Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально


Развитие речи
Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально
Цель: углубить знание о фразеологических оборотах, учить составлению рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально
I Речевая разминка
Повесив медный ….,
Кран изливает душу.
Растроганный всерьёз,
Ушат развесил …..
Стоит, разинув ….,
Понуро и убито,
И горько слёзы льёт
На каменные плиты
( Ф. Кривин)
- Прочитайте стихотворение. На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова. Что поможет «вписать» их в текст? (Рифма)
- Какие фразеологизмы использовал автор в своём стихотворении? Что они обозначают?
- Сколько картин вы можете нарисовать, прочитав стихотворение Ф. Кривина? Какие?
II Работа по теме
– Тема нашего урока непосредственно связана с фразеологическими оборотами. Сегодня мы будем учиться составлять рассказ, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально.
Слова, соединяясь друг с другом, образуют словосочетания. Одни из них свободные, другие – несвободные.
- Дайте определение фразеологизма. Приведите примеры.
- Найдите предложения, в которых есть фразеологизмы. Докажите это.
1 Я не нашёл себе места и стал в проходе
Отец не находил себе места от волнения
Эта деревня не за горами, а за тем лесом.
Весна уже не за горами
В двух словах он допусти три ошибки
В двух словах изложите вашу просьбу.
( во 2, 4, 6 фразеол обороты)
2. – Многие фразеологические единицы утратили своё первоначальное значение и имеют ярко выраженный иносказательный смысл. Приведите примеры ( бить баклуши, остаться с носом, зарубить на носу, на лбу написано, заварить кашу)
- А что у нас может получиться, если понимать такие фразеологические обороты буквально?
- Прочитайте текст. Какой фразеологизм девочка поняла буквально и почему?
( текст спроецирован на доску)
Текст № 1
Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету.
( К. Чуковский. От двух до пяти)( т.к. мышление ребёнка конкретно)
3. – А вы где можете столкнуться с фразеологизмами, понимаемыми буквально? ( в художественных произведениях)
- Прочитайте отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»
- Вы обещали рассказать мне вашу историю, помните? – сказала Алиса.
Мышь повернулась к Алисе и тяжело вздохнула.
— Внемли, о дитя! Этой трагической саге, этой страшной истории с .хвостиком тысяча лет! — сказала она.— Истории с хвостиком? — удивленно переспросила Алиса, с интересом .поглядев на мышкин хвостик. — А что с ним случилось страшного? По-моему, он совершенно цел — вон он какой длинный!И пока Мышь рассказывала, Алиса все думала про мышиный хвостик.
— Ты не слушаешь, — ни с того ни с сего сердито взвизгнула Мышь, — отвлекаешься посторонними предметами и не следишь за ходом повествования!— Простите, я слежу, слежу за ним, — смиренно сказала Алиса, — по-моему, вы остановились… на пятом повороте.— Спасибо! — еще громче запищала Мышь, — вот я по твоей милости потеряла нить!
— Потеряла нить? Она, наверное, в траву упала! — откликнулась Алиса, всегда готовая помочь. — Позвольте, я ее найду!..— Ты и так себе слишком много позволяешь! — пискнула Мышь. Она встала и решительно двинулась прочь.
- Почему обиделась Мышь?
- Что имела в виду Мышь, когда говорила: этой страшной истории с .хвостиком тысяча лет, не следишь за ходом повествования, потеряла нить… ?
- А как эти выражения поняла Алиса?
- К чему это привело?
4. Итак, если фразеологический оборот воспринимается буквально, то это часто приводит к тому, что люди перестают понимать друг друга, возникают комические ситуации. Буквальное понимание фразеологизмов часто встречается у детей дошкольного возраста.
- Случалось ли вам бывать в таких ситуациях, когда то или иное выражение было вами неправильно понято или растолковано? Приведите примеры.
- Теперь наша задача – составить рассказ, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально. Возможны ситуации: забавный случай, случай из моей школьной жизни. Ситуация может быть и иной.
- Назовите характерные признаки рассказа. ( Завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
- В своём рассказе вы должны показать ситуацию, в которой было бы возможно буквальное понимание фразеологизма.
- В основу сюжета своего рассказа вы можете положить один из приведённых фразеологизмов: задирать нос, водить за нос, повесить нос, клевать носом, пускать пыль в глаза, прикусить язык, открыть глаза, свалить с больной головы на здоровую, умывать руки, держать камень за пазухой, заблудиться в трёх соснах, держать язык за зубами.III Задание на дом
Составить письменно рассказ