Конспект урока литературы в 10 классе Жизнь и судьба Ф,М. Достоевского. Художественный мир писателя.


КОНСПЕКТ УРОКА В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ И СУДЬБА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПИСАТЕЛЯ».
Тип урока: урок – пролог к творчеству писателя, урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цели урока:1.Открыть для учащихся Достоевского, писателя и человека, ввести учащихся в его художественный мир , показать, что противоречия в творчестве писателя – гениальное воспроизведение противоречий самой жизни.
2.Развивать умение анализа и отбора литературного материала.
3.Воспитывать интерес к творчеству Достоевского.Оборудование : портреты и книги писателя, компьютер, проектор, видеопрезентация.
Структура урока.
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
3.Знакомство с высказываниями Достоевского.
4.Знакомство с основными фактами биографии писателя.
5- 6.Обсуждение романов «Бедные люди» и «Записки из мертвого дома».
7.Анализ названий романов Достоевского.
8.Итоги урока, домашнее задание.
Звезды, которые его вели,
светят для всего человеческого
В. Шкловский
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие, объявление темы и целей урока
2.Слово учителя « У портрета Достоевского».Федор Михайлович Достоевский - один из самых неоднозначных русских писателей , «человек, который весь борьба», как сказал о нем Толстой.. Разногласия в оценке его творчества существуют до сих пор. Но среди разных суждений о нем есть и нечто устойчивое. Это мысль о наличии двух разных периодов в его творчестве: досибирского и послесибирского. Критики подчеркивают эволюцию от лучшего к худшему, от прогрессивности к реакции. Но мы должны помнить, что пафос творчества писателя не в примирении, а в мучительной борьбе за поруганного человека, который не мог мириться со злом. Сегодня мы попытаемся попасть в художественный мир писателя, понять, в чем особенность его таланта и почему его произведения так популярны до сих пор во всем мире. Обычно первое впечатление о человеке мы составляем по внешности. Обратите внимание на портреты - на лице Достоевского в разные периоды жизни отразилось его внутреннее состояние.(Демонстрация портретов Достоевского). А теперь послушаем, что он говорит о себе.
3.Учащиеся читают высказывания писателя.
«Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить».
«Природа, душа, бог, любовь … познаются сердцем, а не умом».
«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели её будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
«Мысль зарождается в душе. Ум – оружие, машина, движимая огнем душевным».
Как вы понимаете данные высказывания? Каким вы представляете себе их автора?
.По мнению великого немецкого поэта Гейне, жизнь выдающихся людей нужно рассматривать на восходе и на закате их жизни. Восход и закат Достоевского как писателя были светлым , а между ними судьба вела его тернистым и тяжким путем, где были страдания, нужда, болезни и несправедливость критики и даже каторга .Давайте вспомним наиболее значимые события его жизни.
4.Сообщения заранее подготовившихся учеников об основных фактах биографии писателя- детство, начало творческого пути, участие в кружке Петрашевского, суд и ссылка, возвращение к литературной деятельности.
5.Обсуждение первого романа Достоевского «Бедные люди». Это первое произведение, которое принесло молодому автору заслуженную славу. Вот он, восход его творчества. Роман , написанный в форме переписки двух живущих рядом бедных людей, где затронутые Гоголем душевные переживания «маленьких людей» переданы с большим трагизмом, был высоко оценен критиками, в частности, В.Г. Белинским.
Чтение и комментарий писем от 1 и 8 июля, в которых говорится о «Станционном смотрителе» Пушкина и «Шинели» Гоголя .Ученики должны прийти к выводу, что Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя, развивает тему «маленького человека», показывает его большую душу, способность сочувствовать, сопереживать другим.
6. А вот следующий роман – первое произведение, написанное после возвращения из острога, не случайно в нем отразились быт и нравы заключенных. Выступление заранее подготовившегося ученика о романе «Записки из мертвого дома» - первом произведении послесибирского периода .Чтение отрывков с описанием острога. Делается вывод о том, что меняется не только тема романа, но и его язык. Изображая представителей дна общества: убийц, грабителей, мошенников, Достоевский пытается найти в каждом из них что- то человеческое. Он хочет донести до читателя мысль о том, что люди в остроге ничуть не хуже тех, кто находится за его пределами. Тем не менее у этих людей нет будущего.
7. Большинство романов Достоевского было создано именно в послесибирский период. Жизнь его в это время была особенно трудна: «Работа из-за денег задавила и съела меня». Некоторые критики оценили его талант как жестокий. Один из поклонников его творчества, французский литературовед Н.Вогюэ считает его «собирателем русского сердца, умевшим окунуться в скорбь жизни». Эта скорбь ощущается даже в названиях его книг.
Анализ названий романов Достоевского подготовленными учениками.
«Бедные люди» - 1845-1846- о жизни бедных людей с трудной судьбой.
«Записки из мертвого дома» - 1861-1862- о пребывании в остроге.
«Униженные и оскорбленные» - 1861- о «хищниках и жертвах».
«Преступление и наказание» - 1866- об убийстве и его последствиях.
«Идиот» - 1868- о добром и кротком человеке в мире недобрых людей.
«Бесы» - 1870- уголовная хроника.
«Подросток» - о поиске жизненного пути.
«Братья Карамазовы» - история одной семьи.
Названия эти показывают, что под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир писателя, приобретая черты болезненности и фантастичности .Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Его герои изображаются в очень сложных ситуациях, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характеров – внутренний монолог. Главная черта писателя Достоевского – боль за униженного и оскорбленного человека, умение ощущать чужое несчастье острее, чем свое.
Уже на закате жизни он пишет свой последний роман «Братья Карамазовы»,в котором отразились не только проблемы России 70-ых годов, но и проблемы вечные – нравственные и философские . В рамках истории одной семьи Достоевский показал трагедию всего человечества.
8.Наша первая встреча с Достоевским подошла к концу, и хочется думать, что интерес к его творчеству будет расти от урока к уроку. Нам предстоит изучение романа «Преступление и наказание», написанного в сложный жизненный период. Каковы ваши впечатления о личности Достоевского теперь, в конце урока? А вот что говорили о нем другие писатели. (Демонстрация высказываний о Достоевском):
«В сегодняшнем мире тревожный набат достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму». (Ч,Айтматов).
«Для Достоевского не было ни слишком низко, ни слишком высоко. Он прожил весь путь – от пропасти к звездам. И как жаль, что мы никогда не увидим этого человека, сумевшего дойти до самой сердцевины тайны и вспышками своего таланта осветившего глубину и огромность тьмы». (Г.Миллер).
Домашнее задание: Подготовьте рассказ о творческой истории создания романа, о Петербурге Достоевского.
Объявить оценки за урок.