Организация научно-исследовательской работы в летнем лагере МБОУ СОШ №5 г. Удомля


Научно-исследовательская работа в МБОУ СОШ № 5
Летнее время
Основное требование ФГОС к современному педагогу   – перестать выполнять информационные функции, а становиться организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. В первую очередь, решать поставленные задачи нам помогает внедрение системно-деятельностного подхода в обучении, который основывается на получении знаний детьми через организованную практическую исследовательскую деятельность. А она в свою очередь, способствует развитию познавательной потребности, учит самостоятельному поиску, способствует творческому развитию личности.
Так мы пришли к необходимости использовать адекватные возрасту и индивидуальному развитию детей формы работы исследовательской деятельности: наблюдения, экспериментирование, организацию опытнической деятельности, проектной деятельности, моделированию проблемных ситуаций и т.д.  
На данном этапе состояние образования в России все острее обозначается проблема применения знаний. Учащиеся заканчивающие наши школы насыщены различными знаниями, при этом совершенно не умеют их применять на практике. Отсюда все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно-исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний. Как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения с освоением различных методов. Все это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.
В средней школе №5 u. Удомли уделяется огромное внимание организации научно-исследовательской деятельности учащихся. В школе работает научно-исследовательское общество «Умники и умницы», учащиеся школы регулярно участвуют в конкурсах различного уровня от школьныхи районных до международных. Часто становятся победителями и призерами.
В 2009 году на базе летнего лагеря в МБОУ СОШ № 5 было решено организовать лагерь «Искатель» для проведения научно-исследовательской работы. Администрация школы поддержала инициативу научного общества «Умники и умницы», так как привлечение учащихся к исследовательской деятельности – это действенное средство развития личности, умения работать в коллективе, патриотического воспитания, воспитания толерантности, развития одаренности и трудолюбия.
Летние пришкольные лагеря посещают в основном учащие младших классов. А учащиеся старших классов в «ожидании » отпусков родителей предоставлены сами себе. Поэтому мы решили на базе пришкольного лагеря организовать и научно-исследовательский. В течение учебного года формируется группа заинтересованных учеников, которые в летний период (1-15 июня) будут посещать этот лагерь. Обычно это группа 23-25 человек. Это удобно, поскольку соответствует количеству посадочных мест в автобусе. Состав группы может меняться – это зависит от темы практики. В зависимости от заинтересованности обучающихся в изучении какого-либо предмета (истории, географии, литературы и т. д.) выбираются направления, темы исследований и педагоги. Основная часть практик и экспедиций выездные.
В нашем городе есть атомная станция, на которой работают высококвалифицированные специалисты, лаборатории КАЭС оснащены самым современным оборудованием.На станции есть активная молодежная организация.Основная часть родителей, наших учеников, работает на АЭС, они заинтересованы в проектной и научно-исследовательской деятельности своих детей, поэтому оказывают посильное содействие в организации этой работы. Все эти обстоятельства способствуют ведению проектной работы на высоком уровне. Молодежная организация помогает с транспортом, лабораторным оборудованием, а у высококвалифицированных специалистов можно получить соответствующую консультацию. В каждой экспедиции мы планируем акцию, которую проводит коллектив школы: Акция– это определённое действие, которое совершается группой людей для достижения какой-либо цели.
Готовиться к летнему периоду мы начинаем в январе. Составляем план, каждый учитель может предложить тематику исследовательской деятельности. Администрация школы корректирует расписание на летний период, с учетом расписания ОГЭ и ЕГЭ.
Уникальные краеведческие возможности позволяют определить поле деятельности педагогу любой специальности в пределах нашегои соседних с нами районов. В районе 56 рек и ручьев, 73 озера, живописная природа, одна из крупнейших на территории РФ АЭС.В нашем районе жили, работали, отдыхали: Менделеев Д.И., Попов А.С., Роборовский В.И., Чехов А.П., Левитан И.И., ВенециановА.Г., Сорока Г.В., Андреев В.В., ЗворыкинН.А., Макаров О.Г.
Этапы подготовки научно-исследовательской работы
Теоретическая часть
Работа с литературой
Таблицами
Статистическими данными
Практическая часть
Проведение исследований в природе (экспедиции автобусные и пешие)
Собеседование с работниками КАЭС
Проведение опытов
Камеральная обработка материалов
Творческий этап
Оформление материалов
Контрольный этап
Проверка работ
Коррекция
Заключительный этап
Подготовка презентаций и выступление на школьной конференции.
Представление работы на конкурсах различных уровней
Условия реализации успешной научно–исследовательской деятельности
Дооснащение школы. Для проведения исследований в природе необходимо:
Оборудование
Различные реагенты
Необходимые приборы
Наличие транспортных средств для выезда в «поле»
2.Связь с молодежной организацией КАЭС, которая поможет привлечь специалистов и научных работников, осуществить обработку материалов на современном оборудовании, воспользоваться приборами, которых нет в школе.
3.Широкая информационная поддержка. Публикация наиболее важных и интересных исследований и открытий.
4.Психолого-педагогическое сопровождение(выявление детской одаренности)
Работа по данному проекту ведется 8 лет. В нашей школе около 180 учащихся. С каждым годом количество обучающихся, которые занимаются научно-исследовательской работой увеличивается. Собрав необходимый материал во время летних практик и экспедиций, наши дети к 1 сентября готовы к участию в конкурсах любого уровня, при этом не занимают учебного времени.

Организация научно- исследовательской работы в УСОШ№5 в летний период
(1-15 июня) 2009года
№ Предмет Экскурсии Ответственные Дата
1. История История храма Иоанна Богослова Крестенина Н.С. 2. Биология Изучить животный мир – озер охладителей. ГаличниковаЮ.В. 3. Русский язык Забытые слова встречающиеся в лексике местного населения Плотникова С.Н. 4. Краеведение Посетить храм Иоанна Богослова
Изучить биографию М.В. Храповицкого и посетить его могилу в с. Троица. Крестенина Н.С. 5. Математика Расстояние до недоступного предмета Цапиева Т.В. 6. Химия Определить содержание кислорода в воде озера Удомля ГаличниковаЮ.В. 7. Физика ГТС на реке СъежаКарнаухова Н.А. 8. Камеральная обработка материалов собранных на практиках и в экспедициях. Крестенина Н.С.
Карнаухова Н.А. 9. Отчет групп. Индивидуальные отчеты. Конференция:
ГТС на реке Съежа.
Животный мир озер-охладителей.
Храм Иоанна Богослова.
Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В.
Карнаухова Н.А.
Князева Т. Е.

Организация научно- исследовательской работы в УСОШ№5 в летний период
(1-15 июня) 2010года
№ Предмет Экскурсии Ответственные Дата
1. История Посещение музея в поселке Лесное.
Посещение могилы героя Чесменской битвы-Ильина
Экскурсия в Николо-Теребинский монастырь Крестенина Н.С.
Павлова Е.Н.
2. Биология Выездная практика в д.Молдино «Биогеоценоз Грановского лесопарка». Зависимость растительного мира от кислотности почв. Крестенина Н.С.
Галичникова Ю.В. 3. Русский язык Особенности диалектов жителей Лесного района Плотникова С.Н. 4. Краеведение Храмовая архитектура иархеологические памятники Удомельского района:
А)Млевская церковь
Б) Археологические памятники (древние курганы у д.Млево)
Освещенные источники Удомельского района и химические элементы в составе воды. Крестенина Н.С. 5. Химия Дом Любских, где отдыхал Д.И. Менделеев. Крестенина Н.С.
Галичникова Ю.В. 6. Камеральная обработка материалов собранных на практиках и в экспедициях. Крестенина Н.С.
Карнаухова Н.А. 7. Отчет групп. Индивидуальные отчеты. Конференция:
Система Д.И Менделеева в капельке воды
Лесное и Застижье. Крестенина Н.С.
Галичникова Ю.В.
Карнаухова Н.А.
Князева Т. Е.

Организация научно- исследовательской работы в УСОШ№5 в летний период
(1-15 июня) 2011года
№ Предмет Экскурсии Ответственные Дата
1. История Древний Волок. Посещение г.Вышнего Волочка, вышневолоцкой водной системы, домика СердюковыхКрестенина Н.С.
Павлова Е.Н.
2. Биология Редкие и охраняемые растения Тверской области. Практика в д. Быки Пронина В.Г.
Крестенина Н.С.
Галичникова Ю.В. 3. Русский язык Редкие и забытые слова из диалекта жителей Удомельского района Плотникова С.Н. 4. Краеведение Экологический маршрут №1 Крестенина Н.С. 5. Математика Площадь поперечного сечения
р. ВолчинаЦапиева Т.В. 6. Камеральная обработка материалов собранных на практиках и в экспедициях. Крестенина Н.С.
Карнаухова Н.А. 7. Отчет групп. Индивидуальные отчеты. Конференция:
Роборовский В.И
Редкие и забытые слова из диалекта жителей Удомельского района.
Древний Волок.
Редкие и охраняемые растения Тверской области Крестенина Н.С.
Плотникова С.Н.
Князева Т. Е.
Галичникова Ю.В.

Организация научно- исследовательской работы в УСОШ№5 в летний период
(1-15 июня) 2012года
№ Предмет Экскурсии Ответственные Дата
1. История История села Молдино. Посещение музея в с. Молдино. Крестенина Н.С. 2. Биология Выездная практика в д. Молдино «Биогеоценоз Грановского лесопарка» Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В. 3. Русский язык Особенности диалектов жителей с. МолдиноПлотникова С.Н. 4. Краеведение Посещение д. Покровское, д. Поддубье.(Места, связанные с жизнью и деятельностью Г.В. Сороки)
Посещение могилы В.И. Роборовского в д. Овсище.
Посещение музея В.И. Роборовского в д. Выскодня и место, где была усадьба Роборовских в д. Тараки. Крестенина Н.С. 5. Физика Первая ГЭС в Удомельском районе (мощность, продолжительность работы) Карнаухова Н.А. 6. Химия и география Освещенные источники Удомельского района и химические элементы в составе воды. Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В. 7. ИЗО д. Молдино на картинах великих художников. Форсова Т.В. 8. Музыка Форсова Т.В. 9. Камеральная обработка материалов собранных на практиках и в экспедициях. Крестенина Н.С.
Карнаухова Н.А. 10. Отчет групп. Индивидуальные отчеты. Конференция:
Система Д.И Менделеева в капельке воды
Первые ГЭС России.
Древний Волок России.
Молдино и его окрестности на картинах знаменитых художников. Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В.
Карнаухова Н.А.

Организация научно- исследовательской работы в УСОШ№5 в летний период
(1-15 июня) 2013года
№ Предмет Экскурсии Ответственные Дата
1. История История села Котлован (посещение музея в с. Котлован). Котлованская трагедия
Посещение Сельца Карельского Крестенина Н.С. 2. Биология Выездная практика в д. Тормасово-Комарно «Биогеоценоз луга на берегу Спас-Ульстимского озера» Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В. 3. Русский язык Особенности диалектов жителей с. Котлован, сельца Карельского Плотникова С.Н. 4. Краеведение Посещение д. Островно (Места, связанные с жизнью и деятельностью И.И. Левитана)
Посещение могил родственников Д.И. Менделеева.
Посещение музея в д. Островно.
«Клевое место » в д. ЛоховскоеКрестенина Н.С. 5. Физика Радоновый пояс Спас-Ульстимского озера Карнаухова Н.А. 6. Химия и география Освещенные источники Удомельского района и химические элементы в составе воды. Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В. 7. ИЗО Географические объекты Удомельского района на картинах И.И. Левитана. Форсова Т.В. 8. Камеральная обработка материалов собранных на практиках и в экспедициях. Крестенина Н.С.
Карнаухова Н.А. 9. Отчет групп. Индивидуальные отчеты. Конференция:
Система Д.И Менделеева в капельке воды
Котлованская трагедия
Клевое место
Островно и его окрестности на картинах знаменитых художников Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В.
Карнаухова Н.А.
Князева Т.Е.
Организация научно- исследовательской работы в УСОШ№5 в летний период
(1-15 июня) 2014года
Цели:
1.Облагородить часть родников в Удомельском районе.
2. Создать бригаду на базе 10 класса по решению этой проблемы.
№ Предмет Экскурсии Ответственные Дата
1. ИЗО и черчение Создать эскизы и чертежи. Александрова А.
Шевелева К.
Крестенина Н.С.
Форсова Т. В.
Кудряшова Н.Е. Апрель
2. Биология Определить видовой состав растительного мира в районе родника.
Создать эскизы культурного ландшафта в районе родника.
Убрать все сорные растения вблизи родника. Галичникова Ю.В.
(Объявить конкурс) 3. Найти спонсора по изготовлению скамейки в районе родника. Галичникова Ю.В.
Крестенина Н.С. 4. География Определить объем воды вытекающей из родников в с. МолдиноКрестенина Н.С. 5. Химия Определение органолептических составляющих воды в родниках и химические элементы в составе воды. Галичникова Ю.В. 6. История Изучить историю имения и Ворошилова и представить родословную. Связь с Грачевой А.Б., школой с. Молдино и краеведами с. Молдино. Князева Т.Е. 7. Краеведение Посещение музея в с. Молдино.
Встреча с Л.Е. Смирновой. Князева Т.Е.
Павлова Е.Н 8. Камеральная обработка материалов собранных на практиках и в экспедициях. Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В. 9. Отчет групп. Индивидуальные отчеты. Конференция Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В.

Организация научно- исследовательской работы в УСОШ№5 в летний период
(1-15 июня) 2015года
№ Предмет Экскурсии Ответственные Дата
1. История История усадьбы ЛубенькиноПавлова Е.Н 2. Биология Выездная практика «Биогеоценоз парка Лубенькино»
Растительность 4 ярусов парка Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В. 3. Русский язык Особенности диалектов жителей с.МолдиноПлотникова С.Н. 4. Краеведение Посещение краеведческого музея.
Посещение могилы Л.В. Бялыницкого-БируляКрестенина Н.С. 5. Физика Озера охладители КАЭС. Дамба в озере Удомля. Карнаухова Н.А. 6. Химия и география Источник в усадьбе Лубенькино и химические элементы в составе воды(Анализ воды) Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В. 7. ИЗО Лубенькино на картинах великих художников Форсова Т.В. 8. Камеральная обработка материалов собранных на практиках и в экспедициях. Крестенина Н.С.
Карнаухова Н.А. 9. Отчет групп. Индивидуальные отчеты. Конференция:
«Биогеоценоз парка Лубенькино»
Озера охладители КАЭС. Дамба в озере Удомля
Лубенькино на картинах великих художников Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В.
Карнаухова Н.А.
Форсова Т.В.
Организация научно- исследовательской работы в УСОШ№5 в летний период
(1-15 июня) 2016 года
№ Предмет Экскурсии Ответственные Дата
1. История История окрестностей озера Ульстим:
История МДОЗаЦерковь Преображения Господне.
Имение К.П. Тормасовой.
«Могильники» в д. МишугиПавлова Е.Н 2. Биология Выездная практика:
«Биогеоценозы береговой линии озера Ульстим.
Водная растительность в данном озере. Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В. 3. Русский язык Имение Воздвиженское.Жизнь замечательного писателя-натуралиста Н.А. Зворыкина - классика охотничьей литературы Плотникова С.Н. 4. Краеведение Посещение краеведческих музеев в д. Островно и с. Котлован.
Посещение «развалин» дома в имении Горка (Левитан И.И. и Чехов А.П.)
Лесная гряда (конечная морена) Валдайского оледенения Крестенина Н.С. 5. Физика и химия Родник « Кипун».(Химический состав воды. Содержание гелия )Радоновый пояс озера УльстимКарнаухова Н.А.
ГаличниковаЮ.В. 6. ИЗО Картины И.И. Левитана Кудряшова Н.Е. 7. Камеральная обработка материалов собранных на практиках и в экспедициях. Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В. 8. Отчет групп. Индивидуальные отчеты. Конференция:
Лесная гряда (конечная морена) Валдайского оледенения
«Имение Воздвиженское».Жизнь замечательного писателя-натуралиста Н.А. Зворыкина - классика охотничьей литературы.
Радоновый пояс озера Ульстим.
Картины И,И Левитана.(Март. Золотая осень. Весна. Большая вода и др.)Крестенина Н.С.
ГаличниковаЮ.В.
Плотникова С.Н.
Карнаухова Н.А.
Кудряшова Н.Е.