Конспект музыкального занятия для подготовительной группы Поем песни о войне


Печать
Конспект
Музыкальная гостиная «Поём песни о войне»
Бакусева Гузель Равхатовна
музыкальный руководитель 1 квалификационной категории
Валиева Лейсан Мансуровна
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №111 «Батыр»
г. Набережные Челны
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: познакомить детей с музыкальными произведениями, исполняемыми во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
Раскрыть историю песни «Священная война» (музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача; 1941 год).
Показать своеобразие песни «Прощание словянки» (музыка В.Агапкина, 1912-1913 г., слова Б.Лазарева; во время Великой Отечественной войны исполнять ее начали в 1943 году).
Предложить для прослушивания песню «В землянке» музыка К.Листова, слова А.Суркова; 25 марта 1942 года текст песни был напечатан в «Комсомольской правде»).
Рассказать историю легендарной песни-реквиема «Журавли» (музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова, перевод Н.Гребнева, 1945 год).
Вызвать интерес к популярной русской песне «Катюша» (музыка М.Блантера, слова М.Исаковского; 27 ноября 1938 года).
Предоставить детям возможность почувствовать все величие песни «День Победы» (музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова, впервые прозвучала 9 мая 1975 года).
Способствовать развитию поисковой деятельности детей и родителей в рамках исторического прошлого семьи, Родины.
Предполагаемый результат: формирование устойчивой нравственно-гражданской позиции; развитие кругозора через литературно-музыкальное восприятие; социализация в обществе.
Виды деятельности: коммуникативная, музыкально-художественная (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения), чтение художественной литературы.
Индивидуальная работа:
Предварительная работа: подготовка выставок детских рисунков «Портрет героя», «Те дни не забыть»; подготовка фотопрезентации «Поем песни о войне»; праздничное оформление музыкального зала.
Оборудование: фотопрезентация «Поём песни о войне»; выставки детских рисунков «Портрет героя», «Те дни не забыть»; бумажные птицы-журавли, цветы – на каждого ребёнка; имитация военных писем; компьютер и видеотехника с экраном.
Участие родителей:
ХОД:
Показ слайдов фотопрезентации «Поём песни о войне»
Ведущий. Идет война – до песен ли?! Зачем они в страшное военное время? Выжить бы… Но надо выстоять и победить! И народ поёт военные песни. Песни о войне – это песни о Родине, о встрече и разлуке, об утрате и надежде. Песни Победы! Песни, которые свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни. И эта нить времен не прервется, пока будут петь военные песни.
Показ слайдов.
Дети (читают стихи)
1 ребёнок. Если завтра война, если враг нападет,
Если тёмная сила нагрянет, -
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет!
2 ребёнок. На земле, в небесах и на море
Наш напев и могуч и суров:
Если завтра война,
Если завтра в поход, -
Будь сегодня к походу готов!
3 ребёнок. Полетит самолёт, застрочит пулемёт,
Загрохочут могучие танки,
И линкоры пойдут, и пехота пойдёт,
И помчатся лихие тачанки…
4 ребёнок. Подымайся, народ, собирайся в поход,
Барабаны, сильней барабаньте!
Музыканты, вперёд, запевалы, вперед,
Нашу песню победную гряньте!
Ведущий. Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Очень тяжело далась она нашему народу. Не было семьи, которую не затронула бы война.
С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем вам о некоторых военных песнях, об их судьбах. Казалось бы, какие ещё песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям?!
Оказывается, и наши ветераны Великой Отечественной войны, и все солдаты тех военных лет пели песни. Потому что песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней солдаты шли в бой, с песней отдыхали на привале. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.
Показ слайдов. Звучит песня «Священная война»
Ведущий. Песня «Священная война» была написана в 1941 году. Стихи к этой песне написал В.И. Лебедев-Кумач. В тот же день они были напечатаны во всех газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композитора Александра Васильевича Александрова. Эту песню увезли на фронт, чтобы выступать перед солдатами. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, её пели в партизанских землянках.
Кто сказал, что надо бросить
Песню о войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне…
А.Твардовский. Василий Тёркин.
Ведущий. Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.
- Кто из вас знает песни, которые написаны на войне или о войне? (Ответы детей)
- Откуда вы знаете эти песни? (Ответы детей)
А с этой песней бойцы отправлялись на фронт, с этой песней в настоящее время на ши ребята отправляются служить в армию.
Звучит песня «Прощание славянки» (музыка В.Агапкина, слова В.Лазарева)
Ведущий. Стоит зазвучать этой песне, как сами собой возникают воспоминания: прощаются на перроне вокзала юноши и девушки, уходившие на войну.
Дети исполняют песню по желанию музыкального руководителя.
Ведущий. Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
Эти знакомые строки вовсе и не предназначались для песни. Это строки из письма. Невидимая нить любви связывала тогда тех, кто воевал, и тех, кто ждал.
Звучит песня «В землянке» (музыка К.Листова, слова А.Суркова), под её сопровождение дети читают «письма с фронта»
Ведущий. Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына её прочитать.
Ребенок 1. на страницах застыли года –
Двадцать два ему будет всегда.
«Мама! Я здоров и живой».
А наутро – последний бой…
Ребенок 2. Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром – снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.
Ребёнок 3. Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах.
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Ребенок 4. Соберу своё мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.
Ведущий. Более 20 миллионов человеческих жизней унесла эта война. За ценой не стояли, бились насмерть наши воины.
Звучит песня «Журавли» (музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова). дети танцуют с бумажными журавлями в руках.
Ведущий. Вся страна работала на Победу, стремилась к этому светлому дню. В тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм. И час Победы настал.
Показ слайдов.
Ведущий. Победа! Славный сорок пятый!
Друзья, оглянемся назад:
Из сорок первого солдаты
Сегодня с нами говорят!
Показ слайдов.
Ведущий. Но когда мы слышим знакомую мелодию песни»День Победы», никто не остается равнодушным. Нередко слезы наворачиваются на глаза. Авторы этой песни – композитор Давид Тухманов и поэт Владимир Харитонов. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы. Эта песня звучит везде и конечно, когда собираются ветераны. Они считают эту песню своей фронтовой.
Звучит песня «День Победы». Дети выполняют упражнения с цветами.
Дети (поочередно читают стихи).
Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели, -
Как он был нелегок и нескор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор…
Песни а нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест.
Как на запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест,
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить…
3. Вы спросите сами у солдата:
Мог ли он такое позабыть?
Кто-то вальс играет на баяне:
Слушаем мы, словно в забытьи,
Помните, друзья – однополчане,
Боевые спутники мои.
Ведущий. Закончить нашу встречу хочется знаменитой песней «Катюша» (музыка М.Блантера, слова М.Исаковского). «Катюша» стала подлинно народной, бессмертной.
Катюшей назвали и самое грозное оружие той войны. В словах этой песни верность в любви и дружбе, любовь к родимой земле.
Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.
Не забыть нам этой даты, что покончила с войной.
Победителю-солдату
Сотни раз – поклон земной
Пойте, трубы, песнь поьедную!
Май, шуми на всю страну!
Соава выстрелу последнему,
Завершившему войну!
Под «Победный марш» дети уходят из музыкального зала.
На экране видеопрезентация.
Список литературы:
Алябьева, Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: планирование и конспекты / Е.А.Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 125-128. – (Программа развития)
Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: проекты, конспекты занятий // ребёнок в детском саду. – 2007. -№2
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / автор-составитель Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. – Волгоград:Учитель, 2013. – 103с.