Прикладной курс по биологии для 11 класса Эволюция естественно-научной картины мира

Учебная программа по прикладному курсу «Эволюция естественно-научной картины мира» для 11 класса естественно-математического направления уровня общего среднего образования.

Введение
В основу построения курса положена синтетическая теория эволюции (СТЭ), в которой обобщены данные, полученные при изучении живой природы на всех уровнях ее организации – от молекулярно-генетического до биосферно-биоценотического. Курс начинается с рассмотрения основных закономерностей молекулярной биологии, цитологии и генетики, позволяющих дать понятие о явлениях наследственности и изменчивости, лежащих в основе механизмов эволюционного процесса. Сам процесс эволюции первоначально развертывается на популяционном уровне, так как именно здесь взаимодействуют элементарные эволюционные факторы и эволюционный материал. Знакомству с элементарными эволюционными факторами предшествует изложение теории Ч. Дарвина о движущих силах и результатах эволюции, что позволяет рассматривать учение о микроэволюции как синтез классического дарвинизма и генетики. В сопоставлении с микроэволюцией рассматривается понятие макроэволюции, показывается разнообразие форм жизни, возникшее на длительном пути ее исторического развития.














Пояснительная записка.
Программа прикладного курса «Эволюция естественно-научной картины мира» разработан для учащихся 11-го класса естественно-математического направления. Данная программа составлена в полном соответствии государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях в 11 классе. Углубленный уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение этих стандартов. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия, и помочь детям при сдаче ЕНТ по биологии.
Курс общей биологии – комплексный учебный предмет, состоящий из основ таких интегрирующих наук, как эволюционное учение, цитология, генетика и др. Комплексный характер курса определяет его структуру, которая обусловливается системой связей между науками, степенью биологической и общеобразовательной подготовки школьников, требованиям теории развития понятий.
Данный курс рассчитан на 1 часа в неделю, 34 часов в год в 11 классе.

Цель прикладного курса:
1) расширить и углубить знания о эволюции органического мира
2) углубление знаний учащихся по биологии выявления способностей и заинтересованности каждого ученика, формирование практических навыков экологического образования, воспитания культуры, объяснение основных закономерностей, свойственных живым организмам с точки зрения эволюционного развития, подготовка к ЕНТ по биологии.





Задачи прикладного курса:
Главная задача курса – заинтересовать проблемами эволюции, помочь осознать причастность каждого из нас к общему потоку жизни, показать место человека в этом потоке и его ответственность за то, чтобы жизнь не прерывалась.
Образовательные:
* освоение знаний о биологической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших биологических понятий, законах и теориях;
* овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных биологических явлений и свойств веществ, оценки роли биологии в развитии современных технологий и получения новых материалов;
Развивающие:
* развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
* развивать информационную компетентность учащихся;
Воспитательные:
* воспитание убежденности в позитивной роли биологии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
* применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, на производстве решения практических задач, в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.


Ожидаемые результаты:
В ходе изучения данного курса у учащихся ожидается расширение знаний о: 1. Наследственная информация и ее реализация в клетке.
2. Предпосылки возникновения и основные положения учения Ч.Дарвина..
3. Историческое развитие органического мира


Требования к результатам усвоения учебного материала по курсу

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:
Современные направления и методы биологических знаний;
Причины взаимосвязи биологии и медицины (здоровья, гигиены, питания, лечения человека);
Основные характеристики химических веществ, используемых в быту, в сельском хозяйстве, способы их безопасного применения;
Положительную роль биологии в решении проблем окружающей среды.
Воздействие загрязнителей на окружающую среду и человека.
Санитарно-гигиенические требования к организации труда, детской одежде и обуви, питанию.

Учащиеся должны уметь:
Объяснять взаимообусловленность строения и функций органоидов клетки;
Пользоваться генетической терминологией и символикой, применять знания для объяснения генетических закономерностей формулирования вывода о познаваемости биологических явлений и материальном единстве живой природы;
Обобщать, выделять главное и систематизировать знания.














Базовое содержание прикладного курса:
Раздел 1.
Молекулярные, генетические и цитологические основы наследственности и изменчивости (9 ч.)
Белки – биополимеры. Нуклеиновые кислоты. Наследственная информация и ее реализация в клетке. Деление клетки. Митоз. Размножение. Мейоз. Оплодотворение. Основные законы наследственности. Первый закон Г.Менделя (Закон единообразия гибридов первого поколения), цитологические основы. Решение задач повышенной сложности по теме «Моногибридное скрещивание». Второй закон Г.Менделя (Закон расщепления гибридов второго поколения), цитологические основы. Решение задач повышенной сложности по теме «Дигибридное скрещивание». Сцепленное наследование. Хромосомная теория Т.Моргана. Решение задач. Сцепленное с полом наследование. Генетика пола. Взаимодействие генов. Множественное действие генов. Закономерности изменчивости. Генетика и медицина.
Раздел 2.
Развитие эволюционных представлений, доказательства эволюции- (7 ч.)
Истоки дарвинизма. Первое эволюционное учение. Предпосылки возникновения и основные положения учения Ч.Дарвина. Искусственный отбор. Ч.Дарвин о движущих силах эволюции видов. Оценка эволюционного учения Ч. Дарвина. Победа эволюционного учения. Доказательства эволюции. Вид, его критерии. Популяционная структура вида.
Раздел 3.
Микроэволюция – (9 ч.) Дальнейшее развитие дарвинизма. Формирование синтетической теории эволюции .Введение в популяционную генетику. Закон Харди – Вайнберга. Элементарные эволюционный материал, явление, структура. Элементарные факторы эволюции. Мутационный процесс. Популяционные волны. Генетический дрейф. Изоляция. Естественный отбор – направляющий элементарный фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Возникновение приспособлений – результат действия естественного отбора. Образование вида – результат микроэволюции. Основные положения СТЭ. Дальнейшее развитие эволюционизма.
Раздел 4.
Макроэволюция. Многообразие органического мира и принципы систематики- (6 ч.) Основные направления эволюционного процесса. Многообразие органического мира. Принципы систематики. Широкая классификация организмов: доклеточные и клеточные (безъядерные) формы жизни. Эукариоты. Происхождение эукариотической клетки. Широкая классификация организмов: царства растений и грибов. Широкая классификация организмов: царство животных.
Раздел 5.
Историческое развитие органического мира- (3 ч.) История Земли и методы ее изучения. Развитие жизни на Земле (Архей. Протерозой. Палеозой).Развитие жизни на Земле (Мезозой. Кайнозой). Теории происхождения жизни.





















Список литературы для изучения курса:
Литература для учителя:
Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н, Эволюция органического мира: Факультатив. курс: Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1991.
Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. – М: Аванта+, 2000.
Н.Л.Галеева.,«Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»-методическое пособие для учителя, Москва: «5 за знания»,2006г.
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х томах. Т.1. – М.: Мир, 1990.


Литература для учащихся:
Колесников С.И. Биология: Пособие – репетитор. – М. ИКЦ «МарТ», 2008
Лернер Г.И. Биология. Репетитор. 2012. – М.: ЭКСМО, 2012.
Лернер Г.И. Биология: сборник заданий. 2013.  -  М.: ЭКСМО, 2012.
Мамонтов С.Г. Биология: Справ. Издание. - М: Высшая школа, 1992.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. - М: Просвещение, 1994
Ландау-Тылкина С.П. К.А. Тимирязев: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
Чухрай Е.С. Молекула, жизнь, организм: Кн. для внеклассного чтения. 8-10 кл. – М.: Просвещение, 1981.
Казакова О.С. и др. Хрестоматия по общей биологии для учащихся средней школы. - М.: Просвещение, 1970.






Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема занятия
Кол-во часов

Вид занятия

Сроки


Раздел 1. Молекулярные, генетические и цитологические основы наследственности и изменчивости (9 часов)




1.
Белки- биополимеры. Нуклеиновые кислоты. Наследственная информация и ее реализация в клетке
1
Вводная лекция




2.
Деление клетки. Митоз и мейоз.
1
Комбиниров. занятие


3.
Первый закон Г.Менделя (Закон единообразия гибридов первого поколения), цитологические основы. Решение задач повышенной сложности по теме «Моногибридное скрещивание»
1
Практическая работа


4.
Второй закон Г.Менделя (Закон расщепления гибридов второго поколения), цитологические основы.
1
Комбиниров. занятие


5.
Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание».
1
Практическая работа


6.
Хромосомная теория Т.Моргана. Решение задач.
1
Лекция


7.
Сцепленное с полом наследование.
1
Комбиниров. занятие


8.
Генетика пола.
1
Комбиниров. занятие


9.
Генетика и медицина.
1
Лекция



Раздел 2.
Развитие эволюционных представлений, доказательства эволюции (7 часов)





10.
Истоки дарвинизма.
1
Комбиниров. занятие


11.
Первое эволюционное учение.
1
Лекция


12.
Развитие биологии в додарвиновский период.
1
Лекция


13.
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
1
Комбиниров. занятие


14.
Предпосылки возникновения и основные положения учения Ч.Дарвина.
1
Комбиниров. занятие


15.
Доказательства эволюции
1
Комбиниров. занятие


16.

Процесс видообразования, его типы.
1
Комбиниров. занятие



Раздел 3.
Микроэволюция (9 часов)




17.
Дальнейшее развитие дарвинизма.
1
Лекция


18.
Формирование синтетической теории эволюции
1
Лекция


19.
Введение в популяционную генетику.
1
Комбиниров. занятие


20.
Закон Харди – Вайнберга. Решение задач.
1
Практическая работа


21.
Элементарные эволюционный материал, явление, структура.
1
Лекция


22.
Элементарные факторы эволюции. Мутационный процесс.
1
Лекция


23.
Популяционные волны. Генетический дрейф. Изоляция
1
Лекция


24.
Естественный отбор – направляющий элементарный фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях
1
Комбиниров. занятие


25.
Возникновение приспособлений – результат действия естественного отбора. Инстинктивная приспособленность.
1
Лекция



Раздел 4.
Макроэволюция. Многообразие органического мира и принципы систематики (6 часов)




26.
Основные направления эволюционного процесса
1
Лекция


27.
Многообразие органического мира. Принципы систематики.
1

Лекция


28.
Широкая классификация организмов: доклеточные и клеточные (безъядерные) формы жизни.
1
Комбиниров.
занятие


29
Эукариоты. Происхождение эукариотической клетки.
1
Лекция


30.
Широкая классификация организмов: царства растений и грибов.
1
Лекция


31.
Доказательства эволюции органического мира и происхождения человека.
1
Комбиниров. занятие



Раздел 5.
Историческое развитие органического мира (3 часа)




32
История Земли и методы ее изучения. Летопись Земли.
1
Лекция


33
Развитие жизни на Земле (Архей, Протерозой, Палеозой, Мезозой, Кайнозой).
1
Лекция


34
Теории происхождения жизни.
1
Лекция.





Заголовок 1 Заголовок 215