Педагогический проект Формирование научной картины мира в мировоззрении школьника


Педагогический проект: «Формирование научной картины мира в мировоззрении школьника».Автор: Е. В. Галигузова, учитель физики МКОУ «СОШ №18» г. Изобильного Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень Человек – это разумное существо, которое живет в сложном окружающем его мире. Человек должен не только знать, но и уметь. Для этого ему необходимо глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение. Актуальность формирования научного мировоззрения у молодежи определяется масштабом изменения общества на всех уровнях, требующих перестройки сознания. Жизнь заставляет каждого молодого человека формировать прочное научное мировоззрение, принципиальность, высокую духовную и нравственную культуру, ответственное отношение к делу. Моя цель, как учителя, развивать мышление ребенка, чтобы он занял достойное место в окружающем его мире. Проект активизирует самостоятельную познавательную деятельность; углубляет, расширяет знания по всем темам предмета, формирует представление о картине мира, отвечает на вопрос о месте человека в обществе, способствует осмыслению накопленных знаний и исторического опыта предыдущих поколений. Аннотация проекта Формирование научного мировоззрения, как одна из основных задач преподавания физики;Формирование научного мышления;Развитие аналитического мышления школьников путем решения задач проблемного и исследовательского характера;Дидактические цели: Способствовать развитию творческих способностей и физического мышления, интеллектуальных умений;Способствовать формированию таких черт личности как гуманизм и трудолюбие.Методические задачи Как влияет физика на формирование мировоззрения школьника? Проблемные вопросы проекта:Как сформировать фундаментальные физические понятия и идеи у школьника?Можно ли использовать процесс научного познания как способ обучения?Как сформировать научное мышление ученика?Основополагающий вопрос: Оценка сформированности мировоззренческих знаний учащихся на разных этапах обучения.Развитие умений как основной компонент в системе формирования мировоззренческой устойчивости.Вводные уроки как средство систематизации знаний учащихся вокруг представлений о едином материальном мире.Обобщающие уроки как средство систематизации знаний учащихся в соответствии с циклом теоретического познания.Виды деятельности: подбор и изучение методической литературы, составление дополнительного планирования; исследовательская, экспериментальная, самостоятельная работа учащихся; разработка и проведение рубежных проверочных, контрольных работ;систематический анализ качества и обученности знаний.Формы работы Работа ученика 9 класса Б Скоренко Виктора Формирование фундаментальных понятий и определенийПроцесс научного познания как способ обученияФормирование научного мышленияМировоззрение школьникаТеоретическийЭкспериментальныйЭмпирическое Теоретическое Формирование фундаментальных физических понятий и идей.Влияние эксперимента и наблюдения на формирование мышления школьника.От чего зависит мировоззрение школьника.Темы проведенных исследований: 1.Создание наглядности (презентаций, приборов) для демонстрации различных экспериментов.2. Проведение уроков старшими школьниками для детей младшего звена.3. Создание тестов, занимательных задач.4. Проведение дискуссий, обсуждение проблемных вопросов 5. Работа над проектамиСамостоятельная работа учащихся План проведения проектаПодготовительный этапЧто необходимоКто отвечаетСроки выполненияСоставить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, лабораторное оборудование)Галигузова Е. В.1 неделяСоставить план-график использования компьютерного класса, библиотеки/медиатеки.Учитель информатики и физики.2 неделиПодготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.Галигузова Е. В.2 месяцаПровести подготовительные занятия с участниками проекта.Галигузова Е. В.В течение неделиПоместить статью об учебном проекте в школьной газете.Библиотекарь Волобуева И. А.3 дняКупить или получить необходимые принадлежности для практических занятий.Родители, спонсорыВ течение неделиОпубликовать веб-сайт проекта в Интернете.Учитель информатики5 днейОпределить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним.Учитель информатикиВ течение всей работы План проведения проектаОсновной этап Что необходимоКто отвечаетСроки выполненияПодбор и изучение методической литературы. Согласовать темы проекта с тем. планированием.Галигузова Е. В1 месяцАнализ естественно – научного образования школьника.Галигузова Е. В2 месяцаСоставить промежуточные конт. работы, физические диктанты, блок-схемы, вопросы для самос. рассмотр.Галигузова Е. Впо мере изучения материала Анализ результатов промежуточных контрольных работ, физических диктантов. Анализ качества и обучености усвоенного материала. Галигузова Е. Впо мере изучения материала Подбор тем, для объяснения которых необходим опыт.Галигузова Е. Впо мере изучения материалаРазработка материалов по отдельным предметным темам.Галигузова Е. В6 месяцев Разработка тестов для диагностики знаний: после окончания младшей школы, после изучения программного материала среднего звена, итоговое тестирование старшеклассниковГалигузова Е. Вв течение учебного года План проведения проектаЗаключительный этапЧто необходимоКто отвечаетСроки выполненияСоставление таблиц, диаграмм. Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта.Галигузова Е. ВУчастники проекта1 месяц В конце проектаУдалить ненужные файлы со школьного компьютера.Учитель информатикиВ конце проектаВернуть оборудование, книги.Участники проектаВ конце проектаОрганизовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного совета или спонсоров.Участники проекта, Галигузова Е. В В конце проектаНаградить отличившихся учеников грамотами.Галигузова Е. ВВ конце проектаПродумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.Галигузова Е. ВВ конце проекта Физика и астрономия.Окружающий мир.Химия.Биология.Математика.Информационные технологии.Философия Предметные области, которые охватывает проект: Формирование фундаментальных физических понятий и идей.Седьмой класс:Представление о пространстве и времени;Принцип относительности;Понятие об объектах (макроскопическое тело) и моделях (материальная точка);Границы применимости основных понятий (сила, масса, энергия, материальная точка).Практическая направленность проекта: Восьмой класс:Принципы дальнодействия и близкодействия;Понятие об объектах (система атомов и молекул, электрический заряд) и моделях (атомы и молекулы в виде упругих шариков, точечный заряд);Границы применимости основных понятий – температуры и точечного заряда;Формирование фундаментальных физических понятий и идей девятый классПредставление о свойствах пространства и времени; относительность движения; отсутствие абсолютной системы отсчета; зависимость расстояний и промежутков времени от скорости тела, непрерывность пространства и времени;Основные законы и уравнения: закон сложения скоростей, законы движения Ньютона, Закон Всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения энергии и импульса.Границы применимости законов: законов движения Ньютона (действуют только в ИСО, относятся к материальным точкам), Закона Всемирного тяготения (применим лишь к материальным точкам), закон Гука (справедлив лишь в пределах упругости тела);Универсальность законов сохранения;Границы применимости теорий: классической механики (изучает движение макроскопических тел, со скоростями много меньше скорости света). Формирование фундаментальных физических понятий и идей десятый классФундаментальные принципы физической картины мира: принцип дальнодействия и близкодействия, идея статистического характера движения микрообъектов;Понятие об объектах и моделях (атомы и молекулы в виде упругих шариков, идеальный газ, термодинамическая система);Границы применимости основных понятий – температуры, идеального газа, термодинамической системы, электростатического и постоянного магнитного поля, однородного электрического поля;Основные законы и уравнения: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева и Клапейрона, первый закон термодинамики, закон Ома, закон Кулона;Граница применимости законов: закон Кулона, основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева и Клапейрона , закон сохранения заряда (универсален);Границы применимости теории: МКТ, термодинамика.Формирование фундаментальных физических понятий и идей одиннадцатый классПредставление о свойствах пространства и времени; постоянство скорости света по всем направлениям;Фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: конечность скорости распространения взаимодействий, квантовые идеи, корпускулярное строение света, универсальность корпускулярно – волнового дуализма;Понятие об объектах и моделях физических теорий. В квантовой физике объект – элементарные частицы и их системы – атомы, молекулы. Модель – планетарная система атома; протонно – нейтронная модель ядра.Границы применимости основных понятий – гармонических колебаний и гармонических волн, видов излучений, моделей атома.Основные законы и уравнения: уравнение взаимосвязи массы и энергии, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, закон радиоактивного распада.Границы применимости законов и теорий.Формирование фундаментальных физических понятий и идей Учащиеся должны рассматривать физические явления с разных сторон и в разных условиях; выделять физические системы, описывать качественно и количественно движение.Выдвигать гипотезу, выбирать модель, планировать эксперимент, выполнять измерения.Показывать на примерах из разных областей физики переход количественных изменений в качественные.Раскрывать единство противоположных признаков и свойств.Показывать применение физических законов для развития производства.Выводы № 1: 1.Что называют наукой?2. Что такое физика?3. Что является предметом и объектом исследования данного раздела?4.Какие методы исследования в нем используются?5. Основные физические величины.6.Основные физические законы.7. Основные единицы измерения.8.Фундаментальные физические опыты раздела.9.Физическая теория (ее основание, ядро, следствие).10.Практическое использование законов данного раздела.Примерный перечень вопросов для рассмотрения на обобщающих занятиях: Без развития мышления нельзя преуспеть в формировании мировоззрения.Вводные занятия являются средством систематизации знаний учащихся вокруг представлений о едином материальном мире.Использование систематизации знаний не только упорядочивает знания человека об объектах познания, но и служит источником новых знаний.Обобщающие занятия позволяют систематизировать знание в соответствии с циклом теоретического познания.Вводные и обобщающие занятия являются первостепенным средством в формировании мировоззренческой устойчивости. Выводы № 2: МатериалыОписание педагогического проекта и материалов УМП к нему («визитка») Примеры работ учащихся: презентация ученика публикация ученика «Почему Солнце центр нашей системы?» Web-сайт проекта: http://galiguzova2010.narod.ru/project/index.htmlДидактические материалы для самостоятельной работы учащихся;Методические материалы учителя:(интегрированные уроки);План применения учебного проекта в школе;Список используемых материалов. http://www.astronet.ru/db/msg/1188726 http://rusnauka.narod.ru/lib/phisic/blackwhole/Novik/blackn.htmhttp://lib.sportedu.ru/books/xxpi/2003N1/p46-51.htmhttp://virlib.eunnet.net/metod_materials/wm3/dynamics.htmhttp://skywatching.net/astro/sputnik.phphttp://skywatching.net/astro/sputnik.phphttp://www.astronet.ru/db/msg/1224413 http://rusnauka.narod.ru/lib/phisic/blackwhole/Novik/blackn.htm http://www.astronet.ru/db/msg/1162814/ngc4_hst_big.jpg.html http://www.astronet.ru/db/msg/1188232http://www.cybersecurity.ru/upload/iblock/a2c/a2c6c256e57f11c8b9c4346b6e5ce171.jpghttp://bibleworld2005.narod.ru/book/Creator/foto/4.JPGhttp://www.hizone.info/data/2006/02/10/images/01.jpghttp://www.yuga.ru/media/xena.jpghttp://www.dni.ru/upimg/h_89247.jpghttp://astromeda.narod.ru/sun01.jpgСписок используемых материалов: Спасибо за внимание!