Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме:« Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».


Выступление на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».
учитель начальных классов МБОУ «Травинская СОШ»
Труфанова Л.Н.
2013-2014 уч.год
Разработка концепции универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Согласно новому образовательному стандарту на протяжении обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы следующие УУД:
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.
Познавательные УУД, на мой взгляд, являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают школьнику умение искать и находить релевантную информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи. К познавательным УУД относятся:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения;
формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации; вносить необходимые коррективы и действия;
использование различных способов поиска информации (в справочных источниках, у взрослого), ее сбора, анализа; участие в подготовке проекта, исследовании;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебной задачей; умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. Обобщение, классификация по родо-видовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под известные понятия;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Решение данной задачи не представляется возможным без использования интерактивных методов и приемов обучения в современном учебном процессе. В настоящее время в педагогической копилке учителя находится достаточно большой и разнообразный арсенал средств и приемов, позволяющих вовлечь каждого ученика в активный поиск знаний. Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, метод мозгового штурма, метод критического мышления, мини-исследования, конкурсы, игры, ролевые игры, метод анкетирования, проектную деятельность и др.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от учителя, а в процессе собственной активности и сотрудничества с другими учениками. Учебный процесс с использованием интерактивных приемов обучения проходит в режиме ученик – ученик, ученик – класс, ученик – группа, группа учащихся – класс, анкетирование и др.
С другой стороны, ученик в процессе взаимодействия на уроке с другими учениками, педагогом овладевает системой уже испытанных способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Таким образом, знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.
При этом учитель должен создать благоприятные условия, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания и т.о. строить процесс обучения и познания мира. Использование интерактивных методов повышает «плотность» общения учащихся на уроке, т.к. все ученики вовлечены в учебный процесс одновременно, а учитель является организатором и руководителем этого процесса.
Основным источником информации на уроках в начальной школе является, безусловно, учебник. Работая с учебником, ученики учатся понимать условные знаки: «Что узнаем, чему научимся», «Работаем в паре», «Работаем в группе», «Работаем со взрослыми», «Атлас-определитель», «Электронное приложение к учебнику»; учатся воспринимать и анализировать информацию, выделять главное, находить причинно-следственные связи, выявлять достоверную (противоречивую) информацию, делать обобщение и выводы. Такие задания по географической карте как сравни озера (горы, реки, города и т.д.) нашей страны, способствуют формированию необходимых познавательных УУД. Выполнение практических работ, заданий в тетрадях с печатной основой формируют и развивают универсальные учебные действия не только на базовом, но и на продвинутом уровне.
Начиная со 2- го класса, ученики работают с дополнительными источниками информации: учебными пособиями А. А. Плешакова: «Атлас-определитель», «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне» и любой другой справочной литературой. Уже на этом этапе обучения, используя работу в парах, стараюсь вовлечь всех учащихся в активное обсуждение и решение поставленной задачи.
Начиная с 3 - го класса, школьники учатся составлять компьютерные презентации, электронные фотоальбомы, снимать видеофильмы по заданной теме, делать репортажи. Эффективно проходит работа в группах по 4-6 человек. Задания для групп могут быть самые разнообразные:
Расскажите о нашем городе;
Расскажите о самой нужной профессии;
Расскажите, как работают различные отрасли экономики в нашем крае;
Составьте меню лицеиста;
Следующая группа заданий требует от учащихся создание плаката или памятки:
Значение домашних животных для жизни человека;
Собака – друг человека;
Кошки в жизни человека;
Правила друзей природы;
Правила безопасного поведения на улице зимой;
Планете больна (экологические проблемы).
Проектная деятельность – наиболее эффективный метод формирования УУД. Темы проектов для учащихся 3-4 классов:
Фото-рассказ о родном городе;
Редкие растения и животные;
Профессии наших родителей;
Музеи нашего города;
Рекорды Земли (самая большая река, гора и др. географические объекты);
Решаем экологические проблемы: как защитить океан от загрязнения, как спасти тропические леса, как изба виться от мусора;
Культурное наследие (памятники ЮНЕСКО);
Природное наследие (одно из природных «чудес» планеты);
Заповедники России;
Интервью с историческим персонажем (Петр I, Екатерина Великая, Дмитрий Донской, Христофор Колумб и др.).
Урок в форме пресс-конференции также является одним из самых эффективных интерактивных методов обучения в моей работе. Приведу примеры тем, по которым мы с учениками проводим пресс-конференции:
Экологические проблемы нашего края;
Как сохранить крепкое здоровье;
Надо ли спасать болото;
Как сохранить леса.
На канале «Россия – К» уже много лет идет ток-шоу «Культурная революция». Формат этой передачи я использую на своих уроках под названием «Ищем истину». Темы наших «ток-шоу»:
Крепостное право на Руси принесло пользу