Урок развития речи в 8 классе «Сочинение по картине Н. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»


Урок развития речи в 8 классе
«Сочинение по картине Н. В. Нестерова
«Видение отроку Варфоломею»
Тема: «Подготовкак сочинению по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Цели и задачи:
-помочь учащимся понять идею картины;
-проанализировать текст-образец;
-обогатить словарь учащихся историзмами и архаизмами;
-дать импульс формированию эстетического вкуса, нравственных чувств наших учеников.
Оборудование:
- Презентация «Игумен земли русской»,
-Раздаточный материал с текстами писателя К.Паустовского и искусствоведа А.Буевской.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
В последние годы стала гораздо заметнее роль религии в жизни нашего общества. И люди старшего поколения, и молодежь все чаще обращаются к тому источнику, из которого черпали духовную силу наши предки. Духовность, вера, подвижничество вызывают все больший интерес, и это естественно- хотя бы потому, что религия-это часть культуры русского народа, связанная с великими страницами нашей истории.
Сегодня у нас урок развития речи- работа над сочинением по картине и текстам, посвященным жизни одного из самых любимых и почитаемых на Руси святых- Сергия Радонежского.
2.(Слайд) Словарная работа.
Объяснить, пользуясь словарем, значение устаревших слов(оборатать, черноризец, пресвитер, просфора и др.)
3.Беседа по содержанию очерка Б.К. Зайцева(подготовить учащихся к восприятию картины)
(Слайд.Очерк Б.Зайцева)
-Вот вы прочитали, может быть,в первый раз, о преподобном Сергии Радонежском. Каким представился вам этот святой, «просиявший в земле Русской»?
-Кем и когда впервые было составлено «Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца»?
-Вспомните, в какую историческую эпоху жил Сергий Радонежский?
-Расскажите о семье, в которой воспитывался Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.
-Что огорчало Варфоломея в период обучения его в церковной школе?
-Какие качества, черты характера еще с детства отличали Варфоломея от его сверстников?
Сумел ли художник выразить черты характера, свойственные Варфоломею?
(Слайд.Икона С.Радонежского.)
(Слайд.Икона С.Радонежского.)
4.Рассказ о художнике.(Сообщения учащихся)
(Слайд.Биография М.В Нестерова) (По ходу рассказа демонстрируются картины М.В Нестерова).
(Слайд.Год рождения С.Радонежского утерян…)
(Слайд.Детство.)
5.Беседа по картине.
-А теперь посмотрите на репродукцию картины М.В Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
(Слайд.Репродукция картины)
( Наиболее удачно составленные предложения по ходу урока учащиеся записывают в тетрадь. Таким образом ребята готовят рабочий материал для своего будущего сочинения.)
-В основу сюжета картины «Видение отроку Варфоломею» легло религиозное предание,которое уже знакомо вам по очерку Б.К. Зайцева.
-Как вы считаете, какой момент легенды отражен в картине?
-Удивлен ли Варфоломей появлением старца?
-Как художнику удалось передать трогательную беззащитность отрока?
-Всмотритесь внимательнее в глаза Варфоломея. Что поражает в них?
-Создается ли у вас впечатление, что мальчик разговаривает с монахом?
-Как вы думаете, о чем этот диалог? Вспомните религиозное предание, о котором рассказал в своем очерке Б.Зайцев?
-А как изобразил художник старца-монаха? Видим ли мы его лицо?
-Согласны ли вы с тем, что природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием, что это не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о ее нежной красоте и удивительной гармонии?
-Как, по-вашему, какая человеческая жизнь стоит за этим пейзажем: полная суеты или спокойствия, умиротворения?
-Помогает ли этот пейзаж понять настроение мальчика?
(В ходе беседы по картине по мере необходимости проводится лексико-семантическая работа, раскрывается значение устаревших и многозначных слов, подбираются синонимы и антонимы.Учитель с помощью наводящих вопросов добивается от учащихся использования оценочных слов, наиболее удачных и уместных эпитетов, метафор, сравнений, обогащая тем самым речь обучаемых образно-выразительными средствами.)
(Слайд.Варфоломей и старец-монах.)
(Слайд.Юный Варфоломей.)
(Слайд.Пророчество старца.)
(Слайды.Уход в монастырь.)
6. Работа с текстом К.Паустовского.
(Раздаточный материал с текстом писателя)
( Наиболее удачно составленные предложения по ходу беседы учащиеся записывают в тетрадь.Ребята готовят рабочий материал для своего будущего сочинения.)
Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами- белоголовый, худенький, в онучах- кажется олицетворением стародавней России- ее сокровенной тихой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияния ее неоглядных далей, ее пажитей и тихих лесов, ее легенд и сказок.
Картина эта- как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.
Самое замечательное в этой картине- пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислушивается к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы.
Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нем выражена прекрасная сущность русского характера.
-Перед вами текст, принадлежащий перу К.Паустовского. Что прежде всего поражает вас в этом отрывке?
-Понаблюдайте, какими художественно-изобразительными средствами языка пользуется писатель для описания картины и своих чувств.
-К какому стилю речи мы можем отнести этот текст?
-Найдите фразу, в которой выражена основная мысль текста.
-Как писатель раскрывает основную мысль? Обратите внимание, как построены предложения , что являются «новым»?
-Понаблюдайте, как развивается мысль в тексте, выделите «данное» и «новое» в предложениях третьего абзаца.
-Какими морфологическими средствами пользуется Паустовский для выражения значений признака?
-Давайте определим место «описательных слов» в тексте. С этой целью выпишите слова со значением признака.
-На основе проведенного анализа сделайте вывод о типе речи, преобладающем в данном тексте.
(Слайд.Сергий Радонежский с русскими князьями.)
7. Работа с текстом искусствоведа А.Буевской.
(Раздаточный материал с текстом.)
Художник, часто живя недалеко от Троице- Сергиевского монастыря, хорошо знал природу этих мест. В основу будущей картины «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890 гг.)легло множество пейзажных зарисовок, пронизанных тонким поэтическим чувством.
Маленькая болезненная девочка из деревни Комякино послужила моделью для отрока Варфоломея.
Мягкие очертания холмов, ритмически повторяемые первым и вторым планами, тонкие деревца, покрытые осенней листвой, прозрачный воздух создают особый мир, исполненный созерцательности и тишины. Хрупкая фигура отрока с молитвенно сложенными руками кажется трогательно-беззащитной. Но печально- проникновенное выражение глаз, в которых светятся непоколебимая вера и желание служения этой вере, поражает недетской силой убежденности.
Более лаконична фигура монаха. Капюшон почти целиком закрывает его лицо. Легкий наклон головы, тонкие пальцы, держащие ковчег, создают образ, лишенный зримой конкретности, несущий в себе некую отвлеченность, призванную открыть истину тому, к кому он послан.
Картина была экспонирована на XVIII передвижной выставке. Она несла идею, которая еще не находила в русском искусстве этой эпохи своего живописного выражения, идею, заключавшую в себе веру и возможность чудесных нравственных перевоплощений в духовной жизни человека.
-Прочитайте текст искусствоведа А.А Буевской. Что нового о картине М.В Нестерова вы узнали из этого текста?
-Заметили ли вы разницу в языковом оформлении текста Буевской и текста Паустовского?
-Текст Паустовского вы отнесли к художественному стилю речи и сейчас еще раз подтвердили это. А к какому стилю вы отнесете текст Буевской и почему?
-Давайте попробуем определить, какой тип речи преобладает в тексте Буевской. Для этого проведем лингвистический анализ текста. Сколько абзацев в тексте? Чем обусловлено их выделение?
-Как вы думаете, почему третий абзац, рассказывающий и о природе, и о мальчике, представляет собой единое целое?
-А теперь еще раз прочитайте каждый абзац и подумайте, какой тип речи в нем преобладает. Докажите свое мнение.
(Первый и второй абзацы представляют собой в основном повествование, в них сообщается о создании картины, для этого используются простые предложения с деепричастным и причастным оборотами, употребляются глаголы прошедшего времени, конкретные имена существительные, мало описательных слов. В третьем и четвертом абзацах описывается сама картина(пейзаж, отрок, монах). Употребляются простые предложения с однородными членами и причастным оборотами, а также сложное предложение с придаточным определительным. Здесь преобладают «описательные» слова, отвлеченные имена существительные. В пятом абзаце повествуется об экспонировании картины и ее значении для той эпохи. Используются простое и сложноподчиненное предложение с придаточным определительным и причастным оборотом. Глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
(Слайд.Икона.)
(Слайды.Сергий Радонежский и русские князья.)
(Слайд.Благословение на битву.)
8.Учитель(делает выводы)
-Таким образом, мы убедились, что и К.Паустовский, и А.А. Буевская для раскрытия содержания картины и ее изобразительных средств используют описание, но стилевая принадлежность этих описаний различна, поскольку писатель и искусствовед решали разные задачи: один- передать свое восприятие, свои впечатления, чувства, а другой- раскрыть содержание и смысл картины.
Приступая к работе над сочинением, вы тоже должны прежде всего уяснить, о чем вы хотели бы рассказать и как, в какой форме(тип речи, стиль) это лучше всего сделать, какие средства языка помогут вам решить поставленную задачу.
-О ком мы сегодня с вами говорили на уроке?
(Слайд.Кончина святого Сергия.)
(Слайд.Обретение мощей.)
(Слайд с цитатой М.В Нестерова.)
-Для Нестерова образ Сергия был воплощением правильной и чистой подвижнической жизни. Он вспоминал: «Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать.
(Слайды.Троице-Сергиева Лавра.)
(Слайд.Памятник Сергию Радонежскому.)