Видео мастер-класс по изготовлению радиоуправляемой модели Су-37

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЯМАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»



РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО приказом МБУДО ЯЦВР
протокол от 15.11.2016 № 4 от 15.11.2016 № 127





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Простейшие авиамодели»

возраст детей 9-16 лет
срок реализации 1 год













Автор-составитель: Мохов Евгений Сергеевич,
педагог дополнительного образования















Яр-Сале - 2016

Содержание
Пояснительная записка 3
Направленность
Новизна и актуальность
Педагогическая целесообразность
Цель и задачи программы
Сроки реализации. Формы и режим занятий
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Механизм отслеживания результатов
Учебно-тематический план 6
Содержание образовательной деятельности 7
Методическое обеспечение 9
Литература 12
Список литературы для педагога
Список литературы для педагога и учащихся
Пояснительная записка
Программа реализует спортивно-техническую направленность, способствует формированию у обучающихся интереса к технике, привитию специальных знаний, умений и навыков, необходимых для начального технического моделирования, развитию конструкторских способностей и технического мышления.
Авиамоделизм - первая ступень овладения авиационной техникой. Модель самолета - это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определенные навыки и знания. В процессе изготовления моделей учащиеся приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности.
В работе с начинающими моделистами упор делаться на освоение и отработку основных технологических приемов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске. Главной целью является воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости в работе, стремления сделать модель правильно, прочно, надежно и красиво, чтобы каждая построенная модель была действительно летающей.
В рамках традиционно реализуемых программ по авиамоделированию детям, освоившим начальные навыки, предлагается постройка таймернных, резиномоторных, кордовых и других специфических спортивных моделей. Такие модели имеют сложную в изготовлении конструкцию, оснащены, как правило, двигателями внутреннего сгорания, и механическими устройствами – таймерами, сложными в настройке. Особые условия запуска создают дополнительные трудности юному авиамоделисту в объединениях, работающих по традиционным программам. Поэтому, каждая серия полётов - тренировка, становится редким событием в спортивной жизни начинающего авиамоделиста. Больше того, воспитанникам приходится строго выполнять указания педагога объединения в работе над моделью, так как изменение технологии изготовления или реализация творческих задумок ребёнка в конструкции модели приводит либо к значительному увеличению времени работы над моделью либо к созданию модели, высокий спортивный результат которой оказывается под сомнением. Педагог, заботясь о высоких достижениях всего объединения и каждого ребёнка в отдельности, вынужден предлагать детям чертежи и схемы моделей, лётные качества которых проверенны временем. Поэтому, чем репродуктивнее оказывалась деятельность ребёнка, тем надёжней и лучше летала модель, придуманная и разработанная педагогом. Тем выше был и спортивный результат.
Отличительной особенностью программы является её практическая направленность, и особое внимание к спортивной подготовке юного авиамоделиста.
В предлагаемой программе на подвижные игры, тренировочные полеты и соревнования отводится почти половина времени, около 40% занятий. Такое деление учебного времени достигается благодаря снижению трудозатрат на изготовление летающих моделей за счет особенностей конструкции и применения специальных технологических приемов, подходящих материалов, готовых конструктивов. Что позволяет ребенку за первый год самостоятельно изготовить и опробовать до 10 моделей. При таком подходе занятия авиамоделизмом из монотонных и однообразных превращаются в активные и динамичные, что в большей мере способствует развитию устойчивого познавательного интереса к данной области и соответствует возрастным и психологическим особенностям детей данной категории.
Цели программы:
воспитание социально-адаптированной личности в процессе обучения научно-техническому творчеству;
формирования системы знаний обучающихся по авиамоделированию, ориентирование их на достижения высоких результатов, начальная допрофессиональная подготовка;
выявление и развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся
Реализации цели программы способствует решение следующих образовательных задач:
дать детям глубокие теоретические знания основ начального технического моделирования;
привить обучающимся специальные практические умения и навыки конструирования разнообразных простейших моделей (пользование инструментами, необходимыми для моделирования, работа с шаблонами, вычерчивание отдельных деталей моделей, чтение простейших чертежей, испытание моделей, анализ результатов своего труда и других);
формировать навыки технического мышления;
воспитать в детях культуру труда,
воспитать в детях межличностных отношений,
воспитать в детях чувство ответственности за качество выполняемой работы.
Прогнозируемые результаты:
выявление, развитие и реализация творческих потенциальных способностей обучающихся;
укрепление их позитивного самовосприятия и самовыражения в процессе обучения в авиамодельном кружке;
превращение начального интереса к авиамодельному творчеству в зрелую мотивационную сферу, обоснованную внутренней позицией обучающегося:
расширение и дополнение базовых знаний по школьным курсам черчения, математики, физики, астрономии, химии;
усвоение и применение на практике блока технических понятий и знаний;
воспитание чувства коллективизма и ответственности за конечный результат труда;
воспитание активной социальной позиции и гражданской ответственности перед обществом.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения 108часов. Режим занятий 4 часа в неделю (2раза по 2 часа).
Структура занятия: 10 мин – орг.часть, подготовка рабочего места, инструктаж по правилам безопасной работы, целеполагание, 30-45 мин – практическое занятие по плану с элементами теории, 10 мин- смена деятельности, физкультпауза, проветривание, 30-45 мин - тренировочные запуски или самостоятельная работа на моделью, 10 мин заключительная часть (подведение итогов, уборка рабочего места, инструментов).
Наполняемость учебных групп, в соответствии требованиями
МБУ ДО «Ямальский ЦВР» (не более 12-ти человек)
Содержание программы предполагает использование разнообразных форм занятий: презентация, практические работы, беседы, соревнования и показательные выступления, выставки моделей, технические конкурсы, испытание изготовленных моделей, игры, викторины, праздники.
Группа комплектуется из учащихся 2 8 классов.
Основной задачей 1 года обучения является формирование устойчивого интереса детей к выбранному ими виду творчества. На занятиях обучающиеся получают первоначальные знания о моделях планеров, , знакомятся с технической терминологией, осваивают на практике конструкторские операции, отрабатывают навыки изготовления простейших моделей по шаблонам, учатся их испытывать и анализировать результаты испытаний. А так же привитие первоначальных графических знаний и умений, навыков работы с инструментами, применяемыми при обработке различных материалов, формирование умений изготавливать детали конкретных моделей,

Результативность образовательной программы
Обучающиеся могут знать: правила безопасности во время работы с различными инструментами, используемыми в процессе конструирования моделей; элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются модели, и инструментах, необходимых для конструирования; историю авиамоделирования.
Обучающиеся могут уметь: пользоваться инструментами, необходимыми для моделирования; выполнять рабочие операции с бумагой; конструировать простейшие модели по шаблонам; владеть первоначальными графическими навыками; знать назначение чертёжных инструментов и правила пользования ими; испытывать новые модели и анализировать полученяе результаты. Соблюдать правила безопасности в процессе моделирования и испытания моделей.

Контроль за знаниями обучающихся осуществляется в форме педагогического наблюдения и устной оценки педагогом промежуточных и конечных результатов работы детей, тематических конкурсов, викторин, игр, диагностики.
Учебно-тематический план
Первый год обучения




Название темы
Количество часов



Теория
Практика

Всего




изготовление моделей
тренировки


1
Вводное занятие, организационная часть, техника безопасности
1
1
-
2

2
Бумажные летающие модели
6
20
2
28

3
Комбинированные летающие модели из реек и пенопласта
4
20
2
26

4
Модель вертолёта «Муха»
2
11
1
14

5
«Воздушные змеи»
3
14
7
24

6
Проектная деятельность и презентации.
1
-
11
12

7
Заключительное занятие, подведение итогов.
2
 -
 -
2



18
77
14
108




Содержание образовательной программы.
Тема 1 Вводное занятие, организационная часть, техника безопасности
Вводное занятие включает в себя знакомство с историей и традициями коллектива, правилами поведения в учреждении, общими правилами техники безопасности, ознакомление с планами на год, с тем, какие личные инструменты и материалы необходимо приобрести заранее (карандаш, линейка, ластик, клей ПВА, наждачная бумага разной зернистости и др.). Полезно провести «экскурсию» по мастерской. Показать, где расположены зоны конструирования и сборки, где зона обработки материалов, где и как лежат материалы, заготовки, и готовые модели, где раковина и мыло, куда выбрасывать мусор.
Проводя запись в объединении, педагог выясняет, на каком уровне подготовки находятся будущие обучающиеся, что послужило мотивом их прихода в коллектив. Необходимо объяснять детям и родителям правила поведения в помещении объединения, в учреждении. Ознакомить вновь пришедших с правами и обязанностями. По выбору педагога это можно сделать и на общем родительском собрании.
Проводя собеседование, педагог определяет основные психолого-педагогические особенности детей.
Тема 2 Изготовление бумажных летающих моделей.
Теоретические знания:
История авиации и воздухоплавания, основные части самолета и их назначение, подъемная сила крыла, устойчивость и центр тяжести модели. Правила безопасного поведения при запусках моделей.
Практические умения: работа с ножницами, бумагой; склейка деталей без перекосов. Отработка навыка старта, регулировка моделей рулями высоты и поворота.
Тема 3 Комбинированные летающие модели из реек и пенопласта.
Теоретические знания: Правила безопасного поведения при запусках моделей, самолеты различных назначений и схем. История развития самолетостроения. Виды самолётов и их назначение, схемы расположения несущих плоскостей: моноплан, биплан, «утка»; способы увеличения прочности конструкции модели. Правила склейки пенопласта.
Практические умения: координация движений при работе на терморезаках (при их использовании), вырезание деталей из пенопласта, приёмы склейки деталей из пенопласта, работа с плотной бумагой, правила резания ножом и ножницами, работа с мелкой наждачной бумагой, правила запуска модели с линии старта в помещениях.
Тема 4 Модель вертолета «Муха».
Теоретические знания: правила безопасного поведения при запусках модели вертолёта особенности полета вертолета, инерция, и ее влияние на продолжительность вращения и полета модели.
Практические навыки: обработка древесины ручным инструментом, зачистка и циклевание поверхности, сборка на клею.
Тема 5 «Воздушные змеи»
Теоретические знания: Воздушный змей. Знакомство с одним из древнейших летательных аппаратов, история развития и область применения. Сведения о воздухе. Ветер, его скорость и направление, сила ветра. Шкала Бофорта. Изготовление различных конструкций.
Практические умения: работа с ножницами, нитками, рейками, бумагой и плёнкой; склейка деталей без перекосов. Отработка навыка старта, регулировка моделей.

Тема 6 Исследовательская деятельность и презентации.
Изучение истории авиации и авиамодельного спорта. Обобщение приобретённого опыта в авиамоделировании. Подготовка презентации на примере построенных собственными руками летающих моделей.
Тема 7 Заключительное занятие, подведение итогов.




Методическое обеспечение программы
Достижение цели программы основывается на следующих принципах:
( Иерархичность. В зависимости от личностных качеств обучающегося, его деятельность может осуществляться на трех уровнях иерархии:
– операционном: обучающийся изменяет в изготовлении модели лишь отдельные технологические операции;
– начальном творческом: обучающийся самостоятельно планирует и выполняет отдельные этапы изготовления и регулировки модели, используя всю совокупность освоенных ранее средств и способов;
– творческом: учащийся самостоятельно определяет место и цели собственной деятельности, выполняет самостоятельно полностью всю работу, начиная от определения цели работы до регулировки изготовленной самостоятельно, действующей модели.
( Самоорганизация деятельности, предполагающая способность учащегося организовать свою деятельность как систему, самостоятельно выбирать цель, содержание деятельности, реализовывать её на практике, критично оценивать результаты полётов.
( Сотрудничество учащегося и педагога. Этот принцип предполагает совместную деятельность двух субъектов – юного авиамоделиста и руководителя – над авиамоделью, в результате которой возникает новое качество в отличие от уже имеющихся моделей. При этом также происходит не только прямая передача информации от субъекта-педагога, более информированного, к субъекту-ученику, но возникает и обратная информационная связь: от ученика к педагогу-руководителю. Подобный уровень сотворчества позволяет учащемуся выйти на функциональную позицию «авиамоделист-спортсмен».
( Продуктивность творческой деятельности, главным ориентиром которой должно быть личное образовательное приращение учащегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов деятельности. В процессе создания внешнего продукта, действующей модели, у учащегося происходит формирование и развитие творческих умений и способностей.

При реализации программы используются следующие методы:
( На теоретической части занятия:
– словесные - беседы, включающие активное взаимодействие учащихся с преподавателем;
– проектно-конструкторские;
– исследовательские.
( На практических занятиях и тренировках:
– словесные: объяснение, беседа, диалог, консультация;
– наблюдение;

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий
Методика обучения предполагает увлекательность подачи и доступность восприятия детьми теоретического материала, находящегося в непосредственной связи с выполнением практического задания, что способствует наиболее эффективному усвоению программы. При этом в конце каждого занятия виден результат как общей, так и индивидуальной работы, чему способствует проведение тренировочных полётов и регулировки моделей с подробным обсуждением итогов. Зачастую теоретические сведения носят опережающий характер по отношению к основным школьным дисциплинам (математикой, технологией, природоведением и др.), но последовательность и красочность изложения материала приводят к достаточно хорошему его усвоению.
Важным условием для успешного выполнения программы является организация комфортной творческой атмосферы на всех занятиях, что необходимо для возникновения отношений сотрудничества между педагогом и обучающимися при решении общих задач и, в частности, выступлениях на соревнованиях.
Ощущение психологического комфорта, создаваемого педагогом с первых же занятий, способствует реализации творческого потенциала обучающихся и их самореализации.
Программа предусматривает различные траектории развития личности обучающегося. После овладения знаниями, умениями и навыками по основным темам учебного плана первого года обучения, после изучения специфики работы с моделями ребятам, обучающимся по программе второго года, предлагается освоить азы исследовательской деятельности, те из них, кто проявит интерес к этим видам деятельности, будут выполнять учебно-исследовательскую работу по регулировке и настройке моделей.
При реализации программы используются следующие методы:
- традиционный объяснительно-иллюстративный: наличие в занятиях теоретической части, во время которой учащиеся знакомятся с новыми сведениями по теме по принципу восхождения от простого к сложному;
- практико-ориентированный: наличие в занятиях практической части, когда обучающиеся под руководством педагога осваивают правила и приёмы работы с инструментом и занимаются изготовлением и сборкой моделей. Также, значительное место отводится тренировкам и участию в соревнованиях, после которых производится «разбор полётов» - обсуждение результатов;
- групповой: использование командного метода как оптимальной формы организации деятельности, при котором коллективная работа учащихся сочетается с индивидуальной;
- деятельностный: введение индивидуальных творческих заданий, самостоятельной работы с литературой, участие детей в выставках и мастерклассах.
Логика построения учебного плана, определяющая последовательность тем и количество часов на их изучение, построена на основе принципов:
От простого к сложному в развитии мотивации к познанию и творчеству.
Природосообразность всего образовательного процесса.
От репродуктивного освоения навыков предметной деятельности через анализ результатов работы к техническому творчеству.
Личностно-деятельностный подход, лежащий в основе данной программы, предполагает, что обучение творчеству происходит непосредственно в процессе деятельности, подразумевающей работу над изготовлением модели, проведение экспериментально-регулировочных полётов на тренировках, и участие в соревнованиях. Соответственно, в первый год обучения по предлагаемой программе формируются в основном операционные умения, а в отдельных случаях, и стратегические умения. Основой для формирования стратегических умений выступают сформированные операционные и тактические творческие умения.
Основным механизмом формирования творческих учебных умений являются разработка конструкций летающих моделей и тренировочные полёты.
При наличии предварительной, «домашней», подготовки детей, в результате собеседования с педагогом или сразу после изготовления простейших моделей, педагог выявляет уровень подготовки ребёнка, позволяя усложнять задания. Такой подход придаёт образовательному процессу природосообразный характер, позволяет детям с первых занятий попасть в ситуацию успеха, что немаловажно при невысоком уровне мотивации ребёнка к занятиям авиамоделированием, как видом технического творчества.

Успешность реализации программы в значительной степени зависит от материально-технического оснащения.
Материальное оснащение:
Помещение: учебный класс-мастерская 50 м2, подсобное помещение не менее 10 м2, мойка, инвентарь для уборки и пылесос, огнетушитель порошковый ОП-10, (при использовании терморезаков, приточно-вытяжная и местная вентиляция)
Техническое обеспечение.
Набор столярного ручного и механического инструмента. Развёрнутый комплект слесарного инструмента. Шлифовальный, калибровочный и профильный универсальный станок. Разметочные приспособления и устройства. Терморезаки для обработки пенопласта. Токарный, фрезерный, сверлильные станки. Стартовое метеорологическое оборудование (по возможности). Методическая литература, чертежи, схемы, таблицы для расчётов моделей, комплекты шаблонов. Материалы для изготовления моделей: древесина в рейках и пластинах сосна, ель, липа, бальза, фанера, пенопласт,
пенополистирол, клей для потолочной плитки, клей ПВА, а так же двухкомпонентные 20ти-30-ти минутные компауды.


Список литературы

для педагога:
Букин Е.Л. Основы ракетного моделизма. М. ДОСААФ, 1972.
Гаевский O.K. Летающие модели планеров. М. ДОСААФ, 1955.
Гусев Б.К., Докин В.Ф. Основы авиации. М. Транспорт, 1988.
Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. М. Машиностроение, 1981.
Ермаков A.M. Простейшие авиамодели. М. Просвещение, 1984.
Еськов В.Ф. Как построить модель ракеты. М. ДОСААФ, 1967.
Костенко И.К., Дёмин С.И. Советские самолёты. М. ДОСААФ, 1973.
Кротов И.В. Модели ракет. М. ДОСААФ, 1979.
Ломан Вольфганг. Бег, прыжки, метания. М. «Физкультура и спорт» 1985.
Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Мытищи УПЦ Талант, 2000.
Рожков B.C. Строим летающие модели. М. Патриот, 1990.
Рожков B.C. Авиамодельный кружок. М. Просвещение, 1986.
Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. М. Просвещение, 1983.
для обучающихся:
Гильберг Л.А. Покорение неба г.Харьков «Коммунист» 1977.
Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. М. Машиностроение, 1981.
Ефремов А. Е. Лети модель М. ДОСААФ 1969.
Журнал «Моделизм спорт и хобби» 2003 – 2005.
Павлов А.П. Твоя первая модель. М. ДОСААФ, 1979.
Томилин А.Н. История авиации. СПб. издательский дом «Нева»,2004.
Турьян В.А. Простейшие авиационные модели. М. ДОСААФ, 1982.









13PAGE 14115


13PAGE 14915




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315