета? 20 лет Физкультминутка Руки ставим мы вразлёт: Появился самолёт. Мах крылом туда – сюда, делай раз, делай два! Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите. Опустите руки вниз – И на место все садитесь! Изготовление из бумаги модель планера Нам понадобятся:НожницыКарандашЛист А4 Изготовление из бумаги модель планера. Изготовление из бумаги модель планера. Полетели!!! Формы контроля знаний Занятия кружка проходят творчески и весело! Лауреат премии Президента России Маряшкин Денис Юрьевич, воспитанник кружка «Авиамоделирование»,учащийся 10 класса МОУ «Юнгинская СОШ им С.М.Михайлова», победитель VI Спартакиады школьников по спортивно- техническим и военно- прикладным видам спорта на Кубок им. космонавта А.Г. Николаева 2009-2010 учебного года ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 октября 2010г. № 1031.) Наши результаты Толстов Сергей Витальевич –Выпускник –воспитанник кружка - студент I курса Московского авиационно- технического институт (на бюджетной основе ) Спасибо за внимание!!!