Конспект урока литературы в 7 классе . М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести«Детство» .


Конспект урока литературы в 7 классе
учителя русского языка и литературы Потемкиной Т.Т.
с использованием технологии проблемного обучения, игровых, групповых, здоровьесберегающих технологий.
Тема урока. М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести«Детство» .
Задачи:
Образовательная - отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.
Развивающая - учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, творческие задания исследовательского характера.
Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
Оборудование: мультимедийная установка, презентации, выставка книг.
Ход урока.
1. Организация начала урока.
2. Словарная работа.
Биография, автобиография, автобиографический.
Псевдоним.
- Кто обычно использует псевдоним?
(Творческие люди: писатели, художники, музыканты и т. д.)
- С какой целью они берут псевдоним?
(Для того чтобы скрыть настоящее имя)
- У кого из известных вам писателей были псевдонимы?
3. Мини-исследование «Псевдонимы Горького» (сообщение ученика)
Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил: «Не писать же мне в литературе — Пешков…».
Максим Горький- это псевдоним , который характеризует не только судьбу Алексея Максимовича, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных. Максим Горький - эта глубоко символичная подпись впервые появилась под рассказом «Макар Чудра» в Тифлисской газете «Кавказ» 12.09.1892 г. 24-летний автор служил тогда конторщиком в железнодорожных мастерских. Это был литературный дебют Алексея Пешкова. Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано. Интересно, что когда псевдоним Максим Горький употреблялся с отчеством, то использовалось настоящее имя и отчество – Алексей Максимович.
Впоследствии писатель пользовался еще целым рядом псевдонимов, но мировую славу принес самый первый из них.
4 Сообщения учащихся (индивидуальные задания ) о жизни и творчестве писателя
Будущий писатель родился в Нижнем Новгороде. В 3 года потерял отца, а в 10 – мать. Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Жизнь мальчика скрашивала бабушка, прекрасный портрет которой Горький оставил в автобиографической повести «Детство»(1914г.) Учился он всего 2 года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности оставить учёбу и пойти «в люди»: на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.
Подростком Горький полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество.
В 1900 г. Горький познакомиться с Л. Толстым, и тот запишет в дневнике: «…он мне понравился. Настоящий человек из народа». В литературу вошёл новый человек – не из «верхних», образованных слоёв, а «снизу», из народа.
Информация учителя « Повесть «Детство» в творчестве писателя»
Детство- важный период в жизни человека. В эту пору закладываются все нравственные основы . Поэтому в литературе тема детства приобретает широкое осмысление.
(Стихотворение читает заранее подготовленный ученик)
Иван Бунин Детство
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна.
но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
-Какова тема стихотворения?
-Какие слова выражают основную мысль стихотворения?
Динамическая пауза.
Назовите произведения, в названиях которых есть слова “дети, детский, детство”
С.Т.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”;Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”;Л.Н. Толстой “Детство”;Н.Г.Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”;В.Г. Короленко “Дети подземелья”;Саша Чёрный стих. “Детский остров”;Ф. Искандер “Детство Чика”;И.А.Бунин стих. “Детство” и др.. Вспомните, какие произведения о детстве вы читали.
“Васюткино озеро”, «Фотография, на которой меня нет» В.Астафьева; “Великие путешественники” М.Зощенко; “Уроки французского” В.Распутина; “Скворцы” В.Белова и т.д. - Каждый писатель задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот прекрасный мир, удивиться ему, почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.
Учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве.
Приложение №1
Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?
Л.Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.
Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.
В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то , что даёт ему потом право взяться за перо”
(Дети высказывают свое мнение по данному вопросу, едины в одном: картины детства Горького безрадостные )Группа учащихся, подготовив презентацию, предлагает отправиться в заочное путешествие в Нижний Новгород, в единственный музей Детства - дом деда Каширина.
(Просмотр презентации.)
-В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, и в печати появились главы из автобиографической повести “Детство”. Однако подход к изображению формирования человека писатель определил так: «Не про себя я рассказываю».
(Учитель читает отрывок из 12 главы повести).
Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12 главе, они являются своеобразным эпиграфом ко всей повести.
- Вспомните, чем автобиография отличается от художественной автобиографии?
3053715833120-670560785495-Проведем исследовательскую работу: сравним факты биографии писателя и их отражение в повести. Для этого необходимо заполнить таблицу (ребята получают раздаточный материал), работают в группах.
Приложение 2
(Заполнив таблицу, ребята обмениваются материалами)
- Текст повести прочитан заранее. Заполняя таблицу, вы еще раз окунулись в мир детских впечатлений писателя. Поэтому необходимо сформулировать основную мысль повести.
После высказываний ребят читаю слова самого Горького, записывают в тетрадь:
“Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого , отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.»
-Согласны ли вы со словами самой повести?
Рефлексия.
Викторина. (Номинация «Внимательный читатель»)
(Работа выполняется письменно, ребята записывают только ответы, поэтому проверка осуществляется быстро)
1.Книга, полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость. (Евангелие)
2.Ласковый зверь, с которым автор сравнивает бабушку. (Кошка)
3.Русский писатель, чью книгу получил в награду Алексей. (Крылов)
4.Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело? ( Деньги, брат,- ерунда)
5.Продукт, которым Цыганок кормил “изо рта” мышат. (Сахар)
6.Широкий фартук, в который был “обёрнут” ребёнок, оставленный у ворот дома Кашириных. (Запон)
7.Домашнее животное, которое напоминали дядья во время ссоры, “скаля зубы и встряхиваясь”. (Собака)
Итог урока. Выставление оценок. Выявление самого активного участника урока.
Домашнее задание.
1 Лингвистический словарь: автобиографическая повесть; псевдоним.
2 Подобрать литературный материал в повести по теме «Свинцовые мерзости русской жизни».