Статья на тему ВОСПИТАНИЕ ЭТИКО — ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ХИРУРГИИ


ВОСПИТАНИЕ ЭТИКО - ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ХИРУРГИИ
Воронкова О. А., преподаватель
ГБОУ «СМК им. Н. Ляпиной», г Самара
Проблема этико – деонтологических аспектов практической работы в хирургическом отделении студентов-медиков актуальна во все времена и в любом обществе. Воспитать у студентов не только профессиональные качества, но и бескорыстное служение больному человеку, глубокое сознание своего сестринского долга, безупречное отношение к труду, способность и желание помогать окружающим - задача педагогов всех высших и средних медицинских учебных заведений. Особую значимость этико - деонтологические аспекты играют в формировании личности будущего медицинского работника. Ведь врач или медицинская сестра вынуждены много времени проводить у постели пациента. Человек больной - человек зависимый. Ему необходимо особое отношение, поддержка, сострадание.
Хирургия, по своей сущности, почти всегда порождает со стороны пациента, кроме местной болевой реакции, сложную совокупность разнообразных душевных переживаний: беспокойство или твердость духа, доверие или недоверие, терпение или нетерпение, благодарность или озлобление. Хирургический больной отличается от всех других тем, что ему предстоит радикальное лечение. При этом практически все пациенты чего - то боятся: одни - операции, другие - обезболивания, третьи - просто страданий, которые могут быть ощущаемы ими в процессе операции либо после нее. Пациенты, как правило, чрезвычайно чувствительны ко всему негативному, каждое необдуманное слово, поступок, невыполненное в срок назначение могут стать причиной отказа даже от жизненно необходимой для них операции. Внешний вид и одежда медицинского персонала, пунктуальное соблюдение им личной гигиены столь же важны, как и высококвалифицированный уход за тяжелобольным в до - и послеоперационном периоде, умение безболезненно, нежно провести ту или иную процедуру.
Необходимо быть внимательным ко всем пациентам, поскольку для любого пациента его болезнь всегда серьезна и тяжела. И поэтому всякое пренебрежение к болезни либо к пациенту может вести к потере так необходимого в хирургической деятельности контакта с больным. Следует избегать непонятных для пациентов выражений, например «желудок в форме крючка», «поперечное положение сердца», «клетки эпителия в моче», «капельное сердце» и т. д., так как больные нередко начинают думать о тяжелых симптомах, фактически отсутствующих болезней. В палате обсуждение с больным симптомов, свидетельствующих о благоприятном течении его болезни, так же могут вызвать негативную реакцию у пациента не имеющего надежду на излечение болезни. Все комментарии должны даваться только одним человеком - лечащим (палатным) врачом.
Одним из факторов успешного течения послеоперационного периода является умелое использование медицинской сестрой приемов психотерапии в общении с пациентом, в процессе выполнения врачебных назначений, при беседах с родственниками. Учитывая, что любые отрицательные эмоции, как правило, снижают компенсаторные возможности организма и усложняют течение послеоперационного периода. Сестра не должна допускать их появления, а также избегать их в случае появления. Деонтологически правильное поведение сестры на всех этапах лечения хирургического пациента, умение прийти на помощь при наметившемся ухудшении его самочувствия, успокоить, внушить веру в благоприятный исход операции, в выздоровление.
Неотъемлемой частью пребывания хирургического пациента в стационаре является сестринский уход. Особенно важен уход за пациентами в послеоперационном периоде, так как «хирургический стресс» и послеоперационная боль усиливают нагрузку практически на все жизненно важные органы и системы организма. Этот период начинается с момента окончания операции и продолжается до выписки пациента из отделения. Недостаточный уход, проведенный медицинским персоналом в послеоперационном периоде может свести на нет самую блестящую по технике выполнения операцию, удлинить послеоперационный период, привести к осложнениям и летальному исходу.
Таким образом, работа медицинской сестры в хирургическом отделении требует твердых практических навыков в выполнении врачебных назначений, знания психологии хирургического пациента на всех этапах его лечения, умения правильно пользоваться приемами психотерапии, четкого соблюдения требований деонтологии. Чуткость сестры, внимательность, уверенность и обязательность в выполнении назначений играют главную роль в обеспечении гладкого течения послеоперационного периода и выздоровления хирургического пациента.
Педагоги СМК им. Н. Ляпиной активно включают в учебный процесс изучение биографий и научных трудов тех, кто оставил значительный вклад в развитие не только медицинских знаний, но и медицинской этики и деонтологии, кого называли «сестричкой» или «Врачом с большой буквы». Уже на первом году обучение студентам рассказывают о Флоренс Найнтингейл - английской сестре милосердия и общественной деятельнице, которая навсегда вошла в историю медицины как образец милосердия и сердолюбия. Всю свою жизнь Флоренс посвятила уходу за больными людьми. Обучающиеся знакомятся с этическим кодексом медицинской сестры. Изучая историю медицины, философские и общепрофессиональные вопросы предмета студенты знакомятся с яркими примерами великих ученых и практиков с древних времен и до настоящего времени.
Преподаватели и личным примером общения с пациентами демонстрируют учащимся необходимые профессиональные и нравственные качества: внимание к каждому пациенту, заботливое, бережное отношения к больным, желания облегчить их страдания, помочь в любой ситуации. Находясь на практике наши студенты посещают хирургические отделения, отделение гнойной хирургии, где находятся тяжелобольные пациенты. Эти люди кроме серьезных физических страданий, переживают глубокую моральную психологическую травму. И строгое соблюдение этико-деонтологических норм и правил при уходе за такими пациентами имеет важное значении для их реабилитации.
Для того, чтобы воспитать у студентов этико - деонтологические нормы и правила поведения на всех этапах лечения хирургического пациента, умение прийти на помощь при наметившимся ухудшении его самочувствия, успокоить пациента, внушить ему веру в выздоровление на практических занятиях в доклинике я применяю ролевые игры, предполагающие моделирование ситуации близкое к реальным условиям. Во время игры студенты делятся на группы по два человека, исполняя роль медицинской сестры и пациента. Им даются различные задания, например: с соблюдением правил и норм медицинской этики и деонтологии проведите психологическую подготовку пациента к оперативному вмешательству; окажите неотложную помощь пациенту с артериальным кровотечением; выполните катетеризацию мочевого пузыря (на фантоме); проведите психологическую беседу с пациентом перед переливанием крови; обработайте и наложите повязку на рану после вскрытия карбункула и т. д.. После выполнения заданий студенты меняются ролями, пациенты становятся медицинскими сестрами, а медицинские сестры пациентами. Преподаватель дает другие задания и обучающиеся обыгрывают другие ситуации в новых ролях. После выполнения заданий проводится обсуждение вопросов, которые вызвали у обучающихся затруднение в работе. Сложная ситуация обсуждается, дополняется и обыгрывается снова. По окончанию занятия подводятся итоги и выставляются оценки.
На практике в хирургическом отделении студенты не всегда могут правильно выстроить отношения с пациентами, не смотря на то, что они изучали медицинскую этику и деонтологию на разных предметах. Ролевая игра в доклинике помогает студентам в хирургическом стационаре продемонстрировать те моральные качества медицинского работника, которые помогут пациенту преодолеть: боль при травматическом повреждении, неловкость при проведении интимных процедур, страх перед инвазивной манипуляцией или оперативным вмешательством и многие другие проблемы.
Активное участие обучающихся во внеаудиторных мероприятиях: диспутах, круглых столах, дискуссионных обществах, конференциях посвященных этико - деонтологическим проблемам в медицине, говорит о том, что нашим студентам не чужды острые вопросы этических норм медицинского работника. Они пытаются найти ответы на нелегкие профессиональные вопросы и ситуации. Но отсутствие информации о должных примерах для подражания, утрата доверия старшему поколению - беда современного общества. Всеобщая девальвация ценностей, переориентация на личное благополучие, пропаганда материальных благ и индивидуализма в СМИ привели к тому, что сегодня мы почти не знаем о людях, чьи поступки и деятельность могли бы стать достойным примером. Но история медицины знает не мало, поистине достойных примеров служения людям, преданности своей профессии и долгу.
Наблюдая за работой медицинского персонала отделения, работой преподавателей, самостоятельно ухаживая за больными, студенты начинают проявлять сострадание, чуткость, милосердие к больным.
Изучение биографии и трудов Н. И. Пирогова, С. П. Боткина, Г. С. Захарьина, И. П. Павлова, на наш взгляд помогает студентам - медикам по новому взглянуть на профессиональные приоритеты, на важность соблюдения этики и деонтологии при лечении хирургических больных. Мы надеемся, что увлеченные достойными примерами наши студенты откроют в себе те моральные качества которые, так необходимы каждому профессионалу: гуманизм, милосердие, доброта, отзывчивость, ответственность, терпение, готовность служить людям.
Список использованных источников
1. Медицинская этика и деонтология в хирургии. Острополец С. С.// Клиническая хирургия. 2013- №2
2. Гребнев А. Л. Пропедевтика внутренних болезней. М.: Медицина, 2012.-592с.
3. Сестринское дело в хирургии: Учебное пособие /С. А. Блинов,В. Г. Ведерникова, А. А. Владимирова, А. Г. Гребнев- Ростов н/Д: Феникс, 2013
4. Шевченко А. А. Клинический уход за хирургическими больными. «Уроки доброты»: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012 – 416 с., илл.