Программа внеурочной деятельности «ОДНАЖДЫ В МИКРОРАЙОНЕ С…» (первый год обучения).


Программа внеурочной деятельности
«ОДНАЖДЫ В МИКРОРАЙОНЕ С…» (первый год обучения).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897.
Основная образовательная программа учреждения (письмо департамента общего образования и науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. №03-776 «О примерной основной образовательной программе основного общего образования»).
Фундаментальное ядро содержания основного общего образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Письмо Департамента общего образования Минобразования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО» № 03-296 от 12 мая 2011 г.
Письмо Департамента общего образования Томской области «Об организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях ТО» №1777/01-08 от 11.06.2013г.
Комплексная образовательная модульная программа. 5-11 классы / авт.-сост. М. А. Тертышная. – Волгоград: Учитель, 2015. – 271с.
Программа строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны/
Программа ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов.
Программа направлена на:
освоение обучающимися социального опыта;
формирование экологической культуры,
Программа обеспечивает:
усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
приобщение обучающихся к общественной деятельности в творческих клубах; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;
в благоустройстве школы, класса, микрорайона;
формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории;
осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
.
Цель программы - развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу своего микрорайона как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своего социального пространства.
.
Задачи программы:
освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой;
вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, , помощь в личностном самоопределении, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию, обеспечивающие их социальную успешность;
Формирование общей культуры - духовно-нравственных, гражданских ориентиров, основ гражданственности;
Приобретение конкретного социального опыта – диалога со сверстниками, педагогами - гражданского форума;
Формирование индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
Овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими;
Развивающая: развивать умение размышлять в контексте изучаемой общественно-политической и духовно-нравственной темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию, отбор и систематизация материала, его реферирование; публичное представление результатов исследования.
Образовательная: активизация, систематизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении тем образовательной области «Обществознание» (в зависимости от конкретной темы проекта); расширение и углубление знаний в области социологии, овладение опытом анализа социологического материала и материалов СМИ.
Курс «ОДНАЖДЫ В МИКРОРАЙОНЕ С…» предусматривает межпредметные связи с историей России, обществознанием, географией и экологией Томской области.
Курс углубляет такие темы предмета «Обществознание» как «Семья и семейные отношения», «Отрочество – особая пора жизни», «Одноклассники, сверстники, друзья», «Труд и творчество», «Гражданин России». Методическая идея, подходы
Программа основана на системно-деятельностном подходе, формирующем ценностно-смысловых компетенции у учащихся, личностно-диалогическом обучении, технологии проведения гражданского форума, региональном подходе и проектно-задачной технологии.Ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Были определены следующие составляющие ценностно-смысловой компетентности обучающихся:
1.Мотивационный компонент: направленность личности на совместную деятельность и взаимодействие с другими людьми.
2.Когнитивный компонент: знания об основных ценностях, высокий уровень эмпатии, степень независимости и самостоятельности в своих поступках, принятие и использование ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми.
3.Инструментально-операциональный: овладение способами деятельности по оценке явлений окружающей действительности, выявлении личностных смыслов, рефлексии своих действий и поступков. Большим потенциалом в плане развития ценностно-смысловой компетентности обладает обществознание, что связано с его аксиологическим, рефлексивным, полифоническим, эмоциональным, диалогическим, личностно-ориентированным характером.
Личностно-диалогичное обучение подразумевает не только установление диалога между педагогом и воспитанниками в процессе обучения, уважение точки зрения собеседника, выявление различных позиций, но понимание диалога в более широком смысле – обучающиеся должны принять диалогичность как принцип общения с миром через свои поступки: окружающая человека действительность предоставляет ему широкий материал для анализа (поступки людей, идеи, высказывания, материальные и духовные объекты, с которыми взаимодействует человек, значимые события и т.д.), который позволяет не только выявлять личностные смыслы и новые ценности, но и на этой основе самовыражаться, самоактуализироваться, т.е. говорить с миром своими поступками. Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения: осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность, адекватно оценивать свои способности и возможности. Формируется внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования. Понимается необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем.
Технология личностно-развивающего диалога направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем. Понимание своей деятельности как диалогической требует от педагога: внимания к субъективному миру ребенка; «прочтение» ситуации развития каждой личности; видения себя в контексте жизни ребенка; предвидения последствий своего влияния на его личностное развитие.
Цель данной технологии - становление (саморазвитие) личности. Единицей измерения становится диалогическая ситуация, которая возникает при условии, что: отвечает потребностям личности - снимает психологические защиты, позволяет ощущать безопасность; ученик воспринимается как целостная личность - «целиком», а не «частично».
В технология проведения гражданского форума участники форума сравнивают подходы к решению общественно значимой проблемы. Общая цель данной технологии - дать навык выработки общественного суждения в диалоге, в поиске компромисса, в предвидении последствий принятых решений. В основе философии гражданского форума лежит идея о том, что демократия начинается с диалога, и качество этого диалога напрямую определяется качеством самой демократии. Общественное суждение рождается в диалоге, в стремлении понять позиции сограждан, найти компромисс, предвидеть последствия принимаемых решений. Это нелегко и требует навыка. Цель технологии гражданского форума - дать такой навык.
Программа ориентирована на решение обучающимися системы проектных задач, что способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания. Использование проектно-задачной технологии Воронцова позволяет подготовить пятиклассников к будущей самостоятельной проектной работе, научившись разбивать проект на отдельные части – проектные задания. ПЗТ способствует формированию саморефлексии у учащихся, компетенциям работе в группе.
Содержательная идея
В программе представлены следующие содержательные линии – разделы:
РАЗДЕЛ Гражданское воспитание» (4 часа)
РАЗДЕЛ «Мини-экспедиции «Рядом – чудо». (8 часов).
РАЗДЕЛ «Проблемно-ценностное общение» (8 часов)
РАЗДЕЛ «Экологическая культура»(5 часов).
РАЗДЕЛ «Труд» (5 часов).
РАЗДЕЛ «Эстетическая культура»(4 часа).
В основу отбора содержания внеурочной деятельности обучающихся были положены следующие принципы:
- принцип согласованности требований в части отражения новых ценностных ориентиров образования; направленности на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения; выстраивания деятельностной парадигмы обучения; формирования социальных компетенций обучающихся
- принцип последовательности и систематичности, обеспечивающий последовательную (непрерывную) логику разворачивания содержания образования, движение от частного к общему.
- принцип сознательности и активности, предполагающий определение и отражение условий, способствующих формированию активного отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в т.ч. возможность постановки собственных задач, выход за рамки алгоритма и «учебной заданности».
- принцип связи теории и практики, рассматривающий практику как форму применения теории, а практическую применимость — не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.
Обоснование выбора содержания для достижения планируемых результатов.
Отбор содержания программы «ОДНАЖДЫ В МИКРОРАЙОНЕ С…» выражается в обращении к таким аспектам обществознания как духовный мир личности, взаимодействие природы и общества, социология и социальная психология в соответствии с возрастными возможностями и собственным социальным опытом учащихся. Значительное место отводится материалу, служащему выработке эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям.
Программа позволяет продуктивно реализовать проблемно-ценностное общение и гражданское социально-компетентностное воспитание учащихся в соответствии с ФГОС. Эта программа предлагает комплекс различных по сложности и содержанию форм и методов работы, моделирующих ситуаций, позволяющих учащимся научиться делать выбор с опорой на общечеловеческие ценности. Содержание программы помогает обеспечить эффективное достижение воспитательных результатов трех уровней.
Вид деятельности, использованный при реализации программы – проблемно-ценностное общение. Программа соответствует такому направлению Внеурочной деятельности как проектная деятельность и подготавливает учащихся 5 классов к осуществлению проекта через проектную задачу.
Информация о продолжительности занятий.
Программа ОДНАЖДЫ В МИКРОРАЙОНЕ С…» в 5 классе рассчитана на 34 часа в год (по одному часу в неделю, включая аудиторную и внеаудиторную занятость), в том числе на практическую часть - 16 часов, резерв часов – 1час.
Прогнозируемые результаты освоения Рабочей программы по курсу.
Процесс воспитания имеет несколько взаимосвязанных стадий. Наступление второй, третьей и четвертой возможно лишь после овладения первой:
Овладение воспитанниками знаниями требуемых норм и правил поведения (интеллектуально-познавательная сторона личности);
Формирование убеждений;
Формирование чувств (мотивационно-волевая сторона личности);
Формирование устойчивого социально-позитивного поведения (действенно-практическая сторона личности).
Первая стадия взаимосвязана с первым уровнем результатов, вторая стадия – со вторым уровнем результатов, а третья-четвертая стадии – с третьим уровнем результатов.
Результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений и социальных групп, о правилах конструктивной групповой работы;
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества – человек, семья, малая Родина, природа, мир, труд, культура, здоровье; ценностного отношения к социальной реальности в целом;
Третий уровень результатов – получение школьниками самостоятельного общественного действия через участие в социальных акциях в микрорайоне Степановка г. Томска, образовательных конференциях муниципального и регионального масштаба, опыта самообслуживающей деятельности, опыта природосберегающей и природоохранной деятельности; опыта общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
Результатом – итогом участия школьников во внеурочной деятельности по программе «Однажды в микрорайоне С…» станет донесение до субъектов ближней и дальней социальной среды своих жизненных позиций, мировоззренческих установок через защиту проектных заданий на образовательных конференциях региона. Эффектом – последствием результата станут приобретенные знания о социальных проблемах микрорайона, в котором проживают дети, пережитые чувства обеспокоенности, заботы, ответственности за судьбу места проживания – микрорайона Степановка, совершенные действия по выявлению зон напряженности будут развивать личности растущих пятиклассников, способствовать их компетентности в разрешении трудностей, перед которыми им придется столкнуться в жизни, постоять за себя и формированию идентичности гражданина Томска.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение пятиклассниками благодаря их участию в выполнении тематических проектных заданий, мини-экспедиций, мастерских социальных плакатов и стенгазет.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние такого духовно-нравственного приобретения как обеспокоенность и забота о нуждах и потребностях жителей своего микрорайона на процесс развития личности каждого пятиклассника нашего класса.
У учеников будут сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в аспекте городского микрорайона.
Формы достижения планируемых результатов: цикл классных часов, дискуссионно-клубные занятия – выпуск СМИ школы, беседа, диспуты, дискуссии, которые включают просмотр фильмов, конкурс, игры на местности, встречи с интересными людьми, экскурсии, классные часы, социальную пробу, акции, КТД (коллективно-творческие дела), проектные задания, трудовой десант, тренинги, выездные мероприятия, мастерские по конструированию социальных плакатов и стенгазет, мини-экспедиции по визуальному выявлению городской среды), выставки, творческие проекты, спектакли, полевые исследования, фотоотчеты. Особенность этих форм достижения планируемых результатов в том, что все они реализуются через работу классного руководителя на клубных встречах с классом.
Формы организации деятельности - групповая, индивидуальная и коллективная.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географический образ микрорайона Степановка, включая представление о территории и границах микрорайона, знание основных исторических событий развития микрорайона; знание истории микрорайона, его достижений и культурных традиций;
• знание основных прав гражданина (право на жизнь, на получение образования, на владение имуществом, на неприкосновенность жилища, на справедливый суд, на труд, на владение личным имуществом, право на свободу, на свободное перемещение, на образование);
• ориентация в системе моральных норм и ценностей;
• основы социально-критического мышления,
• экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к малой Родине, чувство гордости за свой микрорайон города;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей,
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Пятиклассник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других жителей микрорайона, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Пятиклассник получит возможность научиться:
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять и планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии, аргументировать свою позицию;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебное проектное задание, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам;
Пятиклассник получит возможность научиться:
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать метод получения знаний, характерный для социальных и исторических наук: анкетирование;
• использовать приёмы художественного познания мира: образность, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— выделять главную и избыточную информацию;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Пятиклассник научится:
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАПРАВЛЕНИЕ «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека – РАЗДЕЛ «Гражданское воспитание» (4 часа)
Содержание занятий.
Права человека. Статьи Всеобщей декларации прав человека. Декларация и Конвенция о правах ребенка. Классификация и виды прав человека. Статус человека и гражданина. Что означает быть гражданином? Какие черты и качества составляют гражданскую позицию человека. Каковы личные интересы и как они соотносятся с общественными задачами. Степановка – моя малая Родина. Дневник и портрет гражданина нашего микрорайона. Гражданская ответственность жителя Степановки. Проектно-задачная технология «Однажды в микрорайоне С…». Гражданская ответственность человека. Как может отдельный человек влиять на решения общественных вопросов. Механизмы гражданского общества.
НАПРАВЛЕНИЕ «Воспитание социальной ответственности и компетентности» (8 часов)
РАЗДЕЛ «Мини-экспедиции «Рядом – чудо». (8 часов).
Содержание занятий.
Выработка собственной темы исследования (в рамках общей), определение задач и плана работы. Оценка знаний по выбранной теме. Полевое и виртуальное исследование. Оформление результатов в полевом дневнике и оформление итоговой работы. Презентация результатов исследования для других участников. Что такое социальная проблема. Социальный проект – что это такое. Полевое исследование и фотоотчет «Зоны социальной напряженности в микрорайоне». Стратегия RAFT – понятие, правила выполнения работы. Тренинг «Стратегия PAFT – письмо жителей Степановки о проблемах малой Родины». «Анкетирование и интервьюирование жителей микрорайона – теория и практика». Социальная акция «Экологический рейд к реке Ушайке. Уборка приречной территории». Мини-экспедиция «Чистая река». Мини-Экспедиция «Храм Степановки – в поисках утраченного».
НАПРАВЛЕНИЕ «Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания – РАЗДЕЛ «Проблемно-ценностное общение» (8 часов)
Модуль «Дискуссионный клуб» (4 часа).
Ознакомление с правилами, основными приемами и планом работы дискуссионного клуба.
Счастье как этическая и нравственная категория. Смысл жизни человека. Для чего существует человек? Как можно стать счастливым? Почему жизнь бывает несправедливой? Что означает счастье?
Этические категории добра и зла. Что такое хорошие и плохие поступки? Что толкает людей на плохие поступки? Кто оценивает человеческие поступки? Что означают понятия «добро» и «зло»? Могут ли быть у людей разные представления о добре и зле? Может ли быть оправдано зло? Можно ли добиться, чтобы в мире существовало только добро? Всегда ли добро может противостоять злу? (Непротивление злу насилием.) Нужно ли быть злым со злыми? Можно ли найти оправдание тем, кто желает другим зла? Одинаково ли люди в разных странах думают о добре и зле? «Ах, война…» (война как воплощение зла).
Рассказы о жестокости и милосердии в нашем микрорайоне. Рассказ о добром человеке, которого ты встретил в жизни. Семейные традиции, праздники, реликвии как вид социальных норм. Моя родословная. История моей фамилии. Старая фотография – наш семейный фотоальбом. Труд и красота. Красота среди нас. Суицида: ты не один или в чем смысл жизни.
Модуль «Школьный киноклуб» (4 часа)
Содержание занятий.
Ознакомление с правилами работы киноклуба. Разработка, обсуждение и принятие правил проведения дискуссий. Знакомство с приемами обсуждения правил работы в группе.
Просмотр и обсуждение фильмов - «Республика ШКИД», «Повелитель мух», «Сказка странствий», «Брестская крепость».
НАПРАВЛЕНИЕ «Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни» РАЗДЕЛ «Экологическая культура»(5 часов).
Содержание занятий.
Проект «Идеальное утро – идеальный день». Этическая беседа «Сотовый телефон – друг или враг?». Диспут, дискуссия, мастерская социальных плакатов «Инклюзивное образование – за и против». Мини-Экспедиция «Ботанический Сад на Степановке: 1.Редкое растение. 2. Озеро и люди». Экскурсия – визуальная среда обитания «Рекреационные зоны нашего микрорайона».
НАПРАВЛЕНИЕ «Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни» РАЗДЕЛ «Труд» (5 часов).
Содержание занятий.
Выставка рисунков «Знай свои права или сказка ложь, да в ней намёк!». КТД «Новогодняя открытка». Урок-мастерская. Социальный плакат как средство выражения мировоззренческой позиции «В городе Т….». Урок-мастерская. Конструирование стенгазеты по социальным проблемам микрорайона. Встреча с журналистом по проблемам микрорайона. Социальные пробы «Профессия - журналист».
НАПРАВЛЕНИЕ «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры» РАЗДЕЛ «Эстетическая культура»(4 часа).
Содержание занятий.
Проект-сценка «Дворовая кампания на Степановке». Проект «Сценка из школьной жизни СОШ № 35». Час медитации. Визуальная среда обитания «Красота в природе». «Самоменеджмент: ораторское искусство или Искусство публичного выступления». Час рефлексии: защита итогового проектного задания «Наш микрорайон».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Виды деятельности внеурочной деятельности по программе «Однажды в микрорайоне С…» – проблемно-ценностное общение, социальное творчество, трудовая, туристско-краеведческая:
Название темы, раздела
(количество часов)
I.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
(4 часа) Характеристика видов деятельности, компетенций и компетентностей
Выбирают на основе полученных знаний о правовых нормах в предлагаемых модельных ситуациях и осуществляют на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
Осмысливают критически информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применяют полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к правовым нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
Объясняют и конкретизируют примерами смысл понятия «гражданство».
II. Воспитание социальной ответственности и компетентности
(8 часов) Выделяют в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объясняют роль мотивов в деятельности человека;
Характеризуют собственный социальный статус и социальные роли;
Демонстрируют понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Различают экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
Применяют знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Используют накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
Активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.
Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).
Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.
Активно решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение обучающимися основных прав и обязанностей;
Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов — проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы.
Учатся определённые ситуации, имитирующие социальные отношения.
Получают основы знаний по выстраиванию отношений между сверстниками.
Систематизируют и обобщают знания по теме «Школа».
III.Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
(8 часов) Сравнивают двухпоколенные и трехпоколенные семьи,
Учатся с пользой проводить и планировать свое свободное время.
Систематизируют и обобщают знания по теме «Семья».
критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
Используют знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Дают на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед.
Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе.
Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.
Расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.
Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед, праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
IV.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
(5 часов) Характеризуют основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирают верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывают опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
Понимают, что человек - часть природы.
Выявляют особенности взаимодействия человека и природы.
Выявляют существующие проблемы окружающей среды.
Понимают значение земли и природных ресурсов.
Получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья.
Участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни в различных формах.
Просматривают и обсуждают фильмы, посвящённые разным формам оздоровления.
Учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных.
Участвуют в проведении тематических мероприятий
Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу в местных походах и экскурсиях, путешествиях и выездах.
Составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируют их выполнение в различных формах мониторинга.
Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет»).
Разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты данной тематики.
V.Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни
(5 часа) Характеризуют совместный труд членов семьи.
Характеризуют особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.
Систематизируют и обобщают знания по теме «Труд».
Ведут дневники экскурсий, походов, наблюдений по оценке окружающей среды.
Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности в школе.
Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия в школе и за её пределами с социальными институтами.
Учатся творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, её структурирование, анализ и обобщение из разных источников.
VI.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)
(4 часа) Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного региона,
Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества – сценических малых формах,
Участвуют вместе с родителями в соответствующих видах внеурочной деятельности.
Участвуют в оформлении класса и школы, благоустройстве пришкольного и приречного участка, стремятся внести красоту в домашний быт.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество
1 2 3
1. Библиотечный фонд
1.1 Основная общеобразовательная программа по обществознанию для 5-9 классов У
1.2 Комплексная образовательная модульная программа. 5-11 классы / авт.-сост. М. А. Тертышная. – Волгоград: УУчитель, 2015. – 271с. У
1.3 Учебники Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций / Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; под. Ред. Л. Н. Боголюбов,- М. : Просвещение, 2014. – 127 с У, П
Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.- М. : Просвещение, 2014. – 127 с. П
2 Печатные пособия
2.1 Плакаты, схемы, таблицы Ф, П
2.2 Раздаточный дидактический материал Ф, П
2.3 Памятки по проведению соцопроса, интервью, составлению анкеты, по ведению дневников мини-экспедиций П
3 Информационно-коммуникационные средства
3.1 Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники Д
3.2 Интернет-ресурсы - Библиографические и справочные материалы Интернет о микрорайоне Степановка города Томска Д
4 Экранно-звуковые пособия
4.1 Видеофильмы по разделам программы Ф
4.2 5 Технические средства обучения
5.1 Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор Д
5.2 Сканер, принтер, цифровой аппарат, тестирующая система, документ-камера и т.д. -
6 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
6.1 Оборудование, инструменты используемые для проведения уроков Ф, П