Разработка урока по литературе. Тема: И.С. Тургенев Ася. Тургеневская девушка в повести. Образ Аси


Разработка урока по литературе. Тема: "И.С. Тургенев "Ася". "Тургеневская" девушка в повести. Образ Аси"
Цели урока: углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; познакомить с понятиями психологический портрет, литературный тип «тургеневской» девушки.
Оборудование: на доске написана тема урока; карточки для индивидуальной работы по вопросам; у каждого ученика таблица «Характеристика Аси»; карточки с тезисами «Основные нравственные черты Аси», которые вывешиваются на доску в процессе беседы; для домашнего задания – иллюстрации с  изображением девушек
Ход урока.
I.  Вступительное слово учителя.Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести И.С. Тургенева «Ася». Нам предстоит узнать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. Мы с вами познакомимся с понятиями «тургеневская девушка» и определим, что характерно для этого литературного типа. Узнаем, что такое психологический портрет. Завершим заполнение таблицы «Характеристика Аси». А сейчас мы обратимся к домашнему заданию.
II.  Учет знаний.1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.(«Экая сумасшедшая… Не дразните ее, вы ее не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся.»; «У неё сердце очень доброе, но голова бедовая»; «У неё ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий…беда, если она кого полюбит.»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек – или животный пастух в горном ущелье».)
2. Беседа по вопросам:- какой облик складывается из этих характеристик?(импульсивная, добрая, способная отдаться сильному чувству без остатка, умеющая остро чувствовать, переживать, достойная необыкновенного человека);- как вы думаете, почему Н.Н., глядя на Асю, невольно восклицает : «Что за  хамелеон эта девушка?»
III. Работа по теме урока.
1. Запись темы в тетрадь.2. Работа по индивидуальным карточкам.
Карточка 1.Ася и Гагин. Почему они скрывают свои взаимоотношения?Этот вопрос задает себе Н.Н.: «Однако, - думал я,- умеют же они притворяться! Но к  чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… И что за чувствительное объяснение?»Дайте ответы на эти вопросы, но уже не от имени рассказчика, а от имени читателя.
Карточка 2.Среди средств художественной изобразительности, использованных И.С. Тургеневым, можно отметить пейзаж, портрет, деталь, рассказ одного из героев (господина Н.Н., Гагина) и др. Перечитайте описание портрета героини из 2 главы повести. В чем его своеобразие?Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как  у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в  голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.Какую тайну Аси и её брата узнает Н.Н.?
3. Монологическое высказывание на тему: «Что в поведении Аси объясняет её предыстория?4. Чтение по ролям эпизода «Диалог Аси и Н.Н.»
(глава IX. От слов: «Пойти куда-нибудь далеко на молитву…» до слов: «Кажется, до сих пор я ещё не летала».
5. Анализ прочитанного эпизода.
- о чем мечтает Ася?(пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях)
- о каких крыльях идет речь?(герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы.
- Как мечты Аси характеризуют её?(Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир.С Татьяной Лариной её роднит искренность, безыскусственность чувств)
- Почему странность девушки, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе Н.Н.?(Он боится идти вперед, боится оторваться от земных привычек и предрассудков. В мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. Н.Н. пасует перед необходимостью поступка. Не может ответить тем высоким запросам, которые Ася предъявляет к себе и к людям).
6. Ответ по карточке №2.(Работа по карточке №1 сдается учителю)
7. Обобщение ответа
Теория литературы Такой портрет называется психологическим, т. е. раскрывающим особенности личности героя.- В чем заключается психологизм портрета Аси?(В изменениях, в движениях, читатель понимает, что происходит в душе героини)- Что же происходит в душе девушки?(Зарождается любовь, новые чувства захлестнули Асю. Любовь проявляется через порывистые движения, через изменяющееся выражение глаз…)
Учитель:Основное представление о героине создают её поступки, поведение в  различных ситуациях. Какими словами вы могли бы описать поведение Аси?Работа со словом ЭКСТРАВАГАНТНОЕ- Знакомство со значением этого слова по Толковому словарю.- Приведите примеры из текста, доказывающие экстравагантность поведения героини.- Чем объясняется такое поведение?(Ася сама его объясняет. В её экстравагантных поступках проявляется её натура. Сама девушка постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в случайно брошенных словах)
8. Слово учителяВ 50-70-е годы Тургенев обращается к новым жанрам, затрагивающим темы психологического характера. Это повести «Затишье», «Вешние воды».Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С. Тургенева «Рудин» - Наталье.Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней.Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа «тургеневской девушки»Т.Л. Литературный тип – обобщенный образ.
- Как вы думаете, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?(по ходу ответа учащихся учитель делает небольшие обобщения и  вывешивает на доске тезисы «основные нравственные черты Аси» (приложение №1):- Душа, которую невозможно не полюбить;- Способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;- устремленность в будущее;- сильный характер, готовность к самопожертвованию;- активность и самостоятельность в решении своей судьбы.Это наиболее яркие нравственные черты героини повести «Ася»9. завершение работы  по заполнению таблицы «Характеристика Аси» (данную таблицу учащиеся начали заполнять на предыдущем уроке).Самостоятельно  сделать записи в таблице (во время работы звучит музыка)
ХАРАКТЕРИСТИКА АСИ.
Портрет героини Нравственные качества О чем мечтает Обобщение, выводы
     
IV. Итог урока.- Какие мысли и чувства вызывает у вас образ Аси?Подведение итогов урока, выставление оценок.
V. Домашнее задание.Выбрать и выполнить задание из предложенных:1. Составить киносценарий полюбившегося эпизода;2. Написать письмо Асе;3. Из данных портретов выбрать тот, который соответствует  вашему представлению об Асе. Объяснить свой выбор ( приложение №2)