Этнопедагогика о народных традициях патриотического воспитания детей


Этнопедагогика о народных традициях патриотического
воспитания детей
Нет сегодня ничего сложнее, чем говорить о патриотизме. Сегодня, когда мы становимся свидетелями множества сложных моментов, связанных межконфессиональными и межнациональными отношениями, ксенофобией, наиболее остро встает вопрос формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических, этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите, воспитание толерантного сознания и поведения.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своем деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Поэтому нашей задачей является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие к народным традициям и промыслам; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,. их традициям. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Большую радость доставляет дошкольникам знакомство с героями нартского эпоса. Дети легко усвоили слово «нарт». Мы использовали такое вступление: «Давным-давно жили на нашей земле, в горах Кавказа, на берегу Черного моря сильные, смелые люди. Это были нарты. Они славились добротой и радушием, гостеприимностью и щедростью души. Свою славную жизнь, свои подвиги, успехи и неудачи они воспевали в песнях, легендах, сказаниях. Нарты-это сказочные герои адыгских сказок и легенд. Адыги-так называли этих мудрых и смелых людей. Нартского здоровья желали раньше близким людям. «Будь нартом!»-говорили родившемуся младенцу. Нарт был симолом удачи, смелости и отваги. Очень много легенд было сложено нашем адыгском народе.
Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое, на корнях национальной традиции.
Основная цель воспитания, под народным представлением заключается в подготовке всесторонне развитых людей, способных преодолевать любые трудности в жизни. Устное народное творчество адыгов дает модель совершенного человека, в котором должны сочетаться глубокая преданность своему народу, любовь к Родине и готовность защитить ее, трудолюбие, ум, хорошая физическая подготовка, умение любить и создавать красивое. Совокупность норм или правил поведения людей, регулирующих их отношения друг к другу, а также к обществу, к определенному классу, родине, семье и т.д. адыги называли «Адыгэ хабзэ» что означает «адыгские нравы». Одной из главных проблем «Адыгэ хабзэ» было взаимоотношение общества и личности. Во многих произведениях адыгского устного народного творчества проводится мысль о том, что человек зависит от общества в образе своих мыслей, в правилах, а поэтому вся деятельность должна быть направлена на то, чтобы теснейшим образом быть связанной с народом и служить ему. Честный человек не может быть счастлив, когда окружающие его люди страдают. Только вместе со своим народом можно быть счастливым. Одним из важнейших моральных требований адыгов к молодежи была любовь к Родине. Идея любви к своей родине нашла глубокое отражение в устном народном творчестве: существует много песен, загадок, пословиц о родине. Любовь к родине часто отражается с любовью к родному селу, дому, семье и т.д. Адыги внушали молодежи, что нужно уважать культуру и обычаи других народов. Анализируя и сравнивая русские и адыгейские пословицы и поговорки, дети узнают, что эти народы одинаково оценивают моральные качества человека, воспевают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к родине, трудолюбие, бичуют трусость, ложь, жадность, лень. Дети узнают, что у русского и адыгейского народа есть пословицы и поговорки, выражающие любовь к родине. Одним из главных моральных требований адыгского народа является трудолюбие и уважение к людям труда, в духе которых воспитывались дети с ранних лет. Народ внушал детям, что труд-основа человеческой жизни. Здесь хорошо заметна мысль народа, о том, что люди труда-самые высоконравственные и гуманные. Они добры, преданы интересам общества, верны своему слову. Важность своевременного выполнения любого трудового задания особенно заметна в сельском хозяйстве, в жизни земледельца, от этого зависит результат его труда. Поэтому народная мудрость наставляет использовать каждый час, каждый погожий день, не откладывая до следующего раза. «Неп зы1орэм мэунэ, неущ зы1орэр мэунэхъу» (Кто говорит сегодня-богатеет, кто говорит завтра-разоряется).
Народная педагогика адыгов добивалась, чтобы труд стал потребностью человека, чтобы всякая бездеятельность тяготила его, внушала, что трудовая деятельность доставляет прекрасные переживания. Чем сложнее трудовая деятельность, тем больше удовольствия доставляет человеку. В устном народом творчестве красной нитью проходит мысль о том, что презрение к труду ведет к нравственному падению, духовному опустошению.
Наряду с изучением устного народного творчества в детском саду знакомим детей с народно-прикладным искусством адыгов. В основе его лежат мотивы, связанные с животным и растительным миром. Самобытное, национальное по форме адыгское орнаментальное искусство разделилось тысячелетиями и использовалось для украшения одежды, мебели, предметов быта; детали одежды (женская шапочка, пояс и т.д.). Для рисования и аппликации отбираем орнаменты простые, доступные детям для воспроизведения. Каждому орнаменту мы с детьми даем название: «кинжал», «овечьи ножки», «солнце» и т.д. Дети с большим желанием принимают участие вместе с родителями в городских выставках, где показывают свои работы по прикладному искусству.
Прогрессивные педагогические идеи каждого народа могут и должны использоваться в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.